Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…….3
1. Понятие налоговой системы РФ……..4
2. Элементы налоговой системы РФ……………9
Заключение……..17
Список использованных источников и литературы……18
Выдержка из текста работы
Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
. Система налогового законодательства РФ
Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:
НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
— Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
) формы и методы налогового контроля;
) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
НК РФ состоит из двух частей. Первая часть НК РФ была введена в действие 1 января 1999 года. Она содержит основополагающие нормы действующего в России налогового законодательства, включая понятия, которые используются в налоговом праве, принципы налогообложения, систему налогов, статус налогоплательщиков и органов власти, которые участвуют в налоговых отношениях, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, нормы об ответственности за нарушение налоговых законов, а также нормы о защите прав налогоплательщиков.
Вторая часть НК РФ была введена в действие 1 января 2001 года. Данная часть устанавливает правила, которые касаются конкретных налогов.
По территориальному признаку в России действует трехуровневая система налогов: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Также выделяются специальные налоговые режимы. Краткая характеристика уровней налогов представлена в таблице 1.
Таблица 1. Виды налогов и сборов
Виды налогов и сборовПорядок установления и введения налогов и сборов1. Федеральные налоги и сборы: 1.1. Налог на добавленную стоимость. 1.2. Акцизы. 1.3. Налог на доходы физических лиц. 1.4. Налог на прибыль организаций. 1.5. Налог на добычу полезных ископаемых. 1.6. Водный налог. 1.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. 1.8. Государственная пошлина.Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.2. Региональные налоги: 2.1. Налог на имущество организаций. 2.2. Налог на игорный бизнес. 2.3. Транспортный налог.Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.3. Местные налоги: 3.1. Земельный налог. 3.2. Налог на имущество физических лиц.Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов. Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти гг. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.налог федеральный законодательный
Основу налоговой системы составляют федеральные налоги, к которым относятся:
— налог на добавленную стоимость (НДС);
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— водный налог;
— государственная пошлина;
— налог на добычу полезных ископаемых.
Рассмотрим их подробнее:
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, которые обязаны уплачивать данный налог в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также некоторые другие операции, включая ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налогообложение производится по налоговой ставке, которая может составлять от 0% до 18% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) в зависимости от их вида.
Например, налоговая ставка 0% применяется при оказании услуг по международной перевозке товаров. По ставке 10% осуществляется налогообложение реализации отдельных продовольственных товаров (мяса, молока и продуктов из него, яиц, масла растительного, сахара, соли, хлеба, крупы, муки, макаронных изделий, рыбы живой, продуктов детского и диабетического питания, овощей, определенных товаров для детей и медицинских товаров российского и иностранного производства, а также некоторых других товаров).
НК РФ предусматривает налоговые вычеты и возможность возврата налога налогоплательщику из бюджета.
Акцизы
Круг налогоплательщиков акцизов аналогичен НДС.
Подакцизными товарами являются спирт этиловый, спирт коньячный, спиртосодержащая продукция (за исключением некоторых видов медикаментов, ветеринарных препаратов и парфюмерно-косметической продукции), спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.
Объектом налогообложения акцизами является реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров лицами, которые произвели эти товары, ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также некоторые другие операции.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по различным ставкам в зависимости от вида товара. Например, в 2012 году пиво с содержанием этилового спирта свыше 0,5 процента до 8,5 процентов будет облагаться налогом по ставке 12 рублей за литр, табак (за исключением сырья) — 610 рублей за килограмм, сигареты с фильтром — не менее 460 рублей за 1000 штук.
Налог на доходы физических лиц
Налоговые резиденты России уплачивают данный налог как с доходов от источников в России, так и с доходов от источников за пределами России. Лица, которые не являются налоговыми резидентами России, уплачивают налог только с доходов от источников в России.
Налоговыми резидентами России признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
НК РФ определяет виды доходов, которые не подлежат налогообложению, а также предусматривает систему налоговых вычетов, которые уменьшают налоговую базу.
Например, не подлежат налогообложению большинство государственных пособий и государственные пенсии, гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России, наследуемое имущество, суммы платы за обучение налогоплательщика, некоторые доходы по вкладам в банках, которые находятся в России, а также другие доходы, которые определены в НК РФ.
Налоговая ставка варьируется от 9% до 35%. Основная налоговая ставка составляет 13%. Лица, которые не являются налоговыми резидентами России, по общему правилу уплачивают налог по ставке 30%. Иностранные высококвалифицированные специалисты, которые имеют соответствующее разрешение на работу, платят налог по ставке 13% даже в случае, когда они не являются налоговыми резидентами России.
Со многими государствами Россия заключила соглашения об устранении двойного налогообложения, которые позволяют получать освобождение от уплаты налога в России, если он был уплачен в другом государстве.
Налог на прибыль организаций
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в Российской Федерации.
Участники инновационного проекта «Сколково» освобождаются от обязанности уплачивать налог в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта.
Объектом налогообложения являются доходы, которые уменьшены на величину расходов налогоплательщика, перечисленных в НК РФ.
Основная и максимальная налоговая ставка составляет 20%. В определенных случаях применяются пониженные налоговые ставки, которые могут достигать 0%.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке:
разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации;
разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения сборами являются млекопитающие, птицы, рыбы, моллюски, членистоногие, которые изымаются из среды обитания. НК РФ содержит перечни объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, за добычу которых взимаются сборы.
Ставки сборов установлены в рублях за одно животное или за тонну в случае с водными биологическими ресурсами.
Водный налог
Взимается за забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, для целей сплава древесины.
Налоговые ставки установлены за объем воды, которая забирается из водных источников, за единицу площади используемой акватории, при использовании для целей гидроэнергетики — за единицу вырабатываемой электроэнергии, в при сплаве леса — за единицу сплавляемого леса на 100 километров сплава.
Государственная пошлина
Государственная пошлина взимается за совершение юридически значимых действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, нотариусами.
Уплата государственной пошлины осуществляется, например, при обращении с иском в суд или при обращении за оформлением определенных документов (например, разрешения на работу иностранному гражданину), при регистрации юридического лица и в других случаях.
Налог на добычу полезных ископаемых
Объектом налогообложения признаются:
полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации;
полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства;
полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).
Российские региональные налоги включают:
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
налог на имущество организаций.
Региональные налоги устанавливаются совместно федеральным законодателем и законодательными органами регионов России. Региональный налог обязателен к уплате на территории соответствующего региона России.
В отношении региональных налогов НК РФ определяет принципы их установления, введения в действие и прекращения действия. Кроме того, НК РФ определяет объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога.
Регионы устанавливают налоговые ставки в тех пределах, которые предусматриваются НК РФ. Кроме того, для транспортного налога и налога на имущество организаций регионы определяют порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.
Транспортный налог
Налогоплательщиками являются те лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством России.
Существует перечень транспортных средств, которые не подпадают под налогообложение. В этот перечень, например, входят автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, промысловые морские и речные суда, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, сельскохозяйственная техника и некоторые другие транспортные средства.
Налог на игорный бизнес
Объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Налоговые ставки составляют (в месяц):
за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.
Налог на имущество организаций
Объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, полученное по концессионному соглашению), учитываемое на бухгалтерском балансе в качестве объектов основных средств.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
В целях уплаты налога иностранные организации ведут учет объектов налогообложения по российским правилам бухгалтерского учета.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается недвижимое имущество, которое находится в собственности иностранной организации или получено ей по концессионному соглашению.
Налоговая ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.
Местные налоги представлены в России земельным налогом.
Земельный налог устанавливается и прекращается совместно федеральным законодателем и представительными органами муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — законами данных городов). С момента установления налог обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования (городов Москва и Санкт-Петербург).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Налоговые ставки устанавливаются в пределах, которые предусмотрены НК РФ, и не могут превышать:
,3% для земель сельскохозяйственного назначения, земель, которые заняты жильем и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретены для жилищного строительства, земель, которые приобретены для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
,5 процента в отношении прочих земель.
Помимо собственно налогов в России действуют четыре специальных налоговых режима:
единый сельскохозяйственный налог;
упрощенная система налогообложения;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Специальные налоговые режимы являются льготными по сравнению с общим режимом и предусматривают замену уплаты нескольких налогов из тех, что мы перечислили выше, одним налогом или разделом произведенной продукции между государством и налогоплательщиком.
Например, при упрощенной системе налогообложения налогоплательщик — индивидуальный предприниматель может платить 6% от валового дохода. При этом он не платит: НДС, налог на доходы физических лиц.
Статистика налогов за 2011-2012 гг.:
Таблица 2. Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ
Январь-сентябрь 2012 г.В% к январю-сентябрю 2011 г.консолиди- рованный бюджетв том числеконсолиди- рованный бюджетв том числефеде-ральный бюджетконсолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерациифеде- ральный бюджетконсолиди-рованные бюджеты субъектов Российской ФедерацииВсего8025,73885,04140,7111,5116,5107,1из них: налог на прибыль организаций1731,3286,41444,997,7109,895,6налог на доходы физических лиц1565,4-1565,4113,6-113,6НДС на товары1513,11513,1-107,5107,5-из него налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории РФ1438,21438,2-107,3107,3-акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации578,6246,2332,4128,8144,2119,3налоги на имущество554,1-554,1110,2-110,2налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами1857,41828,029,4123,0123,2108,7из них налог на добычу полезных ископаемых1838,01810,627,3124,2124,5110,4
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012 г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых — 22,9%, налога на прибыль организаций — 21,6%, налога на доходы физических лиц — 19,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан — 18,9%.
Рисунок 1. Налоги, поступившие в бюджет
В январе-сентябре 2012 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7244,3 млрд. рублей (90,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 446,0 млрд. рублей (5,6%), местных — 108,3 млрд. рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом — 224,1 млрд. рублей (2,8%).
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2012 г. составила 696,6 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2012 г. она увеличилась на 3,2%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых — на 48,0%, налогу на прибыль организаций — на 13,3%, акцизам в целом — на 11,5%, налогу на добавленную стоимость — на 4,6%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2012 г. составила 316,9 млрд. рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012 г. на 3,8%.
Рисунок 2. Динамика задолженности по налоговым платежам
Список литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации.
2.Интернет-источник: Федеральная служба государственной статистики / Налоговая статистика, 2012 год. — http://www.gks.ru/
.Интернет-источник: Экономика современного предприятия, — информационный экономический портал / Виды налогов и сборов. — http://www.esp-izdat.ru/