Содержание
Содержание
Введение3
1. Сущность и значение налогов в условиях рыночной экономики6
1.1. Сущность и функции налогов6
1.2. Налоговая система, структура и принципы ее построения в Российской Федерации, классификация налогов9
1.3. Налог на прибыль организаций: плательщики, объект, налоговая база, ставки, сроки уплаты12
2. Налог на прибыль организаций как элемент налоговой системы РФ15
2.1. Краткая экономическая характеристика объекта исследования15
2.2. Исчисление и уплата налога на прибыль17
2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов с бюджетом19
2.4. Пути совершенствования механизма исчисления и взимания налога на прибыль организаций21
Заключение27
Список использованной литературы29
Приложения
Выдержка из текста работы
1.2 Характеристика налогоплательщиков и обязательных элементов налога на прибыль организаций ————————————————— 9
2 Порядок исчисления и сроки уплаты и налога на прибыль организаций ————————————————————————— 16
2.1 Порядок исчисления налога на прибыль организаций —————- 16
2.2 Порядок уплаты налога на прибыль организаций ———————- 20
3 Анализ арбитражной практики по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций————————————————— 22
Заключение—————————————————————————— 30
Список использованных источников——————————————— 33
Приложение А Налоговая декларация по налогу на прибыль————— 35
Приложение Б Анализ судебных решений по вопросу включений затрат в расходы по налогу на прибыль организаций———————————— 44
Приложение В Анализ судебных решений по вопросу налогообложения доходов организаций—————————————————————— 61
Введение
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Прибыль как экономическая категория — это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем, что законодательная база по налогу на прибыль постоянно изменяется и выражается это в большом количестве издаваемых изменений и дополнений. Этот факт часто не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами.
Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.
Актуальность также подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран.
Целью работы является рассмотрение налога на прибыль организации, порядка его исчисления и уплаты.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— определить место налога на прибыль организации в налоговой системе Российской Федерации;
— охарактеризовать налогоплательщиков и основные элементы налогообложения по налогу на прибыль организации;
— описать порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль организации;
— проанализировать арбитражную практику по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Предметом данной работы является налог на прибыль организации, объектом — порядок его исчисления и уплата налога на прибыль организации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты налога на прибыль организации, его сущность и место в налоговой системе РФ. Также в ней описаны основные элементы налогообложения по данному налогу и исследована его история в РФ.
Вторая часть работы посвящена практическим основам налога на прибыль организации, проблематике налогообложения по налогу на прибыль организации и нахождения путей решения этих проблем.
В третьей главе данной работы проведен анализ арбитражной практики по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, периодическая литература, монографические работы, учебные издания, электронные ресурсы.
Объем работы составляет 74 страницы, 6 таблиц, 3 рисунка, 3 приложения, 16 источников.
1 Сущность налога на прибыль организаций и его место в налоговой системе РФ
1.1 Место налога на прибыль организации в налоговой системе РФ
Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций [1].
Налог на прибыль организаций — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации. Это означает, что теоретически организации выступают реальными плательщиками этого налога, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении. Этот налог относится к федеральным налогам, однако, перечисляется организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. Причем основная часть налога зачисляется в бюджеты субъектов РФ [2].
Налог на прибыль имеет достаточно долгую историю развития. В разные времена и в разных странах этот налог приобретал те или иные черты, обусловленные специфическими экономическими условиями его применения. Современная модель налога на прибыль сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения в России [3].
В соответствии с Законом от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы»[4] в составе федеральных налогов был установлен подоходный налог (налог на прибыль с предприятий). Такое название налогу было дано, по всей вероятности, в связи с зарубежной практикой налогообложения, где действует подоходный налог с корпораций. Однако довольно быстро название налога было изменено и 27 декабря 1991 г. был утвержден Закон РФ № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который вступил в действие с 1 января 1992 г. [5].
Методика исчисления налога на прибыль предприятий и организаций по прошествии ряда лет показала существенные просчеты. Сам налог постепенно утратил свою стимулирующую функцию, больше половины налогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличением выпуска продукции. Конечно, не следует забывать и о том, что большое количество предприятий было либо не в состоянии получить сам показатель прибыли в силу экономического положения, либо делало все возможное для сокрытия или минимизации законным путем положительного финансового результата [6].
Таким образом, порядок исчисления данного налога требовал пересмотра. Частично работа по совершенствованию налогообложения прибыли проводилась на протяжении 1990-х гг.; достаточно сказать, что в Закон № 2116-1 с 1991 по 2000 годы было внесено свыше двухсот поправок и дополнений. Данные изменения касались различных элементов налога.
Прежде всего значительно расширился круг налогоплательщиков за счет коммерческих банков, страховых организаций и т.д. Связано это было с отменой в 1994 г. действующего порядка налогообложения доходов банков и кредитных учреждений и доходов от страховой деятельности. Предприятия игорного бизнеса стали уплачивать налог на прибыль только с суммы прибыли, полученной от иной (неигорной) деятельности.
Вносились изменения и в объект налогообложения. Особым образом формировался объект налогообложения в целом ряде отраслей: в банковской, страховой, инвестиционной, брокерской, при осуществлении посреднических операций, в сельском хозяйстве, на железнодорожном транспорте, в энергетике, нефтяной и газовой промышленности. Многократно пересматривался состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу налога на прибыль [7].
Однако подход к налогообложению прибыли принципиально не менялся. Такая задача была поставлена только при разработке главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), которая вступила в действие с 1 января 2002 года. Начиная с этого периода взимание налога на прибыль осуществляется исключительно в соответствии с данной главой [8]. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:
1) была значительно снижена ставка налога;
2) снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
3) было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК РФ содержится вся информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
4) с 1 января 2002 г. для исчисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК РФ порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета [9].
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций[10].
Если говорить о том, какое место занимает налог на прибыль в бюджете Российской федерации, то на рисунке 1 мы видим, что это третье место после НДПИ и НДФЛ.
Рисунок 1 — Поступление налогов в бюджет РФ за 2012 и 2013 гг.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на прибыль широко применяется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Также он позволяет государству активно влиять на экономические процессы и служит важным инструментом регулирования экономики. Именно налогообложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета, эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.
1.2 Характеристика налогоплательщиков и обязательных элементов налога на прибыль организации
Плательщиками налога на прибыль организаций признаются (ст. 246 НК РФ):
— российские организации;
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 247 НК РФ для различных категорий налогоплательщиков разные доходы признаются объектом налогообложения по налогу на прибыль организации. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Объект налогообложения по налогу на прибыль
Налогоплательщик Прибыль для целей налогообложения
Российская организация Полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25НК РФ
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянные представительства Полученный через постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ
Иностранная организация Доход, полученный от источников в Российской Федерации. При этом доходы данных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НКРФ
Для определения объекта налогообложения по налогу на прибыль организации используются следующие методы учета доходов и расходов, которые обозначены на рисунке 2.
Рисунок 2 — методы признания доходов и расходов организации
В соответствии со статьей 274 и 313 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль организация является денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, определяемая в соответствии со статьей 247 НК РФ подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка [11].
Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.
Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ [12].
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ [13].
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю [14].
Налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте[15].
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций распределяется в порядке указанном на рисунке 3:
Рисунок 3 — Распределение налоговой ставки налога на прибыль организаций
Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль организаций, установлены статьей 284 НК РФ.
В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки, их мы можем рассмотреть в таблице 2.
Таблица 2 — Виды ставок по налогу на прибыль организаций
Налоговая база по отдельным видам доходов Налоговая ставка
Дивиденды полученные: Российскими организациями от российских и иностранных организаций 9%
Иностранными организациями или физическими лицами — нерезидентами от российских организаций 15%
Проценты полученные: По государственным и муниципальным ценным бумагам 9% или 15%
По облигациям с ипотечным покрытием 9% или 15%
Продолжение таблицы 2
Налоговая база по отдельным видам доходов Налоговая ставка
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием 9% или 15%
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (кроме дивидендов и процентов, а также доходов, указанных ниже) 20%
Доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок 10%
Прибыль сельскохозяйственных производителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельхозпродукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельхозпродукции (ст. 2.1 федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ) 0%
Прибыль организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность при соблюдении требований ст. 284.1 НК РФ 0%
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода, по итогам отчетного периода исчисляется сумма авансовых платежей. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:
— в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
— во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
— в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия — авансовый платеж по итогам первого квартала).
— в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев — авансовый платеж по итогам полугодия).
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.
Сроки уплаты авансовых платежей наглядно можно увидеть на рисунке 3.
Таким образом, с 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль установлены в главе 25 НК РФ.
Основными законодательными актами, устанавливающими порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, являются: НК РФ; Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в НК РФ, Международные договоры.
В Российской Федерации роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. Налог на прибыль организаций занимает третье место после НДФЛ и НДПИ.
2 Порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль организаций
2.1 Порядок исчисления налога на прибыль организаций
Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль организаций на примере данной практической ситуации.
У общества с ограниченной ответственностью «Актив» (далее ООО «Актив») за 1 квартал 2013 г. в результате хозяйственной деятельности получено:
— доходы от реализации 5 200 000 руб.;
— внереализационные доходы 150 000 руб.;
— расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации 4 300 000 руб.;
— внереализационные расходы 470 000 руб.;
— итого прибыль 580 000 руб. (5 200 000 + 150 000 — 4 300 000 — 470 000);
— убыток от реализации амортизируемого имущества 170 000;
— налоговая база 750 000 руб. (580 000 + 170 000).
Доходы от реализации за предыдущие четыре квартала составили 31 800 000 руб. (2, 3, 4 кварталы 2012 г. и 1 квартал 2013 г.).
Таким образом, в среднем выручка за квартал составила 7 950 000 руб. За 9 месяцев 2012 г. — убыток. Авансовые платежи на 1 квартал 2013 г. не исчислены.
Исчислено налога за 1 квартал 2013 г.:
— всего (в строке 180 листа 02 Приложения 1 Налоговая декларация по налогу на прибыль организации) — 150 000 руб. (750 000*20/100), в том числе:
В федеральный бюджет (строка 190 листа 2 Приложения 1 Налоговая декларация по налогу на прибыль организации) — 15 000 руб. (750 000*2/100); в областной бюджет (строка 200 листа 2 Приложения 1 Налоговая декларация по налогу на прибыль организации) — 135 000 руб. (750 000*18/100);
За 6 месяцев 2013 года налоговая база ООО «Актив» составила 1 620 000 руб., налог на прибыль всего 324 000 руб., в том числе в федеральный бюджет 32 400 руб., в областной 291 600 руб.
За 9 месяцев 2013 года налоговая база ООО «Актив» составила 2 250 000 руб., налог на прибыль всего 450 000 руб., в том числе в федеральный бюджет 45 000 руб., в областной 405 000 руб.
За 2013 г. налоговая база ООО «Актив» составила 3 450 000 руб., налог на прибыль всего 690 000 руб., в том числе в федеральный бюджет 69 000 руб., в областной 621 000 руб.
Для расчета авансовых платежей по налогу на прибыль организаций рассмотрим следующую практическую ситуацию.
Предприятие промышленности, находящееся на обычной системе налогообложения, уплачивает ежемесячные авансовые платежи. Отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая база по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. составила 287 000 руб., за полугодие — 785 000 руб., за девять месяцев — 706 000 руб., за 2012 г. — 1 020 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 20%, в том числе в федеральный бюджет — 2%, в бюджет субъекта РФ — 18%.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2011 г., равна 40 000 руб., в том числе в федеральный бюджет — 4000 руб., в бюджет субъекта РФ — 36 000 руб.
В целях упрощения примера исходим из того, что условный расход по налогу на прибыль равен сумме налога (авансового платежа) по декларации.
При заполнении деклараций по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, девять месяцев и 2012 г. в листе 02 «Расчет налога на прибыль организаций» предприятие промышленности должно указать следующие данные.
Таблица 3 — Исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль
Показатели Код строки Сумма (руб.)
I квартал Полугодие 9 месяцев Год
Налоговая база для исчисления налога 120 78500 706000 823000 1020000
Сумма исчисленного налога на прибыль — всего, в т.ч: — федеральный бюджет; — бюджет субъекта РФ 180 190 200 157000 15700 141300 141200 14120 127080 154600 16460 148140 204000 20400 183600
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный(налоговый период) — всего, в т.ч: — федеральный бюджет; — бюджет субъекта РФ 210 220 230 120000 12000 108000 314000 31400 282600 141200 14120 127080 188000 18800 169200
Сумма налога на прибыль к доплате: — федеральный бюджет; — бюджет субъекта РФ 270 271 3700 33300 0 0 2340 21060 1600 14400
Сумма налога на прибыль к уменьшению: — федеральный бюджет; — бюджет субъекта РФ 280 281 0 0 17280 21060 0 0 0 0
Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующим за текущим отчетным периодом, — всего, в т.ч: — федеральный бюджет — бюджет субъекта РФ 290 300 310 157000 15700 141300 0 0 0 23400 2340 21060 Х Х Х
Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале следующего налогового периода. — всего, в т.ч: — федеральный бюджет — бюджет субъекта РФ 320 330 340 Х Х Х Х Х Х Х Х Х
Начиная с представления декларации по налогу на прибыль за девять месяцев 2012 г., а налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, — начиная с подачи декларации за семь месяцев 2012 г. используется форма декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@.
Поясним порядок заполнения отдельных строк налоговой декларации:
В строках 210 — 230 указываются суммы исчисленных авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода (строки 180 — 200) и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода. I квартал является первым отчетным периодом, поэтому при заполнении декларации за данный период по строкам 210 — 230 указываются только суммы ежемесячных авансовых платежей, например в нашем случае по строке 210 отражена сумма, равная 120 000 руб. (40 000 руб. x 3 мес.). В декларации за полугодие 2012 г. по строке 210 фиксируются сумма исчисленных авансовых платежей по итогам I квартала 2012 г. (157 000 руб.) (строка 180) и сумма ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате во II квартале 2012 г. (157 000 руб.), общая сумма составляет 314 000 руб. В декларации за девять месяцев 2012 г. по строке 210 отражена сумма, равная 141 200 руб. (141 200 + 0). За 2012 г. значение по строке 210 составляет 188 000 руб. (164 600 + 23 400);
В строках 290 — 310 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация. В декларации за I квартал по строке 290 фиксируется сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале. Эта сумма равна сумме исчисленного налога по строке 180 декларации за I квартал (в нашем случае — 157 000 руб.). В декларациях за полугодие и девять месяцев сумма платежей по строке 290 определяется как разница между суммой исчисленного налога на прибыль за отчетный период, отраженной по строке 180, и суммой исчисленного налога на прибыль, указанной по этой же строке за предыдущий отчетный период. (Поэтому за девять месяцев 2012 г. по строке 290 указывается сумма, равная 23 400 руб. (164 600 — 141 200).) Если такая разница отрицательна или равна нулю (в нашем примере именно такая ситуация возникла при заполнении декларации за полугодие 2012 г.), ежемесячные авансовые платежи не осуществляются. В декларации за налоговый период строки 290 — 310 не заполняются. Кстати, в части сроков уплаты ежемесячные авансовые платежи распределяются по соответствующим уровням бюджетов равными долями в размере 1/3 суммы платежа за квартал. Если сумма платежа не делится по трем срокам уплаты без остатка, остаток прибавляется к ежемесячному авансовому платежу по последнему сроку уплаты;
Строки 320 — 340 заполняются только в декларации за девять месяцев. В них указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале следующего налогового периода. Данная сумма принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале.
2.2 Порядок уплаты налога на прибыль организаций
Для того чтобы рассмотреть порядок и сроки уплаты налога на прибыль воспользуемся предыдущей ситуацией. Тогда в бухгалтерском учете предприятия промышленности должны быть отражены следующие записи:
Таблица 4 — Отражение сумм налога на счетах бухгалтерского учета
Содержание операции Дебет Кредит Сумма (руб.)
Не позднее 30.01.2012, 28.02.2012, 28.03.2012
Уплачена сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале 2012 г.: -в федеральный бюджет (12000 руб. *1/3); — бюджет субъекта РФ (108000*1/3) 68-фед 68-суб 51 51 4000 36000
31.03.2012
Начислен авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам I квартала 2012 г. (условный расход по налогу на прибыль): — федеральный бюджет -бюджет субъекта РФ 99 99 68-фед 68-суб 15700 141300
Не позднее 30.04.2012
Уплачен авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам I квартала 2012 г. С учетом уплаченных ежемесячных авансовых платежей: — федеральный бюджет(15700-12000) руб.; — бюджет субъекта РФ(141300-108000) руб. 68-фед 68-суб 51 51 3700 33300
Продолжение таблицы 4
Уплачен подлежащий уплате во II квартале 2012 г. Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль: — федеральный бюджет (15700 руб. *1/3); В бюджет субъекта РФ (141300 руб.*1/3) 68-фед 68-суб 51 51 5233 47100
Не позднее 28.05.2012
Уплачен подлежащий уплате во II квартале 2012 г. Третий ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль: — федеральный бюджет (15700-5233-5233) руб.; — бюджет субъекта РФ 68-фед 68-суб 51 51 5233 47100
30.06.2012
По итогам полугодия 2012 г. Уменьшена ранее начисленная сумма авансового платежа по налогу на прибыль: — федеральный бюджет (15700-14120)руб.; — бюджет субъекта РФ (141300-127080)руб. Сторно
99 99 68-фед 68-суб (1580) (14220)
30.09.2012
Доначислен авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам девяти месяцев 2012 г.: — Федеральный бюджет(16460-15700+1580)руб. — бюджет субъекта РФ(148140-141300+14220)руб. 99 99 68-фед 68-суб 2340 21060
31.12.2012
Начислен налог на прибыль по итогам налогового периода — 2012г. С учетом ранее начисленных авансовых платежей: — федеральный бюджет (20400-16460) руб.; — бюджет субъекта РФ (183600- 148140) руб. 99 99 68-фед 68-суб 3940 35460
В полугодии 2012 г. возникла переплата (дебиторская задолженность) по авансовым платежам по налогу на прибыль в части расчетов с федеральным бюджетом в размере 17 280 руб., с бюджетом субъекта РФ — 155 520 руб. Данную переплату зачитываем в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль. Исходя из приведенных данных зачет осуществлен в отношении сумм налога к доплате по итогам девяти месяцев (авансовый платеж) и налогового периода, а также ежемесячных авансовых платежей за IV квартал 2012 г. и I квартал 2013 г. В связи с этим по состоянию на 28.03.2013 г. дебиторская задолженность в части расчетов с бюджетом по налогу на прибыль составит:
— по федеральному бюджету — 11 000 руб. (17 280 — 2340 — 1600 — 2340);
— по бюджету субъекта РФ — 99 000 руб. (155 520 — 21 060 — 14 400 — 21 060).
3 Анализ арбитражной практики по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций
Анализ судебной практики по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организации имеет большое значение, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Известно, что в России судебная практика (точнее, судебные решения) не является официальным источником права, вместе с тем она наряду с правоконкретизирующей функцией играет роль фактора, оказывающего существенное влияние на совершенствование и развитие российского законодательства. Судебная практика служит своеобразным «барометром» тех изменений и дополнений, которые надо внести в действующее законодательство по налогу на прибыль организаций.
Анализ проводился на основе Постановлений ФАС Северо-Западного, Московского, Поволжского, Волго-Вятского, Северо-Кавказского округов 2011-2013 гг. В представленных делах рассматриваются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Чаще всего встречаются ситуации, когда налогоплательщики (организации) обращаются в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проводя анализ арбитражной практики по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций было выявлено, что наиболее часто встречающимся является спор по вопросу включения тех или иных затрат предприятия в расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Данный анализ представлен в таблице 5. Здесь опис……..