Содержание
Введение3
Глава 1. Действие уголовного закона в пространстве: понятие и принципы5
1.1. Общая характеристика в системе принципов действия уголовного закона5
1.2. Территориальный принцип8
1.3. Принцип гражданства12
Глава 2. Взаимодействия государств по вопросам выдачи преступников19
Заключение28
Библиография30
Выдержка из текста работы
Актуальность темы. Институт действия уголовного закона в пространстве раскрывает одну из важнейших его характеристик — возможность применения к лицу, совершившему преступление, что определяет актуальность темы исследования. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое освещение в работах отечественных и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему ныне действующему новому уголовному закону, содержащему ряд новых положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам России совершившим преступления за пределами РФ.
В современных условиях наблюдается резкий рост числа преступлений, совершаемых российскими гражданами вне пределов России. Между тем многие вопросы привлечения их к ответственности не получили должного освещения в уголовном законодательстве. Совершенствование российского законодательства о пределах действия уголовного закона в пространстве является необходимой предпосылкой обеспечения социальной справедливости. Эти обстоятельства вызывают необходимость исследования вопросов применения российского уголовного закона в пространстве. Только учитывая достижения науки уголовного права и международного права, накопленный опыт, можно найти правильный методологический подход к оценке принципов действия уголовного закона в пространстве, выявить возможности для сотрудничества государств в области борьбы с преступностью. правовой уголовный закон преступник
Возросшие требования и задачи борьбы с преступностью, новые практические отношения, складывающиеся в странах ближнего зарубежья, направленные на урегулирование правопорядка и защиту прав и интересов граждан, а также потребности правоприменительных органов требуют дальнейшего развития методологических основ уголовного права. Одной из таких актуальных проблем является исследование концептуальных основ учения о действии уголовного закона в пространстве и осмысление практики применения соответствующих уголовно-правовых норм в деятельности правоохранительных органов.
Целью курсовой работы является теоретический и сравнительный анализ действия российского уголовного законодательства в пространстве, изучение опыта реализации принципов действия уголовного закона в зарубежном законодательстве, а также разработка предложений и рекомендаций, которые могли бы служить теоретическими предпосылками для дальнейшего совершенствования российского законодательства в этой области.
Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач исследования:
проведение сравнительного анализа уголовно-правовых систем стран ближнего зарубежья с целью заимствования полезного опыта, преодоления имеющихся недостатков и облегчения совершенствования российского уголовного закона;
оценка и выработка предложений по решению имеющихся в теории уголовного права дискуссионных вопросов действия принципов уголовного закона в пространстве, определение перспектив их дальнейшего развития.
Объектом исследования является содержание и развитие действия уголовного закона.
Предметом курсовой работы является правовое регулирование принципов действия уголовного закона в пространстве с учетом особенностей действия этих принципов в странах ближнего зарубежья.
Основу методологии курсовой работы составляют положения диалектической теории познания, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы анализа и толкования уголовного закона.
Общетеоретическую основу исследования составляют идеи и основные положения представителей отечественной науки по указанным проблемам.
Особое внимание уделено уголовно-правовым нормам стран ближнего зарубежья, создающим правовую основу для развития и совершенствования принципов действия уголовного закона. Проанализированы международно-правовые акты, в которых в той или иной степени регулируются вопросы юрисдикции российских правоохранительных органов дислоцирующихся вне пределов территории России.
1. Действие уголовного закона на территории государства
«В современном уголовном праве действие уголовного закона в пространстве основано на следующих основных принципах:
а) территориальный принцип, ограничивающий действие уголовного права государственной территорией и распространяющий свое действие на такие деяния, которые были совершены в пространстве территории, подлежащей государственному суверенитету;
б) связанный с территориальным принципом принцип флага, на основании которого внутригосударственное уголовное право распространяет свое действие на деяния, совершенные на корабле или воздушном судне, зарегистрированном в порту приписки данного государства;
в) активный персональный принцип (принцип гражданства);
г) принцип охраны (реальный принцип), который ориентирует действие уголовного права на защиту интересов своего правового сообщества и поэтому охватывает также так называемый пассивный персональный принцип (принцип индивидуальной охраны);
д) универсальный принцип, который предусматривает неограниченную наказуемость в интересах всего мирового сообщества.
Первый из вышеперечисленных принципов носит универсальный характер, все остальные — избирательный».
Уголовный кодекс любого государства устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета, гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.
Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от гражданства (подданства) лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.
Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.
Закрепление территориального принципа в УК Эстонии полностью аналогично российскому. «По настоящему Кодексу уголовной ответственности подлежат все лица, совершившие преступление на территории Эстонской Республики» (ч. 1 ст. 4 УК Эстонии).
В отличие от УК РФ, УК Украины дополнительно расшифровывает какие лица подлежат уголовной ответственности. «1. Лица, совершившие преступления на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
. Преступление признается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины.
. Преступление признается совершенным на территории Украины, если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины» (ст. 6 УК Украины).
УК Грузии раскрывает территориальный принцип аналогично российскому, дополнительно указывая, что лицо понесет ответственность в не зависимости от стадии совершения преступления. «Лицо, совершившее преступление на территории Грузии, подлежит уголовной ответственности согласно настоящему Кодексу. Совершенным на территории Грузии считается преступление, начатое, продолженное, прекращенное или оконченное на территории Грузии» (ч. 1, 2 ст. 4 УК Грузии). Почти дословно изложено данное положение и в УК Азербайджана. «Лицо, совершившее преступление на территории Азербайджанской Республики, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу. Преступление, начавшееся, продолжившееся, либо окончившееся на территории Азербайджанской Республики, признается совершенным на территории Азербайджанской Республики» (ч. 1 ст. 11 УК Азербайджана). То же можно констатировать и об уголовном законодательстве Казахстана. «Лицо, совершившее преступление на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу. Преступлением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории Республики Казахстан» (ч. 1, 2 ст. 6 УК Казахстана).
Далее в работе мы будем подробно цитировать только положения имеющие отличия от УК РФ.
Уголовное законодательство нашего государства распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ (ч, 2 ст. 11 УК РФ) в соответствии с нормами международного уголовного права. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не относятся к территории России. Аналогичные положения содержатся в УК Грузии (ч. 2 ст. 4), Азербайджана (ч. 2 ст. 11) и Казахстана (ч. 2 ст. 6). Уголовные кодексы Украины и Эстонии данную норму не включили, что является их недостатком в случае возникновения спорных вопросов международного характера.
Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море, или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК РФ (ч. 3 ст. 11), если иное не предусмотрено международным договором РФ.
По УК РФ несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Токийская конвенция «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» 1963 г. приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые как на военной, так и таможенной и полицейской службах.
Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
В соответствии с Токийской конвенцией «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов» преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уголовным законом государства регистрации воздушного судна. Данное положение действует на все время полета, следовательно, и в период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК РФ (в воздушном пространстве которой совершено преступление): а) преступление создает последствия на территории такого государства; б) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;
в) преступление направлено против безопасности такого государства;
г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов; д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.
Аналогично решен вопрос об уголовной юрисдикции в УК Эстонии (ч. 1 ст. 4), Грузии (ч. 3 ст. 4), Азербайджана (ч. 3 ст. 11) и УК Казахстана (ч. 3 ст. 6). В украинском уголовном законодательстве данная норма отсутствует, что удивительно, так как страна обладает и авиацией и флотом.
Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11 УК РФ). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., международная Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.
Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.
Идентично данное правило закреплено в УК Эстонии (ч. 2 ст. 4), Украины (ч. 4 ст. 6), Грузии (ч. 4 ст. 4), Азербайджана (ч. 5 ст. 11) и Казахстана (ч. 4 ст. 6).
. Действие уголовного закона вне территории государства
Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК РФ) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства. Аналогично данное положение закреплено в УК Украины и Казахстана. «1. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, которые совершили преступления за ее пределами, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. 2. Если лица, указанные в части первой настоящей статьи, за совершенные преступления понесли уголовного наказания за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к уголовной ответственности за эти преступления» (ст. 7). «Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства» (ч. 1 ст. 7 УК Казахстана).
Более подробно данное положение урегулировано УК Эстонии. «Граждане Эстонской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства могут привлекаться к уголовной ответственности по настоящему Кодексу за деяние, совершенное за пределами Эстонской Республики:
1) если на основании международного договора подано ходатайство о привлечении лица к уголовной ответственности и в месте совершения преступления данное деяние также наказуемо по уголовному закону либо если в месте совершения преступления не действует уголовное право ни одного государства;
2) если деяние совершено в отношении гражданина Эстонской Республики, зарегистрированного в Эстонской Республике юридического лица или направлено против Эстонской Республики и если данное деяние наказуемо по настоящему Кодексу и по уголовному закону места совершения преступления либо если в месте совершения преступления действует уголовное право ни одного государства.
Действие настоящего Кодекса распространяется совершенные вне пределов действия настоящего Кодекса деяния, которые признаются преступлением по настоящему Кодексу, если в месте совершения преступления такое деяние наказуемо по уголовному закону либо если в месте совершения преступления не действует уголовное право ни одного государства и если:
1) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось гражданином Эстонской Республики либо приобрело гражданство Эстонской Республики после совершения деяния или
2) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось иностранным гражданином или лицом без гражданства, задержано в Эстонской Республике и не подлежит выдаче. Независимо от действующего в месте совершения деяния права действие настоящего Кодекса распространяется на деяния, которые согласно международному договору Эстонской Республики считаются наказуемыми также в случае совершения их вне пределов Эстонской Республики» (ст. 5 УК Эстонии). То же можно сказать и об УК Азербайджана и Грузии.
Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК РФ необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК РФ независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено.
Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).
Действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. Согласно договоренностям государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т. е. используется территориальный принцип.
Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК РФ за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов РФ либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.
Данный принцип уголовной ответственности не содержится в УК Эстонии, Украины и Грузии.
Однако, аналогично российскому УК Азербайджана и Казахстана его закрепляют. «Военнослужащие воинских частей Азербайджанской Республики, входящих в состав миротворческих соединений, за преступления, совершенные вне пределов Азербайджанской Республики, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Азербайджанской Республики» (ч. 4 ст. 12 УК Азербайджана). «Военнослужащие воинских частей Республики Казахстан, дислоцирующихся за ее пределами, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан» (ч. 3 ст. 7 УК Казахстана).
Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ).
Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, является лицо, временно проживающее в РФ, т. е. получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).
Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.
В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.
Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие является реализаций принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.
В УК изучаемых стран данный принцип изложен аналогичным способом.
. Выдача преступников
Выдача преступника иностранному государству является одновременно институтом уголовно-процессуального и уголовного права.
В настоящее время нормы об экстрадиции содержатся в УК РФ и все стран ближнего зарубежья. При этом речь идет, как правило, только о самых общих положениях, касающихся случаев допустимости и недопустимости выдачи. Поэтому по своему содержанию собственно уголовно-правовые нормы об экстрадиции являются, скорее, отсылочными.
«Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации» (ст. 12 УК РФ).
«Действие настоящего Кодекса распространяется совершенные вне пределов действия настоящего Кодекса деяния, которые признаются преступлением по настоящему Кодексу, если в месте совершения преступления такое деяние наказуемо по уголовному закону либо если в месте совершения преступления не действует уголовное право ни одного государства и если:
) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось гражданином Эстонской Республики либо приобрело гражданство Эстонской Республики после совершения деяния или
) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось иностранным гражданином или лицом без гражданства, задержано в Эстонской Республике и не подлежит выдаче» (ч. 2 ст. 5 УК Эстонии).
«Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступления вне пределов Украины, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду.
Иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании настоящего Кодекса, могут быть переданы для отбывания наказания за совершенное преступление тому государству, гражданами которого они являются, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления вне пределов Украины и находятся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду или переданы для отбывания наказания, если такая выдача или передача предусмотренные международными договорами Украины» (ст. 10 УК Украины).
«Граждане Грузии, а также постоянно проживающие в Грузии лица без гражданства не могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания другому государству, если иное не предусмотрено международным договором Грузии.
Совершившие преступления иностранные граждане, а также лица без гражданства, находящиеся на территории Грузии, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания другому государству.
Не могут быть выданы другому государству ищущие убежища, совершившие преступления лица, преследуемые за политические убеждения, а также те, кто совершил деяния, не признаваемые преступными согласно законодательству Грузии, либо если за совершенные преступления в государстве, требующем выдачи, установлено наказание в виде смертной казни. Вопрос об уголовной ответственности таких лиц решается в порядке, предусмотренном международным правом» (ст. 6 УК Грузии).
«Граждане Азербайджанской Республики, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Вопрос привлечения этих лиц к уголовной ответственности решается в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Азербайджанской Республики и находящиеся на территории Азербайджанской Республики, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Азербайджанской Республики.
Если лица, совершившие преступление вне пределов Азербайджанской Республики, не выдаются иностранному государству и это деяние (действие или бездействие) признается преступлением в соответствии с настоящим Кодексом, они подлежат уголовной ответственности в Азербайджанской Республике.
Если международными соглашениями, участником которых является Азербайджанская Республика, установлены другие положения в отношении лиц, совершивших преступление, подлежат применению международные соглашения» (ст. 13 УК Азербайджана).
«Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству, если иное не установлено международными договорами.
Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан и находящиеся на территории Республики Казахстан, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Казахстан» (ст. 8 УК Казахстана).
Более подробно вопросы выдачи преступников в настоящее время регулируются международными многостронними и двухсторонними соглашениями, а также Уголовно-процессуальными кодексами и специальными законами об экстрадиции. В частности, для европейских стран основным международно-правовым актом по экстрадиции служит Европейская конвенция о выдаче, заключенная в рамках Совета Европы в 1957 года.
Вообще, в настоящее время выдача стала, за редким исключением, невозможной при отсутствии соответствующего договора. Лишь в некоторых странах закон позволяет произвести выдачу при отсутствии двустороннего договора. Так, согласно ч. 1 ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку, как указывалось выше, рассматриваемый институт лишь частично входит в сферу уголовного права, представляется целесообразным остановиться лишь на некоторых общих вопросах допустимости выдачи.
Большинство государств мира законодательно закрепляют невозможность выдачи собственных граждан, причем во многих странах соответствующее положение содержится непосредственно в тексте Конституции (Азербайджан, Россия, Украина и др.).
Напротив, допускают выдачу собственных граждан в соответствии с международным соглашением Конституции и (или) законы таких стран, как Грузия, Эстония).
Нередко государства законодательно обуславливают выдачу иностранцев гарантией неприменения к выданному лицу смертной казни или вообще запрещают выдачу в те страны, где есть такая мера наказания (Грузия).
В связи с развитием международной уголовной юстиции наметилась тенденция к ограничению содержания понятия «выдача». Так, разработчики Римского статута Международного уголовного суда разделили понятия «передача» и «выдача». Согласно ст. 102 Статута первая означает «доставку лица государством в Суд в соответствии с настоящим Статутом», тогда как вторая — «доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положениями международного договора, конвенции или национального законодательства». Государства, признавшие юрисдикцию Международного уголовного суда, обязались передавать своих граждан указанному органу международного правосудия.
Заключение
На институт действия уголовного закона в пространстве оказывают решающее влияние политика и идеология. Принципы действия российского уголовного закона в пространстве отражают особенности политики и правовой идеологии РФ. Они соответствуют действующей Конституции РФ, международным соглашениям и закрепленным в них принципам международного сотрудничества.
Существует принципиальное единство института действия уголовного закона в пространстве в странах ближнего зарубежья, что обеспечивается единой историей развития, сходством решаемых задач на современном этапе, единой международно-правовой базой. Вместе с тем каждая страна имеет свои особенности, обусловленные национальными традициями, состоянием экономики, уровнем развития законодательной техники, которые влияют на специфику трактовки тех или иных принципов.
Развитие института действия уголовного закона в пространстве подчиняется определенным закономерностям и тенденциям, которые необходимо постоянно изучать с целью приведения в соответствие с новыми явлениями и потребностями.
Действующее уголовное законодательство РФ нуждается в совершенствовании в следующих направлениях:
в отношении международного принципа о выдаче лиц, совершивших преступление;
в отношении определения преюцидального совершения преступления на территории иностранного государства;
в определении и закреплении понятия определения места совершения преступления;
конкретизации формулировок принципов: территориального, гражданства, покровительственного, реального и универсального в соответствии с нормами международного права и Конституцией РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство в достаточной мере не отражает нормы, раскрывающие принципы действия уголовного закона в пространстве: экстерриториальности и выдачи лиц совершивших преступления, и нуждается в этой части в дополнении.
Действие уголовного законодательства опирается на систему общего законодательства и должно быть согласовано с ним. В частности, в УК РФ отсутствуют положения о разграничении воздушного и космического пространства, о верхнем пределе территории РФ, действии российского уголовного закона на пилотируемых космических объектах, на воздушном или водном судне, приписанном к порту РФ и правомерно следующем под российским флагом, такой регламентации нет и в исследуемых странах ближнего зарубежья.
Список использованных источников
I. Законодательство
1.Европейская Конвенция о выдаче ETS № 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.) //Собрании законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348.
2.Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) //Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
.Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.) //Сборник международных договоров СССР, выпуск XLIV. М., 1990. С. 218.
.Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.) //Библиотечка Российской газеты. 2003. выпуск № 13.
.Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) [Электронный ресурс]: СПС "Гарант".
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (1 ч.). — Ст. 4921.
.Уголовный кодекс Украины /Научное редактирование и предисловие В.Я. Тация, В.В. Сташиса; перевод с украинского В.Ю. Гиленченко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 393 с.
.Уголовный кодекс Грузии /Науч. ред. З.К. Бигвава. Вст. статья О. Гамкрелидзе. Перевод с грузинского И. Мериджанашвили. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 409 с.
.Уголовный кодекс Эстонской республики /Науч. ред. и перевод В.В. Запевалова; вступ. Статья Н.И. Манцева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 262 с.
.Уголовный кодекс Азербайджанской республики /Научное редактирование, предисловие И.М. Рагимова. Перевод Б.Э. Аббасова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 325 с.
.Уголовный кодекс Республики Казахстан /Предисловие И.И. Рогова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 466 с.
.Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 28 июля 2012 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.
II. Специальная литература
1.Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. /Под ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. 448 с.
2.Измайлова П.Р. Проблемы иммунитета должностных лиц государства в международном праве. //Труды института государства и права Российской академии наук. 2010. № 1. С. 65 — 75.
.Парамонова С.Л. Уголовная юрисдикция в Интернет-пространстве: территориальный принцип в российском и немецком законодательстве. //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. Выпуск 1. С. 77 — 84.
.Шваков И.Н. Институт выдачи преступников в механизме международной уголовной юстиции. //Уголовно-исполнительная система: Право, экономика, управление. 2009. № 5. С. 39 — 44.