Содержание
Введение3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА8
1.1. Детско-родительские отношения в психологии8
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии10
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании13
1.4. Семья как фактор развития ребенка17
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ И ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА23
2.1. Цели, задачи, гипотеза исследования23
2.2. Ход исследования25
2.2. Анализ полученных результатов теста-опросника родителей30
Выводы по практической части32
Заключение34
Литература38
Выдержка из текста работы
1.3.Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание………………………………………………………………………………………21
Глава II. Проблема формирования «образа Я» 26
2.1. Становление «образа Я» ребенка 26
2.2. Формирование «образа Я» у детей 5 – 7 лет 28
Глава III. Методы гормонизации детско — родительских отношений в период формирования «образа Я»………………………………………………………35
3.1. Гармоничные детско — родительские отношения………………………35
3.2. Педагогическая программа по гармонизации детско-родительских отношений………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………………………48
Актуальность темы. Интерес к воспитанию в семье и семье в целом был всегда, но на современном этапе развития российского общества, в связи с нынешним кризисным состоянием семьи, существенно возрастает необходимость изучения и возрождения семьи, которая определяет, с одной стороны, уровень социального благополучия Росси, а с другой – влияет на социально-психологические условия воспитания российских детей.
В последнее время проблема семейного воспитания и детско-родительских отношений приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Авдеева Н.Н., Архиреева Т.В., Варга А.Я., Захаров А.И., Клемантович И.П. [24], Личко А.Е., Спиваковская А.И., Эйдемиллер Э.Г. [56 – 59], и др.).
Никто не рождается на свет с готовым характером, знаниями, умениями строить отношения. Всему этому нас с самого рождения учит социум и в первую очередь семья. Семья является главным социальным фактором влияющим на становление личности. Семья – это наш первый воспитатель и как в свое время сказал Ж.-Ж. Руссо: «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий», поэтому так важно что бы ребенок рос и развивался в полноценной, гармоничной семье.
Для ребенка семья это окружающие его близкие люди папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры. Именно от семьи, ее состава, от отношений друг к другу и к окружающим людям будет зависеть, как человек будет смотреть на мир, строить свои отношения и свою будущую семью.
Проблема исследования.
Значимость отношений между детьми и родителями. Особенно отмечается значимость для ребёнка детско-родительских отношений в период начала школьного обучения. Совладение с новыми жизненными ситуациями, которые требуют от него особых усилий и заставляют проявить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладение детей и взрослых в трудных жизненных ситуациях определяет эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.
Цель исследования: раскрыть влияние детско-родительских отношений на успешное становление «образа Я» ребенка
Предмет исследования: влияние типа семейного воспитания на успешное становление «образа Я» ребенка.
Объект исследования: становление «образа Я» ребенка.
Гипотеза исследования: воспитание ребенка и становление его «образа Я» будет проходить успешнее в условиях гармоничных детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1) Провести теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений;
2) Изучить особенности детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе;
3) Проанализировать особенности становления «образа Я» ребенка;
4) Рассмотреть особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет;
Теоретическая значимость исследования.
Исследование психологических особенностей ребенка под влиянием благоприятного или неблагоприятного семейного влияния вносит вклад в развитие теории формирования личности, в разработку теории и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей.
Кроме того, данная работа может представлять интерес для психологов, учителей и родителей. Материалы исследования могут быть использованы для более глубокого изучения влияния детско-родительских отношений на различные стороны личности ребенка.
Методологической основы исследования.
Проблемы детско-родительских отношений исследовались многими психологическими школами и направлениями как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (3. Фрейд , А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджерс , В. Сатир и др.).
Особое значение имеют труды, посвященные-периодизации психического развития ребёнка (JI.C. Выготский, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений.
Так же большое внимание уделяется работам посвященным семье, семейному воспитанию и социализации детей (Адлер А. , Клемантович И.П. , Мудрик А.В., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э. Г).
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: наблюдение.
Научная новизна исследования.
Подчёркивая решающую роль отношений с родителями для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследовании, в то время, как клиническими психологами и психотерапевтами накоплен большой опыт работы в сфере детско-родительских отношений, значимость которых для ребёнка в период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (Г.А. Цукерман, К.В. Бардин, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.С. Мухина). Тем не менее, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения не многочисленны и в большинстве своём имеют теоретический или описательный характер (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).
В рамках данной работы проводится эмпирическое исследование по выявлению детско-родительских отношений на становление «образа Я» ребенка, чем и подчеркивается новизна данного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1).Термин «образ Я» отражает специфику формирования представлений ребенка о себе и в младшем школьном возрасте выстраивается с помощью взрослого, через знания, приобретаемые им в процессе самопознания.
2) Структура «образа Я» представляет единство когнитивного (знания о других и о себе), оценочного (оценка других и себя) и поведенческого (структурирование отношений со взрослыми и сверстниками) компонентов. Причем когнитивный компонент выполняет ведущую роль в становлении «образа Я».
3) Целостное развитие «образа Я» ребенка обеспечивается за счет освоения опыта самопознания, который рассматривается как составная часть личностного опыта и представляется в виде интеграции опыта общения с родителями.
Основное содержание курсовой работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект и предмет, задается цель и основные задачи.
В первой главе «Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений» проводится теоретико-методологический обзор проблем гармонизации детско-родительских отношений; рассматриваются особенности детско-родительских отношений в психологии и педагогике.
Во второй главе «Проблема формирования «образа Я» рассматриваются особенности становления «образа Я» ребенка, а так же особенности формирования «образа Я» у детей 5 – 7 лет.
В третьей главе «Методы гармонизации детско-родительских отношений » проводится констатирующий эксперимент, направленный на выявление проблем в детско-родительских отношениях среди младших школьников.
В заключении подводятся обобщающие выводы
Список литературы состоит из 56 источников.
………….
1. Адлер А. Воспитание детей ; Взаимодействие полов : пер. с англ./ Альфред Адлер. Ростов н/Д : Феникс, 1998. 412 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса/ Ш.А.Амонашвили.-М., 1990.-560с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.-Спб:Питер, 2001.-288с
4. Бережковская Е. Л. Психологические особенности младших подростков как фактор преемственности между начальной и средней школой/ Е. Л. Бережковская, Н.В. Залевская// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей: сб.ст. М.; Красноярск,1999, с 153-173.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс.-М.:Прогресс, 1986.-420с.
6. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2011. 48 с.
7. Божович JI. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / JI. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 45-53.
8. Божович,Л.И. Избранные психологические труды/Л.И.Божович.-М.:Междунар.психол.акад.-1995.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
10. Василец, М. В. Развитие профессиональной Я-концепции студентовменеджеров на этапе профессионального обучения: автореф. дис. . канд. психол. наук / М. В. Василец. Калуга, 2011. — 20 с.
11. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, B.JI. Поплужный, O.K. Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 192 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 200 с.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб. : Союз, 1999. 221 с.
14. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 2011. — 306 с
15. Дутчина, О. Б. Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента: автореф. дис. . канд. психол. наук / О. Б. Дутчина. – Иркутск, 2012. 22 с.
16. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2012. — 368 с.
17. Джемс, У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 2010. — 309 с.
18. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В. Давыдов// Вопросы психологии.- 1992.-№1.-С.22-42.
19. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В.В.Давыдов// Возрастная педагогическая психология.- М.,1979.-с.69-101.
20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В.Давыдов.-М.:Интор, 1996.-541с.
21. Джемс У. Личность. // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
22. Занков, Л.В. Избранные педагогические сочинения/ Л.В.Занков.-М., 1996.-432с
23. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки.-Минск, 1993.-100с
24. Клемантович И.П. Современные тенденции развития социальной работы / Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал: издается с 1966 года / – 2012. – №8 2012. – С. 28-35.
25. Кон И. С. Психология самосознания / И. С. Кон // Психология самосознания. Самара, 2003.
26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М. : Политиздат, 1984. 335 с.
27. Кон И.С. Категория «я» в психологии//Психол. ж-л, 1981.-Т.2.-№ 3.-С. 25-38.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 2010. — 444 с.
30. Липкина А.И. Самооценка школьника.-М.: Педагогика, 1976.-116 с.
31. Липпс. Самосознание. СПб., 1903, стр. 6.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 2011. -304с.
33. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Педагогика 1971., 316с .
34. Макаренко А. С. Воспитание гражданина : сборник. / А.С. Макаренко. М. : Просвещение, 1988. 301 с.
35. Михно, О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов. Автореферат. – М., 2007.
36. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосозн