Содержание
Содержание
Введение.3
1. Теория преподавания математики в коррекционной школе VIII вида
1.1 Методологические проблемы преподавания математики для детей с отставанием в интеллектуальном развитии.5
1.2 Практическая реализация концепций преподавания математики для детей с отставанием в интеллектуальном развитии7
2. Применение дифференцированного и индивидуального подхода в обучении детей с отставанием в интеллектуальном развитии
2.1 Сущность дифференцированного и индивидуального подходов в обучении9
2.2 Положительные и отрицательные аспекты применения дифференцированного и индивидуального подхода в обучении математике детей в школе VIII вида13
Заключение..16
Список литературы.18
Приложение.19
Выдержка из текста работы
Глава 1. Деятельность педагога в использовании межпредметных связей в процессе преподавания курса географии учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида
.1 Дети с умственной отсталостью. Специфика восприятия географических знаний детьми с умственной отсталостью
.2 Деятельность учителя по подбору межпредметных связей, как способ активизации познавательной деятельности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида
.3 Роль и значение межпредметных связей в развитии познавательной деятельности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Глава 2. Методики реализации межпредметных связей на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, в целях активизации познавательной деятельности
.1 Методики формирования наглядно-образного мышления, с использованием данных естественно-научного профиля
.2 Методики формирования наглядно-образного мышления, с использованием данных гуманитарного профиля, творческих и трудовых предметов
Заключение
Литература
Введение
В процессе изучения курса географии, на протяжении всего обучения, у детей формируется научное мировоззрение. Использование на уроках географии межпредметных связей с другими предметами естественнонаучного профиля способствует укреплению в сознании учащихся идей о единстве наук, а так же оказывает положительное влияние на скорость и качество изучения и усвоения нового материала.
Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. И изучение географии в специальной школе восьмого вида имеет большое коррекционное значение. Материал, который содержит курс географии незаменим в процессе развития таких умений и навыков как: внимание, мышление, анализ, сравнение, нахождение причинно-следственных связей и т.д. [11, с.6]
Особенно это важно, учитывая специфику умственных процессов учащихся школы восьмого вида. Дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся и связи уже пройденного материала с новым т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать новый материал, если он связан с уже изученным. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. Материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корректирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления, введение же межпредметных связей помогает создать ассоциативные связи, делая запоминание нового материала гораздо проще.[1, с.1]
Отсюда следует значимость и актуальность изучаемого вопроса, которая определяется в необходимости организации использования межпредметных связей в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью.
Объектом и предметом курсовой работы является ребёнок с умственной отсталостью как участник процесса подготовки учащихся школы восьмого вида к будущей жизнедеятельности посредством методик межпредметности в процессе преподавания, а так же анализа методических материалов по введению межпредметных связей в уроки географии в специальной школе восьмого вида.
Цель курсовой работы: определить наиболее оптимальные условия для активизации познавательной деятельности учеников школы восьмого вида посредством активного введения межпредметных связей в процесс обучения, для подготовки их к будущей жизнедеятельности.
Из поставленной цели вытекают задачи, которые необходимо решить в ходе курсовой работы:
. Изучение и анализ литературы, содержащей тематику специфики межпредметности в проведении уроков географии в специальной (коррекционной) школе восьмого вида;
. Ознакомление с опытом работы и введения межпредметных связей олигофренопедагогами в ходе преподавания географии в школе восьмого вида, а так же с соответствующими разработками и методиками;
. Изучение программных требований к организации познавательной деятельности учащихся при формировании общих и единичных географических понятий и представлений.
. Анализ изученных данных и заключение вывода о объёме и качестве усвоения знаний и развития познавательной активности в работе с широким использованием межпредметных связей.
Изучение географии во вспомогательной школе, кроме осуществления ведущей идеи новой программы — единства обучения, воспитания и развития, — оказывает и коррекционно-развивающее воздействие на учащихся. Центральное место при решении коррекционно-развивающих задач на уроках географии отводится работе по развитию логического мышления. Исследования советских дефектологов позволяют утверждать, что именно это — главное направление корректирующего обучения.
Глава 1. Деятельность педагога в использовании межпредметных связей в в процессе преподавания курса географии учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида
.1 Дети с умственной отсталостью. Специфика восприятия географических знаний детьми с умственной отсталостью
Установлено что психическое развитие детей с умственной отсталостью подчиняется закономерностям развития детей в норме. Но в то же время проявляются специфические закономерности развития психики, обусловленные органическим поражением мозга, таких как замедление темпа развития, опережение в физическом развитии, позднее становление высших психических функций.
А.А. Катаева и Е.А. Стреблева отмечают, что отличия в развитии умственно отсталого ребёнка от нормального развития начинаются с первых дней жизни. С раннего детского возраста у детей с умственной отсталостью отмечается понижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, а так же могут проявляться элементы адъективного поведения и раздражительности. На первом году жизни такие дети неспособны дифференцировать свою семью от чужих людей, активное хватание не развито, не формируется зрительно-двигательная координация, а так же затруднено восприятие свойств и качеств предметов. [12, с. 8]
Как следствие у данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения.
В целом умственно отсталый ребенок в раннем возрасте уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сенситивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2-3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5-2 года.
У умственно отсталых детей предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интерес к предметам, в том числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет ориентировки не только типа «Что с этим можно делать?», но и «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предметов, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями — действиями, которые противоречат логике употребления предмета (в маленький гараж сует большую машинку, стучит куклой по столу). Наличие неадекватных действий — характерная черта умственно отсталого ребенка. [6, с. 14]
Для умственно отсталых детей дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями.
У детей с нормальным развитием второй стороной чувственного познания после восприятия является наглядно-действенное мышление. Оно содержит в себе стороны мыслительной деятельности: определение цели, условий, средств ее достижения. Наглядно-действенное мышление — исходное, на его основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Далеко не всем детям к концу дошкольного возраста оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное орудием или рукой, направлено на достижение практического результата. У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату.
Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста в отличие от нормального не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними. [5, с. 424]
Таким образом, тогда как к 6 годам нормально развивающийся ребенок достигает огромных успехов в познавательной сфере, ребенок с умственной отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций. [4, с. 16]
Таким образом, ребёнок с умственной отсталостью к школьному возрасту имеет множество отклонений, и корректировки, которые могут помочь из использования различных методик, в том числе введение на уроках межпредметных связей предметов и знаний.
Для обучения географии учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
. признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучения как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
. признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) напрямую зависит от характера и содержания образовательного процесса с учетом доступной им деятельности;
. развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации;
. разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
. ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие составляет цель и основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
. признание решающей роли содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
. учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их особых образовательных потребностей. [14]
Во вспомогательной школе на уроках географии должно быть многое сделано для развития у детей умения наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях.
Формирование у детей умения логически мыслить непосредственно связано с развитием у них правильной связной речи. Это одна из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе. Занятия географией могут быть прекрасной школой трудового воспитания детей. Они дают материал для постоянной систематической работы по воспитанию привычки к труду и потребности в труде, они требуют дисциплины мышления и четкой организации труда, сосредоточенности, аккуратности. Учитель должен проявить педагогический такт и чувство меры, направляя работу учащихся так, чтобы их учебная деятельность приносила каждому из них чувство удовлетворения. Для этого необходимо постепенно усиливать в процессе обучения требования к самостоятельной работе, соблюдая такую меру трудности для умственно отсталого ребенка, при которой предлагаемые вопросы и задания оставались бы посильными для него. От того, насколько хорошо подготовлены учащиеся в начальных классах к проведению экскурсий, наблюдений, практических работ зависит усвоение географического материала в старших классах. Географические сведения, усвоенные умственно отсталыми учащимися в начальных классах, являются пропедевтикой к изучению систематического курса географии в старших классах вспомогательной школы. [15, с. 3-5]
.2 Деятельность учителя по подбору межпредметных связей, как способ активизации познавательной деятельности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида
География, благодаря её связывающему, промежуточному положению и большому количеству совпадающих и пересекающихся тем с другими предметами обладает большим потенциалом по внедрению в курс методик межпредметности.
По общности такие виды связей выделяет педагогическая наука:
. научные факты, принадлежащие одному объекту познания;
. теории, законы, понятия;
. деятельность, проявляющаяся в умениях и навыках;
. научные методики и их использование;
. использующиеся формы обучения;
. общие для педагогики проблемы обучения и воспитания.
Такие виды связей могут проявляться в процессе обучения географии, это в большинстве своём связи по общности понятий и фактов, являющихся неравнозначными по степени изучения и глубине охвата соответствующих свойств и явлений. Так же стоит различать узкопредметные и широко используемые понятия, охватывающие многие научные направления и проявляющиеся в содержании многих предметов.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.[13, с. 287]
Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы. [7, с. 8, 13]
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель географии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель географии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов. [2, с. 7-8]
Забота о построении содержания единого курса географии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи — одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.
Таким образом, межпредметность — это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. [3, с. 13-15]
Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями биологии, математики, русского языка, истории и др., посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.
Учитель географии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в географических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:
) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;
) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;
) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;
) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении. [8, с. 21]
.3 Роль и значение межпредметных связей в развитии познавательной деятельности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида
В классической педагогике, в частности в работах Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, уделялось большое внимание проблеме взаимосвязей между учебными предметами. Великие дидакты обосновали необходимость межпредметных связей для отражения целостности природы в содержании учебного материала, для создания истинной системы знаний и миропонимания. Я.А. Коменский отмечал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. [9, с. 65-67]
И.Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.
К.Д. Ушинский обращался непосредственно к учителям, считая что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. Он отмечал, что обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга. В теории К.Д. Ушинского процесс усвоения знаний рассматривается как установление связи между ранее приобретенными и новыми знаниями. При этом он подчеркивал, что системность в обучении обеспечивается развитием ведущих идей и понятий и общих понятий с помощью внутрипредметных и межпредметных связей
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие межпредметных связей в обучении очень многогранное и требует адаптации и уточнения с позиций современных подходов к построению школьного географического образования.
Прежде чем приступить к разработке подачи материала, учитель географии должен ознакомиться с учебниками других предметов и обратить тщательное внимание на материалы (иллюстрации, задания, параграфы), которые так или иначе имеют пересечения с курсом географии, и определить в каком объёме и форме эти материалы могут быть использованы на уроках по курсу географии.
Важно значение межпредметных связей так же заключается в осуществлении общих и специальных задач в обучении и воспитании умственно отсталых школьников.
Вывод:
При осуществлении общих и специальных задач в обучении и воспитании школьников с умственной отсталостью межпредметные связи играют важную роль. География имеет богатые возможности для осуществления коррекционных задач. При опоре на материал, связанный с изучением особенностей родного края происходит социальная реабилитация детей с умственной отсталостью. Учащиеся формируют определённый объём знаний в области географии, а так же представлений и важных понятий о природе.
Таким образом, решается не только вопрос экологического воспитания, но и не последнего по важности вопрос нравственного воспитания.
познавательный географический специальный школа
Глава 2. Методики реализации межпредметных связей на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, в целях активизации познавательной деятельности
.1 Методики формирования наглядно-образного мышления, с использованием данных естественно-научного профиля
Межпредметные связи, не только в большой степени влияют на повышение научного уровня преподавания географии, но и так же имеют высокий потенциал применения в данной области в связи со своей многополярностью и активным взаимодействием с другими научными сферами.
Межпредметные связи приобретают особенное значение, когда речь заходит об использовании их в обучении географии детей в школе восьмого вида. В связи с этим необходимо рассмотреть предметы естественно-научного профиля, имеющие межпредметные связи с географией.
Такие как:
. математика;
. биология.
Межпредметные связи географии с математикой имеют огромное значение как в процессе изучения географии, так и в процессе изучения математики. Предмет географии можно рассматривать как способ применения полученных ранее математических знаний на практике, что способствует не только укреплению материала точной науки, но и проводит с этим материалом ассоциативную связь с географическим профилем, тем самым помогая новой информации лучше усвоиться вместе с уже известными знаниями.
Примером такой связи могут служить понятия координат, расстояний, расчёт масштабов местности, а так же высоты гор, размеры городов и так далее и тому подобное. В связи с таким взаимодействием предметов у учеников развиваются умения к расчётам и измерению, оценки масштабов и расстояний, координирование и закрепление вычислительных навыков через практическую деятельность на основе географической теоретической базы.
Например, можно предложить такое задание при изучении темы: "Масштаб". У каждого ученика должна быть линейка, с помощью которой ученику дается задание измерить длину и ширину своей парты, учебника, тетради. В результате этой работы закрепляются навыки измерительной техники, что попутно осуществляется связь с профессиональным трудом. Затем учащихся учитель подводит к мысли при изображении этих длин в тетради, что в данном месте необходим масштаб, знание о котором учащиеся уже получили на уроках математики. Недоумение, вызванное вначале этим заданием, сменяется уверенностью, что данные длины — необходимо уменьшить. Только во сколько раз — здесь каждому ученику дается право пофантазировать, помыслить, а уже затем общими усилиями определяется оптимальный вариант. Одновременно решается, закрепляется выражение "во сколько" и "на сколько", что очень трудно порой решается учащимися на практике. Закрепляются вычислительные навыки по данной теме при работе с картой. Даются задания (можно и индивидуально) по определению расстояния от одного города до другого, например, от Твери до Москвы по карте с помощью ее масштаба.
Наиболее близкую связь с географией имеет биология, поскольку включает в себя познания об окружающем мире растений и животных и экологи. Таким образом, уже полученные из курса естествознания знания о воде например, а именно о её свойствах и обитателях, видах и пользе дополняется и обрастает информацией о её нахождении, опасностях загрязнения и сложности добычи. Ученики начинают лучше понимать её ценность на примере иных, отличных территорий проживания, территориях описываемых курсом географии, вырабатывают серьёзное отношение к проблемам экологии и личного поведения на природе. Теперь вода перестаёт являться просто вместилищем для различных организмов и жидкостью необходимой для выживания, она так же начинает занимать место геополитическое, экономическое, получает признак экстерриториальности и разделения. Похожие метаморфозы происходят со знаниями учеников о земле, как среде необходимой для роста и жизнедеятельности растений. Лучше раскрываются её свойства и виды, постепенно связываемые с местами обитания определённых растений. Знания очень близко взаимодействуют друг с другом, и потому усваиваются учениками гораздо лучше, повышая общую результативность обучения. Связь с биологией может выражаться в задании типа: «рассказать, какие животные живут на этой территории и найти связь с погодно-температурными условиями климата данной местности». Таким образом, ученики не только вспоминают названия животных, которых изучили на биологии, но и узнавая о них больше изучают основные положения географии.
.2. Методики формирования наглядно-образного мышления, с использованием данных гуманитарного профиля, творческих и трудовых предметов
В процессе формирования наглядно-образного мышления и активации познавательной деятельности очень важна межпредметная связь с дисциплинами гуманитарного профиля, а так же связь географии с творческими и трудовыми предметами, прививающими необходимые навыки ученику с умственной отсталостью. Такую функцию межпредметности выполняют:
. История;
. Русский язык;
. ИЗО;
. Труд и пр.
Нельзя не упомянуть связь географии с историй, поскольку один предмет невозможен без существования другого. География изучает землю, её полезные ископаемые, людей на ней проживающих, их численность и различия народностей — знания необходимые для полноценного и исчерпывающего понимания курса истории, который так же включает экономику.
Так ученики понимают что земля не только местность, но так же территория со своими свойствами и географическим положением. Совершенно не представляется возможным понимание курса истории без расширения её знаний географическими деталями, из чего очевидным становится важность межпредметных связей в преподавании обоих предметов. Так учащиеся лучше усваивают понятия границ политических и территориальных, понятия о ресурсах как о полезных ископаемых и как о рычаге экономического воздействия. Примером взаимодействия предметов в процессе преподавания можно рассматривать работы, в которых поднимаются такие вопросы как: «Границы государства», «соседственные страны», «страны данного континента». Таким образом, формируется представлении о странах мира и их расположении.
Так же легко проследить межпредметную связь географии и развития речи. Умение передать содержание деловой статьи учебника, передать своими словами рассказ учителя, умение вести диалог, а так же умение пользоваться монологической речью немыслимо без тесной связи с уроками развития устной речи. Среди многочисленных метопов можно назвать работу с опорными схемами.
Например, при изучении темы "Географическое положение лесной зоны", учитель начинает работу по тексту, написанному заранее. "К югу от тундры, но к северу от степей широкой полосой от берегов Охотского и Японского морей…"
Так как учащиеся мыслят конкретно — образно можно предложить схему. Где учащиеся наглядно видят, расположение лесной зоны и попросить описать, что ученик видит на схеме. Развивая, таким образом, наглядно-образное мышление и речевые способности через курс географии.
Связь с рисованием и ИЗО необходима на уроках географии, так как рисование компонентов курса, например типов лесов, типы местности и т.д., помогает ученикам с умственной отсталостью не только легче выучить новый материал живо представляя его, но ещё и развить свои моторные навыки.
Примером такой связи могут служить очень многие вариации творческих заданий. Можно попросить учеников рисовать горы, моря или другие географические объекты, в то же время, проверяя качество усвоенного материала, тем самым открыв пути к его корректировке, если таковая требуется. Так же связь географии с уроками рисования хорошо видна при зарисовке схем отдельных видов или форм земной поверхности в тетрадях, при работе с контурными картами. [10, с. 54]
Немаловажное значение имеет связь уроков географии с основами сельскохозяйственного производства. Планируется начинать трудовое воспитание, обучение еще в начальной школе. Эффективное трудовое обучение основывается не на отдельных элементах, а на систематическом процессе. Важное значение в ознакомлении учащихся с основами сельскохозяйственного производства имеет взаимосвязь естествознания, географии и сельскохозяйственного труда. Единство этих школьных предметов заложено и в требованиях к знаниям и умениям учеников, и в содержании учебника. Школьники должны осознавать, что умения и знания, которые они получают на уроках сельскохозяйственного труда и географии, имеют значение для их будущей трудовой деятельности. Поэтому важно проводить параллель между трудом взрослых: на поле и работой учеников на пришкольном участке, отмечая, что цель трудовых операций одна и та же, однако проводятся они в разных условиях на поле с помощью сельскохозяйственной техники, на небольшом участке ручными орудиями труда. Школьники наблюдают за всеми видами трудовой деятельности в хозяйстве, провопят сравнение с работой на участке. Следовательно, уроки географии строятся с учетом наблюдений, проведенных на экскурсиях на поле, практического опыта школьников по выращиванию сельскохозяйственных растений с основанием трудовой деятельности. Практическая направленность уроков (природоведения) географии и теоретическое обоснование сельскохозяйственного труда закладывает начала научного понимания сельскохозяйственной деятельности человека, развивает у школьников представление о взаимосвязях в природе, и в первую очередь причинных, дает прочные знания, осознанные умения, стимулирует развитие наблюдательности, учит применять свои знания в различных ситуациях.
Вывод:
Следуя из вышеизложенного материала можно проследить динамику положительного влияние использования методик межпредметности на уроках географии, так как методики и задания, затрагивающие пересекающиеся темы географии с другими предметами не только вызывают больший интерес у школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, но так же помогают педагогу разнообразить уроки, активизируя познавательную деятельность учеников, тем самым повышаю уровень обучаемости и усвоения материала.
Заключение
Изучив и проанализировав литературу, содержащую специфику межпредметности в проведении уроков географии в специальной (коррекционной) школе восьмого вида, открылась возможность ознакомиться и тщательно исследовать опыт работы по введению межпредметных связей в курс географии в школе восьмого вида опытными олигофренопедагогами.
Сравнив всю полученную информацию, включая исследования научных требований к организации познавательной деятельности учащихся при формировании общих и частных географических понятий и представлений можно сделать вывод, что внедрение межпредметных связей и использование специальных методик, отражающих связь различных предметов между собой значительно улучшает объём и качество усвоения знаний и развития познавательной активности в ходе образовательного процесса.
Следовательно, использование межпредметных связей на уроках географии в специальной (коррекционной) школе восьмого вида не только полезно, но и необходимо для целостности и качества образования и структурирования получаемых знаний учениками с умственной отсталостью.
Литература:
1. Панченко Л.И. Особенности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: ООО «Школьная Пресса» 2002-2010, 1 с.
. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения [текст] / В.Н. Максимова, М.: Просвещение, 1988. — 192с.
. Федорова В.Н. Межпредметные связи [текст] / В.Н. Федорова, Д. М. Кирюшин. М.: Педагогика, 1972. — 446с.
. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. — 220 с.
. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: медицина, 1995. — 602с.
. Антонова О.А. Учебно-методический материал по логопедии по теме: Особенности психофизического развития детей с ОВЗ, 2013. — 39с.
. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1986.
. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
. Блинова Т.Л. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО [Текст] / Т.Л. Блинова, А.С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 174.
. П.А. Громов. Рисунок в обучении физической географии. М.: Просвещение, 1979. — 128с.
. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.
. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 208 с.
. Коменский Я.А. Избр. пед. Соч., 1955
14. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785)
. Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе.- Ташкент: Укитувчи, 1980. — 163 с.
. Малахов Н.В. Виды межпредметных связей и их использование. Журнал: География в школе, 198 3,М.