Содержание
Введение3
Глава I. История изучения девиантного поведения4
1.1.Изучение российскими исследователями4
1.2. Изучение девиантного поведения зарубежными исследователями5
1.3. Возрастные характеристики девиантного поведения11
Глава II. Современные проблемы изучения девиантного поведения14
Раздел ІІІ. Социальная работа с подростками девиантного поведения18
Заключение30
Список использованных источников32
Выдержка из текста работы
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином — девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий — важный инструмент социального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями — преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины». Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Цель курсовой работы: рассмотреть концепции девиантного поведения.
Для реализации поставленной цели нами выделены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия, использующиеся при раскрытии проблемы девиации, как то девиация в широком и узком смысле слова, определение причин девиации различные учеными, норма, аномия, виды девиантного поведения и др.
раскрыть факторы, влияющие на девиантное поведение, биологические факторы девиантного поведения, социальные факты девиантного поведения, психологические факторы девиатного поведения.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Сущность феномена «девиантное поведение».
§1. Понятие девиации.
Термин «девиация» дословно переводится с латинского deviation как отклонение. Этот термин означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в двух значениях — широком и узком. В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм. Это могут быть незначительные проступки, например опоздание на работу, или наоборот, проявление героизма, самопожертвования, гениальности. Но также это может быть и серьезное преступление, например убийство.
В узком смысле девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов. Для более серьезных форм нарушения применяется термин делинквентность и преступность (20).
Во все времена общество пыталось подавлять, устранить нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами, правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.
У истоков социологии девиантного поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив её как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились».
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А.Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез институцианализированными ожиданиями»(9), а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что « социальное отклонение — это в значительной степени приписываемый статус» (14), то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение — это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющего поведения полностью не раскрывает его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А. Аванесов: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам» (1), то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли Н. Дж. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелер выделяет три основных компонента девиации:
Человека, которому свойственно определенное поведение;
Норма или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
Другую группу или организацию, реагирующую на поведение (11).
Таким образом, под девиантным поведением понимается:
Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
Поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет социологии и социальной психологии. Во втором значении — предмет психологии, педагогики, психиатрии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
Нормы — это меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем — это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это — естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономер……..