Содержание
Введение..стр. 3
Глава 1. Понятие, сущность и значение судебного представительства, осуществляемого адвокатами….стр.5
1.1. Реализация гражданами права на юридическую помощь5
1.2. Положение адвоката в гражданском процессе….стр.9
1.3. Правовые основания представительства, осуществляемого адвокатамистр.12
Глава 2. Участие адвоката на стадии возбуждения гражданского дела и подготовки его к судебному разбирательству стр.16
2.1.Адвокат на стадии возбуждения гражданского дела стр.16
2.2. Участие адвоката в стадии подготовки дела к судебному разбирательствустр.18
Глава 3. Участие адвоката в судебном разбирательстве в суде первой инстанциистр.20
3.1. Участие адвоката при рассмотрении дела по существустр.20
3.2. Выступление адвоката в судебных пренияхстр.25
3.3. Ознакомление с протоколом судебного заседания стр.27
Заключение…..стр.29
Список использованной литературыстр.31
Выдержка из текста работы
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, связанного с правовым статусом адвоката в уголовном судопроизводстве мы бы хотели остановиться на анализе адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации, прежде всего потому что рассмотрение вопроса о правовом статусе адвоката неуместно без изучения адвокатуры в Российской Федерации. Итак, коротко ознакомимся с ней.
Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности, Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского сообщества.
Часть 2 той же статьи Конституции РФ и ряд норм других законодательных актов закрепляют право пользоваться помощью адвоката (защитника) каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно. Об этом мы подробно поговорим далее.
Нарастающий объем нормативной правовой информации, бюрократизация деятельности органов исполнительной власти, пренебрежение чиновников к существу дела ради соблюдения формальностей, расширение сферы рыночных отношений, коррупции, преступности затрудняют реализацию прав и свобод человека и гражданина и обусловливают расширение спроса на квалифицированную юридическую помощь.
Адвокатура — это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов — профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката (лат. Advokatus, от advoko — приглашаю).
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.
Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, нотариусами, патентными поверенными (за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат), индивидуальными предпринимателями либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности. Таким образом, в данном законе дается ясная и четкая характеристика адвокатской деятельности.
Институт адвокатуры известен очень давно, и, на наш взгляд, детально изучен. Институт адвокатуры берет свое начало еще в Древней Греции.
Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека. Необходимы резкое увеличение численности адвокатуры. Сегодня их число в стране не достигает 55 тыс., из них 6 тыс. в Москве. Также такая организация работы адвокатов, которая будет обеспечивать реальное расширение юридической помощи.
Как профессиональное сообщество адвокатов и институт гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле адвокатура — негосударственный правоохранительный орган, но ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Организация и деятельность адвокатуры основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, финансируют адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ. Вопрос о гарантиях независимости адвоката будет подробно рассмотрен при изучении правового статуса адвоката. Конечно, подобная характеристика адвокатуры и адвокатской деятельности не дает широкого понимания о данном объекте исследования, но общее представление, думаю, имеется.
1.1Понятие адвокат. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом
Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Основная задача адвоката (адвокатуры) — оказание юридической помощи — конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относится:
1.Консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
2.Составление заявлений, жалоб, завещаний, исков и других документов правового характера;
.Представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
.Участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
.Участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
.Участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
.Представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
.Представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
.Участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
.Выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях;
.Оказание иной юридической помощи, не запрещенной федеральным законом.
Довольно часто последний вид юридической помощи (п. 11), оказываемой адвокатом вызывает множество вопросов, предположений. К иным видам юридической помощи относится помощь по уголовным делам, состоящая в использовании адвокатом тактических приемов защиты, выборе средств и способов защиты прав и законных интересов подозреваемого (обвиняемого), помощь в составлении гражданско-правовых договоров и т.д. На данном этапе моей работы мне бы хотелось поподробнее изложить вопрос, касающийся стратегии и тактики деятельности адвоката-защитника по уголовному делу.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предоставляет адвокату-защитнику обширный арсенал средств, способов и тактических приемов по обеспечению реализации возложенной на него функции. Исследования следственной и судебной практики показывают, что активность защитников при оказании юридической помощи гражданам в ходе предварительного расследования возросла, а оказываемая защита становится все более квалифицированной. Тем не менее, защитительная деятельность еще не в полной мере отвечает современным требованиям и возможностям, предоставляемым новым законодательством. Сказанное, прежде всего, относится к необходимости более активного участия защитника на досудебных стадиях уголовного процесса, участия его при производстве следственных действий. Поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании законодательство в направлении расширения процессуальных прав защитника, предоставления ему более широких полномочий в процессе доказывания, в частности, на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Следует признать, что бесконечен процесс совершенствования законодательства, а, следовательно, и процесс разработки предложений о тактических приемах участия адвоката в ходе проведения следственных действий. Но из этого «круга» необходимо выбраться в целях, в первую очередь, совершенствования юридической помощи оказываемой адвокатами.
Стратегия деятельности адвоката-защитника по уголовному делу, как нам представляется, это искусство планирования и реализации элементов планирования в целях достижения целей защиты. Наукой уголовного процесса сформулированы принципы, которым должна соответствовать тактика защиты по уголовному делу, а также предложены определенные классификации тактических приемов, позволяющих эффективно осуществлять защиту. Это дает основание считать, что назрела потребность в научной разработке основ тактики защиты по уголовному делу в качестве самостоятельного раздела (или института) науки криминалистики — адвокатской криминалистике. Проблемы криминалистической тактики исследовались такими известными юристами, как О.Я. Баев, Р.С. Белкин, И.Е. Быховский, А.Н. Васильев и другими. Адвокатскую тактику защиты по уголовному делу можно определить как систему выработанных наукой и практикой тактических приемов и рекомендаций, содействующих в конкретных условиях производства по уголовному делу наиболее эффективному достижению целей, стоящих перед защитником в уголовном процессе, позволяющих правильно выбрать и квалифицированно использовать предусмотренные законом средства и способы защиты в рамках уголовно — процессуального закона.
Определяя тактику защиты по конкретному делу, адвокат должен руководствоваться сформулированными в доктрине принципами профессиональной защиты: принцип максимального благоприятствования интересам подзащитного, принцип позиционной солидарности, принцип полноты защиты и другие.
Многообразие существующих тактических приемов защиты обуславливает необходимость их систематизации или классификации. По-нашему мнению, наиболее удачным вариантом их классификации является вариант, предложенный В.А. Калюжной. Тактические приемы, применяемые адвокатом на предварительном следствии, классифицируются на общие (могут быть применены как следователем, так и защитником) и специфические (применяются адвокатом). Общие тактические средства могут быть подразделены по следующим основаниям: по сфере и диапазону их применения, по объектам направленности и по характеру получаемой информации. Специфические приемы защиты внутри своей группы также могут быть подразделены на универсальные (применяемые адвокатом в любых случаях по всем уголовным делам) и имеющие ограниченный диапазон применения (используемые при участи в отдельных следственных действиях и по отдельным категориям уголовных дел). Такая систематизация тактических приемов имеет целью облегчить защитнику поиск необходимого и эффективного в той или иной ситуации способа действия для успешного осуществления своей адвокатской деятельности.
При всем многообразии вариантов защиты ее стратегия может определяться в двух концептуальных направлениях: поисковая стратегия защиты и аналитическая стратегия защиты. Кратко рассмотрим эти направления стратегии защиты по уголовному делу.
Поисковая стратегия защиты состоит в поиске доказательств: оправдательных и обвинительных.
Аналитическая стратегия защиты проводится наряду с поиском доказательств, но с выраженным характером их интерпретации в плане оправдания обвиняемого и смягчения его вины, в оправдательные и смягчающие ответственность подзащитного (доверителя) доказательства, построенные в стройную систему.
В последние годы широкое использование в адвокатской практике получила защита, построенная на системе психологических ловушек для следователя. Смысл такой защиты состоит в поиске ошибок следователя и тактическом использовании этих ошибок в интересах подзащитного, трактуя выявленные при собирании доказательств ошибки как основание для признания собранных доказательств недопустимыми.
По-нашему мнению, защитник свободен в выборе методов, форм защиты в определении тактики, а также процессуальной позиции по делу. Но он обязан поставить об этом в известность своего подзащитного (доверителя).
Таким образом, мы рассмотрели вопрос, касающийся тактики защиты по уголовному делу и я надеюсь, что такой вид юридической помощи, как иная юридическая помощь, не запрещенная федеральным законом, стал понятен.
Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает участие адвокатов в правотворческом процессе. У нас такое участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и осуществление экспертизы законопроектов законом не предусматривалось, хотя в отдельных коллегиях практиковалось. Закон об адвокатуре этот пробел восполнил — совет Федеральной палаты адвокатов (далее ФПА) уполномочен участвовать «в проведении экспертиз проектов федеральных законов, по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности» (п. 6 ч. 3 ст. 37). Законом об адвокатуре установлено, что только адвокаты могут выступать представителями организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях. Это положение не распространяется на случаи, когда указанные функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 2 Закона об адвокатуре). Важным является и положение о том, что юридическую помощь по вопросам права иностранного государства на территории РФ могут оказывать адвокаты данного иностранного государства при условии их регистрации Минюстом России в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается (п. 5,6 ст. 2 Закона об адвокатуре). Адвокаты иностранного государства не допускаются к оказанию юридической помощи на территории РФ по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, иногда выходят за рамки предоставленных им прав Законом об адвокатуре. Однако указанный Закон в случае нарушения законодательства РФ адвокатами иностранных государств, включенных в специальный реестр федеральным органом исполнительной власти в области юстиции и осуществляющих деятельность на территории РФ, меры воздействия к ним не предусматривает. Этот пробел может быть восполнен путем внесения поправки в указанный Закон о лишении таких «нарушителей» права заниматься адвокатской деятельностью на территории РФ путем исключения их из реестра.
1.2Приобретение статуса адвоката
В соответствии с 3 гл. ст. 9 Закона об адвокатуре претендовать на статус адвоката в РФ вправе лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в вузе с государственной аккредитацией, либо ученую степень по юридической специальности, двухлетний период работы по юридической специальности либо стажировку от одного года до двух лет в адвокатуре. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, которые признанны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Из сказанного становится очевидным, что требования, предъявляемые к претенденту для получения им статуса адвоката достаточно строги и обязательны для исполнения.
В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
. В качестве судьи. Судьями в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. №3132 «О статусе судей в Российской Федерации» являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
. Работа на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под государственными должностями РФ и государственными должностями субъектов РФ понимаются должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. В стаж работы по юридической специальности на основании Письма Министерства юстиции РФ от 10 октября 1995 г. №09-6-137-95 также включается работа в органах прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина, служба в органах военной юстиции на должностях, по которым присваивается воинское звание, служба в органах внутренних дел, Службы внешней разведки и Федеральной службы контрразведки на должностях по которым устанавливается присвоение специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава.
. Работа на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции РФ государственных органах СССР, РСФСР и РФ, находившихся на территории РФ.
. Работа на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальной должностью является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
. Работа на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.
. Работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций. В соответствии с общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. №467 для проведения правовой работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в зависимости от объема, характера и сложности работы создается в качестве самостоятельного структурного подразделения юридический отдел (бюро) или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта.
. Работа на требующих высшего юридического образования должностях в научно- исследовательских учреждениях. В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательские организации являются разновидностью научных организаций. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.
. Работа в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
. Работа в качестве адвоката.
. Работа в качестве помощника адвоката.
. Работа в качестве нотариуса. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-1 — нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
1.3Допуск к квалификационному экзамену. Квалификационный экзамен
Лицо, отвечающее указанным требованиям, вправе обратиться в квалификационную комиссию при палате адвокатов с заявлением о допуске к квалификационному экзамену. Вместе с заявлением претендент представляет следующие документы: копию документа, удостоверяющего его личность; анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности; копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. После проверки их достоверности (в течение двух месяцев) комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд (ст. 10 Закона об адвокатуре). После совершения всех этих действий претенденту предстоит, пожалуй, самая сложная и ответственная процедура — сдача квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Положение о порядке его сдачи и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых им, утверждаются советом ФПА. Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через один год. Решение о присвоении либо об отказе в присвоении статуса адвоката принимается квалификационной комиссией в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката. Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката» (ст. 10,11,12,13 Закона об адвокатуре). Основанием допуска юриста к адвокатской деятельности после сдачи им квалификационного экзамена и принятия присяги является постановление Президиума коллегии адвокатов о зачислении его в коллегию. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок — пожизненно.
Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения. Это распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших статус адвоката в РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов (ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре).
1.4Региональный реестр и удостоверение адвоката. Институт помощников и стажеров адвоката
Территориальные органы Минюста России ведут региональный реестр адвокатов субъекта РФ и выдают им удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Вопрос, связанный с региональным реестром, на наш взгляд, является довольно сложным для тех, кто только начинает изучать юриспруденцию, поэтому в нем следует разобраться.
Региональный реестр, представляет собой сводный документ, составляемый в виде таблицы, в которой указываются следующие сведения: регистрационный номер адвоката, фамилия, имя, отчество адвоката, сведения о присвоении статуса адвоката, приостановлении статуса адвоката и другие. Порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ утвержден приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. №211. Что же касается удостоверения адвоката, то здесь уже проще.
Удостоверение без необходимого оформления, с помарками и подчистками считается недействительным. Удостоверение выдается без ограничения срока действия и подписывается начальником территориального органа Министерства юстиции РФ. Удостоверение выдается лично адвокату. При выдаче правильность заполнения удостоверения сверяется с данными документа, удостоверяющего личность адвоката. За полученное удостоверение адвокат расписывается в книге учета выдачи удостоверений адвокатам. В случае утраты или порчи удостоверения адвокат направляет в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ, выдавший удостоверение, заявление с указанием обстоятельств утраты или порчи удостоверения и просьбой о выдаче нового удостоверения. О выдаче нового удостоверения взамен утраченного или испорченного издается распоряжение территориального органа Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ в месячный срок со дня получения заявления адвоката.
Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, одновременно являться членом палаты адвокатов только одного субъекта РФ и сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Переход в иную адвокатскую палату допускается только через два года со дня присвоения статуса адвоката, исключение составляет переезд адвоката на территорию другого субъекта РФ в связи с изменением места жительства. Эта процедура, помимо волеизъявления адвоката, предполагает исключение сведений о нем из одного регионального реестра и внесение их в другой, сдачу удостоверения в территориальный орган юстиции и получение нового в аналогичном органе по избранному месту жительства. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр либо невыдача адвокату удостоверения в установленные сроки могут быть обжалованы в суд.
Закон об адвокатуре закрепляет институт помощников и стажеров адвоката. Адвокат может иметь помощников независимо от стажа адвокатской деятельности. Помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну. Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете — с адвокатом, который приходится работодателем по отношению к данному лицу. Адвокатское образование обязательно должно осуществлять социальное страхование помощника адвоката, в котором он работает (ст. 27 Закона об адвокатуре).
Помимо помощников адвокат может иметь и стажеров. Однако для этого адвокат должен соблюсти одно условие — его (адвоката) адвокатский стаж должен быть не менее 5 лет. Стажерами адвоката могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок стажировки — от 1 года до 2 лет. Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Из этого вытекает важное следствие ни помощник, ни стажер адвоката не могут самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью. Они лишь помогают адвокату при осуществлении им своей адвокатской деятельности. Но это далеко не единственное сходство в правовом положении помощника и стажера адвоката. Стажер также обязан хранить адвокатскую тайну, а не только помощник адвоката. Порядок принятия на работу и осуществление социального страхования схожи.
1.5Приостановление статуса адвоката. Прекращение статуса адвоката
Законом установлены основания приостановления и прекращения статуса адвоката. Решение по этим вопросам принимает совет палаты адвокатов того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения о данном адвокате. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:
1.избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
2.неспособность адвоката более 6 месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
.призыв адвоката на военную службу;
.признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.
Кроме того, суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса адвоката в случае принятия решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Приостановление статуса адвоката влечет за собой серьезные и в какой-то мере «страшные» последствия для адвоката. Одно из главных — это лишение права адвоката осуществлять адвокатскую деятельность и занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. По своей сути это крах карьеры адвоката и лишение возможности стать лидером, профессионалом в своей сфере деятельности. Помимо этого приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных Законом об адвокатуре, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, по следующим основаниям:
1.подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты;
2.вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;
.смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
.вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
.выявление обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона об адвокатуре;
.нарушение положений пункта 3.1 статьи 16 Закона об адвокатуре.
Помимо этого статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при:
1.неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
2.нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
.неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;
.установлении недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 10 Закона об адвокатуре;
.отсутствии в адвокатской палате в течение четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 Закона об адвокатуре, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования.
Если статус адвоката прекращен, то его ожидают те же последствия, что и при приостановлении статуса адвоката. Однако за нарушение этого положения ему грозит ответственность, предусмотренная федеральным законом (ч. 1,2,3,4 ст. 16 и ч. 1,2,3 ст. 17 Закона об адвокатуре).
1.6Гарантии независимости адвоката. Правила профессиональной адвокатской этики. Полномочия адвоката
Статус адвоката обеспечивается государственными гарантиями его независимости. Они закреплены в ст. 18 Закона об адвокатуре, а именно:
1.вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в рамках закона, либо препятствование ей каким бы то ни было образом запрещается,
2.адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с Законом об адвокатуре,
.не допускается истребование от адвокатов, а также от работников адвокатуры или ФПА сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам,
.адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества,
.уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно — процессуальным законодательством.
Таким образом, можно сказать, что гарантии независимости адвоката имеют достаточно весомый и ценный характер.
Закон не запрещает адвокатам состоять в политических партиях и общественных движениях. Но если интересы доверителя в конкретном деле противоречат программе и целям политической партии, в которой состоит адвокат, следуя нормам адвокатской этики, он не должен осуществлять защиту или представительство.
Поведение адвоката — это совокупность профессиональных и общественных поступков адвоката, имеющих нравственное значение, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке. В соответствии со ст. 7 Правил профессиональной адвокатской этики юридическая помощь адвоката физическим и юридическим лицам основывается на следующих принципах:
1.законности,
2.доступности,
.добросовестности,
.профессионализма,
.конфиденциальности,
6.приоритетности предоставления юридической помощи на льготных условиях инвалидам, участникам войны и другим лицам, нуждающимся в такой помощи и оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по поручению заведующего юридической консультации.
Адвокат осуществляет свою профессиональную деятельность независимо от каких-либо влияний, руководствуясь собственным правосознанием и указанными выше принципами. Адвокат всегда обязан действовать в интересах клиента, также он признает право клиента на свободный выбор адвоката. Недопустимо навязывание клиенту своих услуг, использование в личных целях полученной от доверителя информации, как и разглашать сведения, сообщенные ему доверителем (без его согласия) в связи с оказанием юридической помощи. Соответственно адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя. Участвуя в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, адвокат, руководствуясь соответствующим процессуальным законодательством, проводит адвокатское расследование, в ходе которого вправе:
1.собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их заверенные копии;
2.опрашивать лиц (с их согласия), предположительно владеющих информацией по делу, находящемуся в его производстве;
.привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
.собирать и представлять документы и предметы и т.п.
Право на сбор адвокатом доказательств конкретизировано в п. 2 ч. 1 ст. 53 и ч. 3 ст. 86 УПК.
Адвокат вправе проводить расследование процессуальными методами не только самостоятельно, но и пользуясь услугами своих помощников, стажеров и частных детективов. Однако при этом недопустимо проведение процессуальных действий, опрашивать уже допрошенных официально с целью склонить их к отказу от данных показаний или к их изменению, применение мер принуждения, ограничение конституционных прав и свобод граждан (например, прослушивание телефонных переговоров, осмотр, выемка документов и т.д.).
Особо следует выделить право адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, в том числе и с лицами, содержащимися под стражей (без ограничения числа свиданий и их продолжительности), а также фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, находящуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну. Данное право адвоката, на наш взгляд, служит важным условием реализации адвокатом своих профессиональных обязанностей и гарантией права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Такого рода встречи помогают адвокату лучше понять позицию своего подзащитного, обстоятельства конкретного дела, а его доверителю получить необходимые советы относительно тактики поведения и возможных вариантов развития событий. Адвокат вправе совершать и иные действия, не противоречащие законодательству (ч. 1,3 ст. 6 Закона об адвокатуре). Вместе с тем перечень ограничений полномочий адвоката носит исчерпывающий характер. Рассмотрим их.
Адвокат не вправе:
1.принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;
2.принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
а.имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
б.участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а так же если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
в.состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
г.оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
3.занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;
4.делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;
.разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;
.отказаться от принятой на себя защиты.
Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, запрещается (ч. 4,5 ст. 6 Закона об адвокатуре).
Адвокат не должен допускать конфликта интереса своих доверителей и потому не вправе принимать поручения, если представление интересов одного из них находится в противоречии с интересами других доверителей или его собственными интересами. Адвокат не должен умышленно затягивать рассмотрение дела.
По рассмотренному нами параграфу можно сделать заключение о том, что адвокат наделен реальными гарантиями своей независимости и достаточно обширными полномочиями.
2. Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Эффективное участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей зависит от знания им общих положений, раскрывающих:
1.требования, предъявляемые законом к кандидатам в присяжные заседатели;
2.содержание, форму, виды и примерные формулировки вопросов кандидатам в присяжные заседатели для выявления их соответствия требованиям закона;
.задачи и полномочия адвоката по участию в формировании коллегии присяжных заседателей.
Рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей, в осуществлении которого участвуют многие представители граждан (ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ), налагает особенности и на деятельность адвоката — защитника. Так, начиная с подготовительной части судебного заседания, стороне защиты должны быть вручены списки кандидатов в присяжные заседатели, которые явились в судебное заседание, без указания их домашнего адреса (ч. 4 ст. 327 УПК). Затем подсудимому и его защитнику председательствующий разъясняет право заявлять мотивированные и немотивированные отводы присяжному заседателю (п. 1,2 ч. 5 ст. 327 УПК). Когда явившиеся кандидаты в присяжные заседатели будут приглашены в зал судебного заседания, начнется формирование коллегии присяжных заседателей. Это довольно продолжительная во времени процедура, в ходе которой сторона защиты может воспользоваться правом на мотивированный отвод, а затем дважды на заявление немотивированного отвода кандидатам в присяжные заседатели. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения (ч. 7,10,12-14 ст. 328 УПК).
Для выяснения соответствия кандидатов в присяжные заседатели предъявляемым к ним законом требованиям в процессе формирования коллегии присяжных заседателей им задаются специальные вопросы. Далее мы подробно рассмотрим примерные формулировки вопросов, их содержание, виды, которые задаются кандидатам в присяжные заседатели.
2.1Содержание, форма, виды и примерные формулировки вопросов кандидатам в присяжные заседатели для установления их соответствия требованиям закона
При постановке вопросов кандидатам в присяжные заседатели для выявления их соответствия требованиям закона следует руководствоваться следующими общими правилами:
1.вопросы должны быть сформулированы в простых и понятных людям разного интеллектуального уровня выражениях.
2.в начале вопроса следует предусмотреть такую форму обращения к кандидатам в присяжные заседатели, чтобы каждый из них воспринимал вопрос как задаваемый ему лично, например: «Кто из вас?…»; «Кому из присутствующих?…»; и т.д.
.каждый вопрос должен предполагать единственный однозначный ответ — утвердительный либо отрицательный. Нельзя задавать вопросы громоздкие, запутанные, допускающие двоякие ответы на них.
.в вопросах не должна проявляться позиция государственного обвинителя или защиты.
.мнение, на которое делается ссылка в вопросе, не следует приписывать определенному, авторитетному лицу. Например, нельзя ставить такой вопрос: «Президент России требует борьбы с коррупцией самыми жестокими мерами. Кто из вас против борьбы с коррупцией?»
.вопросы нужно ставить так, чтобы кандидату в присяжные заседатели легко было дать честный ответ, чтобы эти вопросы не задевали его самолюбие и не выставляли его в смешном виде.
.вопросы должны задаваться со вполне определенной целью — для выявления тех присяжных заседателей, которые будут участвовать в рассмотрении дела. Если на вопрос одинаково могут ответить все или почти все кандидаты, он, как правило, неудачен. Например, неправильно ставить вопрос: «Кто из присутствующих когда-либо обращался к врачу?» Целесообразнее поставить (если в нем есть необходимость) такой вопрос: «Кто из вас в последние 3 года лечился или проходил профилактическое обследование в больнице?»
.не нужно ставить бессмысленные вопросы. Если вопрос может восприниматься присяжными как бессмысленный, нужно пояснить, зачем он задается.
.В любом случае целесообразно ставить только такие вопросы, ответы на которые позволяют:
б) решить вопрос об освобождении кандидатов, которые, скорее всего, не станут точно следовать требованиям закона, изложенным в тексте присяги и напутственном слове председательствующего судьи;
в) освободить от участия в данном процессе потенциально необъективных, предубежденных кандидатов;
д) дать защитнику дополнительную информацию о присяжных заседателях для возможного мотивированного или немотивированного отвода некоторых из них.
Для обеспечения качественного состава присяжных заседателей, способных добросовестно и эффективно исполнять свои обязанности, кандидатам могут быть поставлены следующие виды вопросов:
1.вопросы для выявления лиц, которые по закону не могут быть присяжными заседателями либо могут быть освобождены от обязанностей присяжного заседателя;
2.вопросы для выявления предубежденности в связи с характером предъявленного подсудимому обвинения;
.вопросы для выявления предубежденности в связи с возможностью назначения подсудимому исключительной меры наказания;
.вопросы для выявления предубежденности в связи с личностью подсудимого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.
2.2Примерные формулировки вопросов для выявления лиц, которые по закону не могут быть присяжными заседателями либо могут быть освобождены от обязанностей присяжного заседателя
1.Кому из вас не исполнилось двадцати пяти лет?
2.Кто из вас испытывает трудности с пониманием русского языка, на котором ведется сегодняшнее судебное заседание, либо с трудом говорит по-русски?
.Кто из вас знаком с прокурором, защитником, подсудимым, потерпевшим, свидетелями, экспертом, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями?
.Уважаемые присяжные заседатели! Прошу встать тех из вас, кто был до прихода в суд знаком друг с другом.
.Кто из вас знает что-либо по данному уголовному делу помимо той информации, о которой сообщил председательствующий во вступительной речи?
.Кто из вас до или после вашего прихода в суд обсуждал с кем бы, то ни было рассматриваемое уголовное дело?
.Оказывалось ли на кого-нибудь из вас воздействие в связи с данным уголовным делом? Если это было, поднимите, пожалуйста, руку.
.Кто из вас каким-либо образом заинтересован в исходе данного уголовного дела?
.Кто из вас хочет заявить об уважительных причинах, препятствующих выполнению обязанности присяжного заседателя в этом уголовном деле?
2.3Примерные формулировки вопросов для выявления предубежденности в связи с возможностью назначения подсудимому исключительной меры наказания
1.Кто из вас считает, что закон не должен предусматривать наказание в виде смертной казни за преступления, не связанные с насилием над человеком?
2.Кто из вас сторонник полной отмены смертной казни?
.Кто из вас полагает, что в современных условиях смертную казнь следует применять только за убийство при отягчающих обстоятельствах?
С позиции защиты сторонники смертной казни ненадежные кандидаты в присяжные заседатели. Как отмечает американский социальный психолог Д. Майерс, в уголовном процессе людям, которые ничего не имеют против смертной казни, «более свойственно вставать на сторону обвинения, ощущать, что суд «нянчится с преступником», и неодобрительно относиться к реализации конституционных прав обвиняемого… те, кто одобряет смертную казнь, больше озабочены борьбой с преступностью и меньше — свершением правосудия».
Список литературы
адвокат статус помощь экзамен
1.Конституция Российской Федерации 1993.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 1 октября 2009.
3.Кодекс профессиональной этики адвоката в Российской Федерации (приложение к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. 2008).
4.Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» М, 2009.
5.Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
6.Федеральный закон от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
7.Федеральный закон от 8 января 1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
8.Федеральный закон от 8 февраля 1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
9.Общие положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 №467.
10.Федеральный закон от 23 августа 1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
11.Гражданско — процессуальный кодекс. 2002.
12.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 №4462-1.
13.Правоохранительные органы — Учебник (под ред. А.В. Гриненко) 2008. С. 27-43; 51.
14.Правоохранительные органы — Учебник Савюк. Л.К. 2004. С. 575-596.
15.Адвокатская деятельность и адвокатура в России: учебник/ Моск. Гос. Юрид. Акад.; под общ. ред. И.Л Трунова — М. Эксмо, 2007. С. 136-149.
16.Барщевский.А.Ю. Адвокатская этика М. 1999 С. 34.
17.Адвокатская деятельность Учебное пособие / Под. общ. ред. В.Н. Буробина М. 2001. С. 407-415.
18.Злобин В.А, Шубин Д.А Налогообложение адвокатской деятельности // Адвокат.2002. №10. С. 20-21.
19.Барщевский М.Ю. Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура М. 1995 С. 119.
20.Адвокат в уголовном процессе под. Ред. В.И. Сергеева М. 2004 г. С. 129-130; 133-138; 143-145; 14-17.
21.П. Сергеич. Уголовная защита М. 2008. С. 164-178.
22.Майерс. Д. Социальная психология М. 2006. С. 176; 423.
23.Е.Ю. Булакова и др. под. Ред. Л.А. Воскобитовой. Адвокат: навыки профессионального мастерства М. 2006. С. 155-165; 324-357.
24.Грудцына Л.Ю. Адвокатура в России: учеб. Пособие/ Л.Ю. Грудцына. — М. Эксмо, 2005. С. 291-328.
25.Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: учеб. Практ. Пособие/ В.В. Мельник — М. Дело, 2003. С. 231-241.
26.Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (в ред. Постановления Правительства РФ от 28. 09. 2007 №625, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 22. 07. 2008 №555).
27.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2003 №584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» // Российская газета 2003 1 окт.
28.Приказ Минюста России от 5 февраля 2008 №20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений».
29.Игнатов С. Стратегия и тактика деятельности адвоката — защитника по уголовному делу // Уголовное право 2003. №1. С. 88-89.
30.Фалиев В. Гармаев Ю. Пределы полномочий защитника по собиранию доказательств (взгляд с позиции стороны обвинения) // Уголовное право 2003. №1. С. 90-91.
31.Птицын Г. Адвокатская практика // Российская юстиция 1999. №3. С. 47-48.
32.Селина Е.В. Допустимость доказательств и судейское усмотрение в уголовном процессе // Государство и право 2009. №8. С. 31-33.