Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты деятельности центров традиционной
культуры………………………………………………………………….…6
1.1. Центры традиционной культуры, как учреждения социально-
культурной сферы………………………………………………………….6
1.2. Основные направления деятельности центров по сохранению и
возрождению традиций НХТ…………………………………………….15
2. Практическая деятельность центров традиционной культуры
Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………19
2.1. Современные проекты, реализованные в центрах традиционной
культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области………………..19
2.2. Основные формы, посредством которых реализуется деятельность
по сохранению и возрождению традиций НХТ в центрах традиционной
культуры……………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….34
Выдержка из текста работы
Актуальность: Для информационного общества начала XXI века характерно развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразного знания для всех людей в любой точке планеты. Изменение социально-экономических условий отражается на системе ценностных ориентаций. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению материальных благ. Вместе с тем, процессы глобализации, охватившие весь мир, требуют сохранения отечественных традиций, самобытности культуры, для которой характерно превалирование духовных ценностей. Необходимы новые подходы к формированию личности, который бы обладал высоким уровнем духовно-нравственной культуры и мог бы выступить в качестве транслятора ценностей и норм, определяющих жизненную позицию человека.
Роль народно-художественного творчества в деле осуществления этой стратегии велика. Именно средствами народно-художественного творчества, которое воздействует на все сферы жизни, благодаря его влиянию на подрастающее поколение происходит формирование нового общественного сознания.
Изучение литературы по теме работы показывает, что проблема формирование нравственных ценностей личности средствами нхт в полном объеме не была предметом специального изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях важный в теоретическом и практическом отношении аспект, такой как педагогические условия формирование нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества. Всё это обусловило актуальность данной работы.
Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, наука все активнее ищет пути формирования духовности человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой). Также труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения, заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка.
В разработке теоретических основ исследования, опираясь на труды Л.И. Божович, Б.С. Братусь), появилась возможность проследить учет возрастных особенностей школьников. Изучив работы Сироткина Л.Ю., Корчака Я., Фридмана Л.В., Кузнецова В.М., Русаковой Т.Г. удалось выявить общие понятия о личности, процессы ее формирования в целом и даже в таком узком контексте, как духовность.
Теоретико-методологические основы исследования на философском уровне — труды, посвященные проблемам духовно-нравственного развития (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, B.C. Соловьев, И.О. Лосский, М. Шелер, Б.П. Вышеславцев П.А. Флоренский, В.В. Розанов, C.JI, Франк, Л.П. Буева) и вопросам образования (B.C. Библер, Д.Ж. Валеев, О.В. Долженко, Э.В. Ильенков); концепции, утверждающие человеческое достоинство, внутреннюю свободу и индивидуальность (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, В.А Пономаренко, М.М. Рубинштейн); гуманистические идеи о смысле жизни, общечеловеческом идеале ( Д.Л. Андреев, Ф.Р. Вейсс, А.И. Клизовский, Д.С. Лихачев, Н.К. и Е.И. Рерих, В. Франкл и др.); ядром общенаучных оснований нашего исследования являются аксиологический подход (С.Ф.Анисимов, В.Б. Бондаревский, Д.И. Водзинский, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, С.В. Кульневич, Л.Н. Куликова, В.Я. Лыкова, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов); системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); культурологический подход (Ф.В.А. Дистервег, Л.С. Выготский и др.); личностно-деятельностный подход (Е.В.Бондаревская, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Абульханова и др.); гуманистический подход (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Г.Ф.Карпова, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, А.Маслоу, М.Мид, В.А.Петровский, Х.Рид, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм и др.); акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А.Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.З. Рахимов.
Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности анализируется на основе научных исследований авторов, чьи взгляды на духовную реальность человека определены в своей отражательной, подчеркнуто субъективной парадигме (Е.П. Белозерцев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, З.В. Видякова, В.И. Гараджа, О.И. Генисаретский, Л.Н. Голубева, О.В. Гордеева, А.И. Еремкин, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Э.В. Ильенков, H.A. Коваль, В.Н. Колесников, ВА. Лекторский, М.К. Мамардашвили, Т.И. Петракова, В.А. Пономаренко, В.М. Розин, В.Д. Шадриков, В.Н. Шердаков, В. Франки, В.Г. Федотова, ЕР. Яковлев и другие), а этическая категория нравственности представлена как внутренний план общественной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев), регулятор поведения личности в социуме (A.A. Гусейнов, Л. И. Божович, Т.Е. Конникова, В Л. Кикоть, В.И.Хальзов).
Влияние народной культуры на развитие общества изучали ведущие деятели педагогической науки. Коменский С.Т. Ушинский К.Д А.С. Макаренко, Сорока-Росинской, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Г.С. Виноградов. В советское время продолжил идеи Ушинского В.А. Сухомлинский.и другие корифеи педагогики
Цель: Выявить роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.
Объект: Духовно-нравственная культура личности.
Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности .
Задачи:
1. Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности.
2. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.
3. Изучить жанры народного художественного творчества.
4. Рассмотреть народный танец как фактор развития духовно — нравственной культуры личности.
Гипотеза: народное художественное творчество в развитии духовно-нравственной культуры личности играет огромную роль: Воздействуя на чувства и мышление человека, формирует новые ценностные ориентации нравственного плана.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1 Понятие духовно-нравственной культуры личности
Для того, чтобы более полно определить понятие духовно- нравственная культура личности необходимо дать определения всем состовляющим данного термина.
Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Мораль — это внешний свод правил и этических норм. Нравственность — это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.
Духовность — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами — духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными
Нравственное развитие — в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.
Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей — культуру.
Культура — это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека — носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.
Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.
В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.
Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам[22]. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.
Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.
Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.
Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние . Это требует устойчивой структуры внутреннего мира, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс — свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояния
1.2 Возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.
Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие — один из важнейших принципов народной педагогики.
Пословица — нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.
Загадки — оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Песня. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни — это целый поэтический и философский мир. В них — душа народа.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение
Природа — один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина .Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях НХТ.
Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр — в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно — в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание
Традиции народа тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определялись следующими правилами:
Взаимопомощь и милосердие.
помочи
Дожинки
Навозница
Вздымки
Печебитьё
Капустники
Супрядки — все эти мероприятия предполагали участие в работе по помощи односельчанам «всем селом». И были «пронизаны» народным художественным творчеством: и во время работы и после исполнялись песни, соответствующие традиции. Сама работа, обогащённая поэтикой песни воспитывала в подрастающем поколении уважение к ближним, милосердие.
Честь и достоинство, значение репутации. Не пустым было выражение «держать слово». «Моё слово — золото», «Не давши слово — крепись, а давши — держись», «Уговор — дороже денег» — все эти пословицы отражали реальные взаимоотношения между людьми. Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин — отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек — чистоту; для женщин — верность. Безнравственные поступки выносились на суд мира не только через прямое осуждение их на сходке, но и в других формах. Любое сколько нибудь широкое сборище в деревне, от крестин до поминок и от хоровода до помочей — могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы. Это было возможно потому, что крестьяне в массе своей свободно владели множеством фольклорных форм, умели импровизировать в рамках данного жанра. Претензия, выраженная в традиционной фольклорной форме, соответствующей обстоятельствам, считалась уместной там, где был совершенно невозможен прямой «выпад» на людях. К таким фольклорным формам можно отнести, например, частушки, или «вытьё по покойнику», в котором плакальщица могла жаловаться и на своих собственных обидчиков. Репутация девушек и парней находила отражение в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе, а песни эти, в свою очередь, способствовали формированию репутации.
Трудолюбие. трудолюбие для крестьян — важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малых лет. мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет — стеречь лошадей, ухаживать за скотиной, и т.д. С 11 лет — садиться на лошадь и боронить пашню. (бороноволок). «Свой бороноволок дороже чужого работника» В 17 лет мальчик уже работал на сенокосе. Параллельно с сельскохозяйственными работами происходило обучение ремеслу. Полноценным работником юноша становился на 20-ом году, но уже с 18-ти считался женихом и имел право участвовать в сходках.
У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом — вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет — ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет — полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой.(воспитательное значение декоративно-прикладного творчества) Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4 — 8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой, соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища — «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.
Отношения побратимства были широко распространены Побратимство — вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах — заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович — крестовый брат Крестовый брат — паче родного»
Отношение к старшим — безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей — мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь — до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений — уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.
Развлечения и праздники. Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием — это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники — от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.
Воспитательное значение праздников:
Самые древние — языческие, связанные с земледельческим календарём. Эти праздники воспитывали в людях уважение к природе, к окружающему миру. Христианские (двоеверие) — воспитание любви к ближнему, эстетическое воспитание (выражалось в традиции украшения жилища, костюма), нравственное (гостеприимство, уважение странников, «калик перехожих», нищих. Социализирующая роль праздника — консолидация людей, психологическая разрядка после тяжёлой работы. Кроме этого, праздник способствовал развитию творческих способностей, т.к. на празднике люди демонстрировали свои творческие возможности. (в песнях, танцах, играх, костюмах и т.д.)
Значение НХК на современном этапе.
В годы советской власти НХК интенсивно подменялась советской идеологией, внимание же к народной традиционной культуре было ослаблено, но очаги народной культуры продолжали стихийное существование до их полного или частичного затухания.
На современном этапе можно видеть активизацию этнического и национального самосознания. Во множестве возникают различные центры национальных культур, школы боевых искусств различных направлений, школы народных ремёсел, ансамбли народной музыки, пения, танца и т.д. (реакция общества на засилье унифицированной моды) Однако без опоры на традиции, на духовность национальной культуры подобные движения могут приобретать некрасивые и неправильные формы.
Таким образом, определилась необходимость изучения народных традиций, приобщения молодёжи к традиционному народному мироощущению, а, следовательно, к внедрению в образовательную государственную систему элементов этнокультурного и этнохудожественного образования. Основные принципы государственной политики в области образования оговорены в «Законе об образовании», принятом в 1992 году.
Функции этнохудожественного образования определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Опираясь на эти документы, авторами Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой и Т.Я. Шпикаловой была разработана «Концепция этнокультурного образования в РФ». народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, Этнохудожественное образование — это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Этнохудожественное образование является частью этнокультурного образования, которое нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, позитивного развития и вхождения в мировое сообщество.
духовный нравственный художественный творчество
Глава 2. Использование народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности
2.1 Жанры народного художественного творчества
Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа (см. Первобытное искусство). С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода Народного творчества повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художественный уровень народного искусства. К тому же Народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.
Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и др. названия — народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с др. видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным Народным творчеством
Коллективность устного Народного творчества (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего — процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными — от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — так называемые общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах — формула седлания коня и т.п.).
В процессе бытования жанры словесного Народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в Народном творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.
Коллективность словесного Народного творчества не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произв. Народного творчества (древнегреческие Рапсоды и Аэды, русские Скоморохи, украинские кобзари (См. Кобзарь), казахские и киргизские Акыны и т.д.). В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного Народного творчества: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Народного творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы Эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни (См. Песня), баллады (См. Баллада). Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, Романс, Частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).
Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного Народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.
Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное Народное творчество развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С др. стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т.п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т.п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного Народного творчества Многовековое бытование обеспечило непреходящую художественную ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художественные вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного Народного творчества на развитие литературы. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова — в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452). О записи Народного творчества, его изучении и методологических принципах изучения см. Фольклористика.
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное Народного творчества существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов Кобзарь, гусляр (см. Гусли), скоморох (См. Скоморохи), Ашуг, Акын, кюйши (см. Кюй), Бахши, гусан (См. Гусаны), Хафиз, олонхосут (см. Олонхо), аэд (См. Аэды), Жонглёр, Менестрель, Шпильман и др. Истоки народной музыки, как и др. искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального Народного творчества — песни (См. Песня), эпические сказания (например, русские Былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки (См. Частушка)), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки (См. Колядка), Веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т.д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (например, русская протяжная песня, румынская и молдавская Дойна) и инструментальные (например, программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов, туркменских дутаристов, узбекских, таджикских, индонезийских, японских и др. инструментальных ансамблей и оркестров).
В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы Мелоса — от речитативного (карел, Руны, русские былины, южно-славянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и средне-восточных музыкальных культур), многоголосия (См. Многоголосие) (полиритмическое сочетание полевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская кварто-секундовая и средне-русская подголосочная полифония, литовские канонические Сутартине), ритмики (См. Ритмика) (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений), ладо-звукорядных систем (от примитивных узко-объёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведений в целом. Музыкальное Народного творчества существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны — от гетерофонии (См. Гетерофония) и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).
Фиксацией народной музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая научная дисциплина — музыкальная этнография, а исследованием её — этномузыковедение (музыкальная фольклористика).
На основе народной музыки возникли практически все национальные профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия — от простейших обработок народных мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкальное мышление, законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции. В современной музыкальной практике Народное творчество является оплодотворяющей силой как для профессиональных, так и для различных форм самодеятельного искусства.
Народные Музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в его музыкальной практике, могут либо принадлежать лишь одному народу (например, украинская бандура, грузинская чонгури), либо употребляться разными народами, связанными между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами (например, гусли, жалейка распространены у русских и белорусов; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты). В народные прототипы своими истоками уходят почти все профессиональные музыкальные инструменты.
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.). В процессе исторического развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (например, русская игра-комедия «Пахомушка»), похоронный обряд (покойницкая игра «Маврух»). Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. В мировом народном театре различают театр живых актёров и Театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский Вертеп, белорусская Батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки (См. Марионетка) — куклы на нитках — и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты» — пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).
Народный театр в широком смысле непрофессионален, однако, у всех народов были свои специалисты театрального дела: древнеримские Мимы, западноевропейские Шпильманы, Жонглёры, русские Скоморохи, а также актёры-кукольники разных стран. Объединяясь в группы (в России назывались «ватаги»), они странствовали по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения, позднее и переработки профессиональных пьес и др. литературных произведений. Представления народного театра, имевшие обычно острую социально-политическую направленность, преследовались церковью и государством. Народные актёры часто вносили светские реалистические элементы в представления религиозных драм (средневековая Мистерия). Критическое отношение народа к представителям феодальной знати и городской буржуазии проявилось в Фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии дель арте (См. Комедия дель арте).
В России наибольшее распространение в крестьянской, солдатской, фабричной среде получили драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф», «Лодка» (варианты — «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Степан Разин», «Чёрный ворон»); разыгрывались также драмы «Царь Ирод», «Как француз Москву брал». По своему типу они относятся к известным у многих народов тираноборческим, героическим или так называемым разбойничьим драмам. «Царь Максимилиан» имеет литературный первоисточник — школьную драму «Венец Димитрия» (1704), в основе которой лежит «Житие святого Димитрия»; «Лодка» (конец 18 в.) представляет собой инсценировку народной песни «Вниз по матушке по Волге». Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов из произведений поэтов конца 18 — 1-й половины 19 вв. — Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На Руси бытовали также и сатирические пьесы «Барин», «Голый барин», «Петрушка».
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной драме существуют два типа персонажей — драматические (героические или романтические) и комические. Первых отличает высокий торжественный стиль обращений, монологов и диалогов, вторых — комические, пародийные приёмы, игра слов. Традиционность исполнения в народном театре определила впоследствии возникновение особого вида театральных представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во многих странах носят название традиционного театра. В странах Азии с древнейших времён были распространены народно-танцевальные пантомимические представления. На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.
Своеобразие художественных и исполнительских приёмов народного театра привлекало деятелей профессионального театра и использовалось ими (У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, А. Н. Островский, Э. Де Филиппе и др.).
Народный танец — один из древнейших видов Народного творчества Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с народными обрядами (цейлонский танец огня, норвежский танец с факелами, славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский — орла, китайский, индийский — павлина, финский — бычка, русский журавель, гусачок, норвежский петушиный бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград), узбекский шелкопряд, пахта (хлопок). С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, карельский «Как ткут сукно» и др. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетающие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинский хоруми, берикаоба, шотландский танец с мечами, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном Народном творчестве занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский Картули, русская байновская Кадриль, польский мазур).
У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой; у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) — не синхронно. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии и др. стран Востока основное внимание уделяется движению рук и корпуса. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русские и грузинские танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Расцвет и популярность народного танца в СССР способствовали возникновению новой сценической формы — ансамблей народного танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в профессиональной хореографии сценический народный танец. Элементы народного танца используются и в классическом балете. Во всех республиках Советского Союза созданы профессиональные ансамбли народного танца и Ансамбли песни и пляски. Профессиональные и любительские коллективы народного сценического танца распространены в странах всего мира (см. Танец).
Народные архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство включают орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура, Жилище), домашнюю утварь и бытовую обстановку (см. Дерево в искусстве, Железо, Керамика, Лаки художественные, Мебель, Медь, Сосуды художественные, Стекло), одежду и ткани (см. Вышивка, Килим, Ковёр, Кружево, Набойка, Одежда, Ткани художественные), игрушки (См. Игрушка), Лубок и т.д. К числу важнейших художественно-технический процессов, распространённых в Народном творчестве, относятся Гончарство, Ткачество, Резьба художественная, Роспись декоративная, Ковка, Литьё художественное, Гравирование, Чеканка и т.д. Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат к материальному производству, носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетической и утилитарной функций, образного мышления и техническая изобретательности.
Создавая и оформляя предметную среду и давая предметно-эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, Народное творчество искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни. В отдельных чертах Народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Наиболее общим элементом Народного творчества служит родившийся в древности Орнамент, который помогает достигать органического единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала. В отдельных орнаментальных мотивах, большинство из которых имело первоначально мифологический смысл («мировое древо», «великая богиня» с предстоящими, солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологические и магические способы общения с природой. Эти древние корни проступают, например, и в народной игрушке, в которой прослеживаются черты первобытной культовой пластики. Произведениям Народного творчества зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе или мифологической обусловленности этого обычая. Этим объясняется и непрочность, эфемерность многих предметов Народного творчества (рисунки песком, крашеные яйца), рассчитанных на периодическое воспроизведение в регулярно повторяющемся обряде.
В отличие от «высокого» искусства общественных верхов, Народное творчество не знает контрастных перемен художественных стилей. В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные некогда с коренными представлениями о мире, постепенно обретали узкоутилитарный смысл (например, в различных знаках-оберегах и знаках-заклинаниях, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначительные конструктивно-функциональные изменения. Представление о вещи в Народном творчестве обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (например, деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднейшие осмысления этих форм в Народном творчестве, сохраняя первоначальную типологию и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.
По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для возникновения Народного творчества, обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художественной работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой народной ветви обнаруживается уже в античном искусстве (например, в вотивных предметах (См. Вотивные предметы) итало-этрусского круга, напоминающих неолитическую пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами народного деревянного и каменного зодчества (Эгейский Мегарон, германский халле), переносными жилищами кочевников и т.д., но затем резко расходятся пути городского и усадебного строительства и народной архитектуры, обслуживающей в основном крестьянский быт (жилой дом, гумно, амбар, сарай, хлев и т.д.).
В средневековой Европе феодально-церковной культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйственную и политическую замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится народная струя в средневековом искусстве, обычно насыщенная образами звериного стиля (См. Звериный стиль). Народное мировоззрение, с особой чистотой выразившееся в языческих украшениях-амулетах, выступает и в памятниках, являющихся примерами влияния народной культуры на придворную и церковную (таковы рельефы владимиро-суздальской школы (См. Владимиро-Суздальская школа), гротескная пластика романских и готических церквей, орнаментация рукописей). Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность средневекового искусства и близость его мастеров к народной среде не способствовали полнейшему обособлению Народного творчества В странах, позднее вступивших в раннекапиталистическую стадию развития, в частности в средневековой Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до конца 17 — начала 18 вв. В странах Востока, особенно долго (до 19—20 вв.) сохранявших средневековый уклад жизни, всё декоративно-прикладное искусство глубоко проникнуто народными ремесленными навыками и высокоразвитое Народное творчество не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же искусстве ряда стран сильна народная струя (китайский, японский, индийский лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для Народного творчества обычно служила древняя туземная культура, хотя оно и впитывало в себя многие черты принесённых культур.
С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на рынок народное художественное ремесло; благодаря этому Народное творчество, ещё сохраняя тесную связь с народным бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художественной индивидуальности и культ античного искусства, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что Народное творчество всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Народная художественная культура — произведения религиозного искусства (вотивная живопись, иконы, писанные по стеклу, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с 16—17 вв. (особенно в странах католического культа), оформление празднеств, лубок, с их наивным архаизмом форм, — имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произведения «высокого» искусства; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, например, в архитектуре дворца в с. Коломенском (17 в.), с его обилием форм народного деревянного зодчества, а в странах Латинской Америки — в декоре церквей барокко, впитавшем черты искусства доколумбовых цивилизаций. В 17—18 вв. в Народное творчество заметно ослабевает идеографическое начало. В растительных мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геометрические узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней. В Народном творчестве проникает всё больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей, имитации фактуры дорогих и трудоёмких материалов. Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира), проникая в Народное творчество, сохраняют лишь весьма отдалённое сходство с образцом, упрощаясь и застывая в ритмически ясной декоративной схеме. В целом на 17 — начало 19 вв. приходится эпоха расцвета Народного творчества, давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение Народного творчества ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технических возможностей, расширение кругозора народных художников, развитие народной лирики и сатиры.
В 19 в. интенсивно развивающееся художественное Кустарное производство всё более вовлекается в систему капиталистической экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативного домашнего. В России после 1861 Народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приёмами технического исполнения (порой достигающего почти машинной скорости); при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой городской продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера разрушают типичное для фольклора единство технического и эстетического начал. Композиции, ранее строго организованные, насыщенные смысловыми ассоциациями, становятся более свободными, но менее логичными. В живописи темперные краски вытесняются масляными, а позднее анилиновыми; народная икона и лубок сменяются Олеографиями; в пластике объёмно-предметная форма теряет архитектоничность. Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отдельные отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие большей частью технику, стилистику и даже образцы профессионального станкового искусства и коммерческой художественной промышленности. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим Народного творчества (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышленно отсталых районах, сохранивших мощные пласты средневековой культуры (северной губернии в России, Бретань во Франции, Тироль в Австрии, Словакия, балканские страны, Испания, Сицилия в Италии).
С середины 19 в., вслед за признанием ценности словесного фольклора, в ряде стран возникает интерес и к народному декоративному искусству. С этого времени эстетика Народного творчества (как национального, так и экзотического), его красочность и ритмичность всё более влияют на профессиональную архитектуру, изобразительное и декоративное искусство. Начинается собирание коллекций Народного творчества, общественные организации и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже 19—20 вв. с распространением стиля «Модерн» и связанных с ним национально-романтических течений. Однако, навязывая народным мастерам решения станкового типа, художники и теоретики «модерна» зачастую проявляли непонимание специфики Народного творчества Сходные ошибки совершались и позже (в том числе в советской практике 1930—50-х гг.); в ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.
Произведения современного Народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами национальной традиции и непосредственной человечности среду, созданную в основном стандартизованными промышленными средствами. Народные художественные ремёсла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во многих странах (прежде всего в СССР и др. социалистических государствах) изыскиваются средства для охраны народных промыслов и их художественного своеобразия, деятельность народных мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, профессионально-технические школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии научно-исследовательских институтов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы Народного творчества, в частности, с тем, чтобы выделить изделия и декоративные приёмы, созвучные современному укладу жизни. Народного творчества оказывает неослабевающее влияние на художественную промышленность, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи; отдельные черты Народного творчества живут в произведениях самодеятельных мастеров, а также профессиональных художников, использующих опыт народного искусства. В СССР возрожден ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с советской жизнью ориентацию (так, бывшие центры иконописи стали всемирно известными центрами лаковой миниатюры). В многообразных видах и жанрах советского Народного творчества бережное сохранение народных традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием советской действительности.
2.2 Народный танец как фактор развития духовно — нравственной культуры личности
Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура.
Народный танец — коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания.
Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей.
Приобщать к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности.
Народный танец, в частности русский, как наиболее востребованный в нашем регионе, прежде всего несет в себе черты русского характера. Русский народный танец является тем средством, с помощью которого происходит процесс национального и патриотического воспитания. Русский танец позволяет почувствовать и осознать свою национальную принадлежность.
Старшеклассники, отдавая приоритет таким ответам, как: в условиях творческой деятельности с пользой проводят свое свободное время, получают знания и умения для решения своих проблем, становятся более самостоятельными, повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость близким и друзьям. Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные занятия, поездки на международные фестивали, творческие встречи с другими танцевальными ансамблями и т.д. Можно сказать следующее: общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.
Творческая деятельность является важным фактором интеллектуального и физического развития.
Творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств, через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростка максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении.
Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности в контактах. Здесь происходит вхождение в социальную группу, отличную от семейной и школьной, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней, личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими, в итоге — личностное становление подростка. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию коллектива.
Русский народный танец в настоящее время не является доминирующим в области хореографии.
Важно отметить что личность человека не может полностью раскрыться и нравственно сформироваться без знания национальной культуры, где в свою очередь русский танец богат красотой, выразительностью, знанием национального быта и традиций, характера русского человека.
Народный танец является тем средством с помощью которого могут нравственно формировать свою личность, внутреннюю культуру, внутренний духовный мир. С помощью народного танца могут успешно приобщаться к культуре общения и поведения, познавать национальные традиции.
Каждый народный танец — это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений.
Народный танец жил не изолированно. Он — равноправный член большой семьи, где были тесно связаны песня, музыка, сказка, былина. От них он воспринял методическую напевность и особую образность. Многие народы мира и сейчас танцую в сопровождении песни. Танец помогает раскрывать содержание песни в движениях, композициях, что особенно важно при исполнении бытовых сцен, свадебных обрядов и т.д.
Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого — бесчувственный; у одного — бешеный, разгульный, у другого — спокойный; у одного — напряженный, тяжелый, у другого — легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность».
Русские танцы в постановках Т.Устиновой, Н.Надеждиной, уральские танцы О.Князевой, волжские танцы М.Чернышова, сибирские танцы Коломийского и М.Горденко, воронежские танцы С.Руднева и Ю.Копытина — все они являются богатейшим арсеналом русской народной сценической хореографии.
Искусство является неотъемлемой часть человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности. Воспитывая современного человека, очень важно заботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью воспитания подрастающего поколения.
Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия — словом скульптура — пластическими материалами, музыка — звуками, а танец — движениями.
Танец, в отличии от представленных искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием танца прежде всего является эмоциональная сторона переживаний человека и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.
Таким образом, можно говорить об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании духовно-нравственной культуры личности.
Заключение
Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться[21].
Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие — один из важнейших принципов народной педагогики.
К основным чертам Народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки Народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.
Танец — один из наиболее эффективных жанров народного художественного творчества.Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова, «танец — прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».
Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.
Список литературы
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности, Москва,- 1995. с. 156-158.
2. Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология? // Человек. — 1998. — N1. — с.50-59.
3. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии,- 1993. — N1. — с.6-13.
4. Вершловский С.Г. Личность, семья, школа: (проблемы социализации учащихся): пособие для руководителей школ, Санкт-Петербург,- 1999.
5. Кефели И.Ф. Нравственность и культура поведения // Социально-политический журнал.- 1995. — N6. — с.97-106.
6. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПб,- 2005. с.41.
7. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект, Москва: издательство МГУ,- 1993. с 54-56.
8. Корчак Я. Воспитание личности: книга для учителя. Москва,- 1992.
9. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. Москва,- 1994. с. 76-78.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических заведений. Москва, 1999. с. 114, 321, 430,
11. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика,- 1999.
12. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов, Москва,- 1982. с.137.
13. Неменский Б. Принципы, программы непрерывного художественного образования // Искусство в школе. — 2003. — N1. — с.3-9.
14. Неменский Б. Духовность, художественное творчество, нравственность: (материалы «круглого стола») // Вопрос философии,- 1996. — N2. — с.3- 15.
15. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М.,- 2003.с.2-6.
16. Сироткин Л.Ю. Формирование личности, Казань: издательство Казанского университета,- 1992. с 40, 45.
17. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. — 2006. — N11. — с.45-49.
18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, Москва,- 2002.
19. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вести Московского университета. Серия 14. Психология. — 1993.- N2.
20. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности, Москва,- 1994. с 40.
21. Фридман Л.М. Психология в современной школе, Москва,- 2001. с.54.
22. http://www.relga.rsu.ru/n29/obraz29.htm.
23. http://ref.huba.ru/rdsref/type15/elem20733.html.
Размещено на