Выдержка из текста работы
Актуальность. В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
Человек должен жить среди людей, и ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата — прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые бывают у каждого из нас. Не требует доказательств тот факт, что общество характеризуется, в первую очередь, своим отношением к инвалидам, поэтому включение детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата в социальную жизнь, исследование особенностей их эмоционально-волевого развития при ортопедических нарушениях, является исключительно важным.
Проблема развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата была подвергнута многостороннему медицинскому, а также психолого-педагогическому исследованию, что отражено в работах Ф.Р. Богданова, М.В. Акатова, М.И. Рябцева, М.Б. Цукер, М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Л.Б. Халиловой, Н.Н. Малофеева, и др.
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.
Цель данного исследования: изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе:
1. На основе анализа психологической литературы дать определение патологиям опорно-двигательного аппарата;
2. Выявить особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нормой и с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
3. Определить роль родителей в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Объектом исследования является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования являются особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— концепция общей теории систем и системной организации научных исследований (О. Л. Алексеев, Б. Г. Ананьев, II. К. Анохин, И. В. Блауберг, В. П. Зинченко, М. С. Каган, В. В. Коркунов, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Садовский, Э.Г.Юдин и др.);
— основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, П. Я. Трошин и др.);
— концепция деятельности (А. Н. Леонтьев);
Для решения поставленных цели и задач в работе использовался теоретический метод: анализ современной психологической литературы по теме исследования.
………….
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т., Тимонина, О. В. Детские церебральные параличи. М., 2008.
2. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – с.14-18, с.15.
3. Дрозд, Г.А. Детские церебральные параличи Государственный медицинский университет, г. Курск, Россия, 2006.
4. Ермоленко, Н. А., Скворцов, И. А., Неретина, А. Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами//Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2000.
5. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М., 2006.
6. Зайцев, Д.В., Зайцева, Н.В Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие. – М.: Прогресс 2007. — с. 22.
7. Инклюзивное образование: перспективы развития в России // Материалы к конференции. Часть 1.
8. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье, книга для родителей. Просвещение, 1993.
9. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. М., 2007.
10. Коняева, Н.П., Никандрова, Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Владос, 2010. — 200 с.
11. Корекционная педагогика / В.С. Кукушин, Г.Г. Лорин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование» — Ростов н/Д: Изд-ий центр «Март», 2002. — 304 с.
12. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.: Просвещение, 2001.
13. Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д., Добровольская, Т.А. Психолого-педагогическая диагностика Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
14. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г., Гусейнова, А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Изд-во Книголюб, 2008.
15. Левченко, И.Ю., Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Просвещение, 2008.
16. Лубовский, В. И. Специальная психология: Учебное пособие / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева; под ред. В. И. Лубовского. – М.: Академия, 2004. – 410 с.
17. Мамайчук, И.И., Пятаковой, Г.В. «Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом» Дефектология. –– 1990. – №3. – с. 45
18. Мамайчук, И.И. Психокоррекционые технологии для детей с проблемами в развитии СПб Речь, 2006. – 400 с.
19. Мастюкова, Е. М. Дети с церебральным параличом. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. — М., 2003.
20. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Вос-питание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 2.
21. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. Изд. Теревинф, 2009.
22. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.
23. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Просвещение, 1998.
24. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития Е.А. Савина изд. Владос, 2008. – 224 с.
25. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование., Ткачева В.В. Владос, 2014. – 152 с.
26. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — 160 с.
27. Шипицына, Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб.: Образование, 1995.
28. Шипицына, Л.М., Мамайчук, Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.
29. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
30. Шишковская, А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии.