Содержание
Введение3
1. Сущность, основные элементы и классификация денежных систем4
1.1. Сущность, назначение и структура денежной системы4
1.2. Характеристика системы бумажно-кредитного обращения15
1.3. Виды денежных систем и их эволюция18
2. История развития и современное состояние денежных систем Франции и Германии21
2.1. Развитие денежной системы Франции21
2.2. Характеристика денежной системы Германии29
Заключение39
Список литературы41
Выдержка из текста работы
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Развитие экономики в большой степени зависит от рационального построения финансовой системы, принимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.
Каждый сектор народного хозяйства любой страны пронизан сетью финансовых отношений, и финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной финансовой системы в целом.
Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.
Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.
Следовательно, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Тема курсовой работы актуальна, поскольку знание особенностей финансовой системы и ее функционирования необходимо для полноценного ориентирования в экономике любой страны и принятия определенных экономических решений.
Объектом исследования является финансовая система.
Предметом исследования является механизм функционирования финансовой системы во Франции и Германии.
За последние пятнадцать лет финансовая система во Франции претерпела значительные изменения. В стране был осуществлен ряд реформ, основной целью которых являлось улучшение способов финансирования экономики. На сегодняшний день во Франции функционирует один из самых развитых и хорошо технически оснащенных фондовых рынков в Европе.
Итак, целью данного исследования является всесторонний анализ французской и немецкой финансовой системы, структуры и особенностей функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— охарактеризовать сущность и роль финансовой системы;
— рассмотреть виды финансовых систем;
— раскрыть содержание государственной финансовой политики и ее инструментов;
— проанализировать состояние финансовой системы Франции;
— проанализировать состояние финансовой системы Германии;
-выявить проблемы и способы совершенствования финансовых систем Франции и Германии.
При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, анализ.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из пяти теоретических вопросов, заключения и списка использованной литературы.
1.Теоретические основы функционирования финансовой системы зарубежных стран
1.1.Сущность финансовой системы и формы финансовых отношений в зарубежных странах
Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Состояние финансовой системы всегда является показателем развития экономики страны, ее эффективности.
Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу — рост массового финансирования. В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование возможно на основе банковского кредита.
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы». Существуют большое разнообразие определений понятия «финансовая система», основные из них представлены в приложении 1.
Итак, под понятием финансовая система подразумевается совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий [23, с. 247].
Финансовые системы некоторых государств отличаются по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов [5, с.356]:
1) государственный бюджет;
2) местные бюджеты;
3) государственный кредит;
4) специальные внебюджетные фонды;
5) государственное страхование;
6) финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода. Через это звено перераспределяется до 40% национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.
В унитарных (единых) государствах есть центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации — субъектов Федерации, в США — штатов, в ФРГ — земель, в Швейцарии — кантонов и т д.).
Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета являются: объем ВВП; темп роста ВВП; уровень инфляции. Данные показатели связаны между собой через дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП можно рассчитать с помощью формулы 1.1 и 1.2. [2, с.504].
Формула 1.1
ДВВП = ?р1q1/? р0q0
Где, ?р1q1 — ВВП анализируемого периода
? р0q0 — ВВП в ценах базисного периода
Формула 1.2
ДВВП = ВВП ном /ВВП реал *100 % ?
Где, ВВП ном — номинальный ВВП
ВВП реал — реальный ВВП
100 % ? — темп инфляции
Темп роста инфляции можно определить с помощью формулы 1.3.
Формула 1.3
где ? — темп роста цен (темп инфляции),
Рn — средний уровень цен в текущем периоде,
Рn-1 — средний уровень цен в предшествующем периоде
Дефлятор ВВП отличается двумя важнейшими особенностями [9, с. 172]:
— это единственный из показателей инфляции, учитывающий изменение цен всех производимых в стране товаров и услуг;
— помимо изменений цен на величину дефлятора ВВП влияет изменение товарной структуры ВВП.
Состояние государственного бюджета прямо пропорционально темпу роста ВВП и обратно пропорционально росту уровня инфляции. Эти макроэкономические показатели оказывают значительное влияние на баланс бюджета. Рассмотрим влияние макроэкономических показателей на состояние государственного бюджета с помощью таблицы 1.
Таблица 1.
Влияние макроэкономических показателей на состояние государственного бюджета РФ [26]
Показатель 2011г. 2012 г. 2013 г. Темп роста 2011-2013 г.г. Темп прироста 2011-2013 г.г., % Влияние, млрд. руб.
ВВП, триллион руб. 46,3 55,8 62,6 16,3 35,2 1434,4
Темп инфляции, % 8,8 6,1 6,6 -2,2 -25,0 -1372,2
Состояние государственного бюджета, млрд. руб. -1812,05 440,38 -37,05 1775,0 98,0 —
Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что за два года дефицит государственного бюджета уменьшился на 1775 млрд. руб., т.е. на 98%, в частности из-за роста ВВП на 16,3 млрд., что уменьшило дефицит на 1434,4 млрд. руб. А изменение темпа инфляции наоборот увеличило дефицит на 1377,2 млрд. руб., но данное отрицательное влияние инфляции компенсировал рост ВВП.
Хотелось бы отметить, за государственным бюджетом закрепляются и главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней — предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти [22, с. 311].
Второе звено государственной финансовой системы — местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги — подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.
Третье звено государственной финансовой системы — государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета.
Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.
Четвертое звено государственной финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению — для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики [17, с. 84].
В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице.
Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страховани……..
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ, статья 10 /Справочная — правовая система Консультант.
2. Абрашенков Т.А. Макроэкономика /Абрашенков Т.А. — М.: МГУ, Издательство «Дело и сервис», 2011. -504 с.
3. Белова Т.В. Финансовые отношения зарубежных стран / Белова Т.В.//Финансы и кредит.-2013г. -№10. — С.26.
4. Белозерова С.И. Государственная финансовая политика/ Белозерова С.И. //Финансы и кредит. — 2013. — №4. С.14-16.
5. Борисов Е.Ф. Макроэкономика/ Борисов Е.Ф. -М.: Изд-во «Инфра — М», 2012. -356 с.
6. Горячев А.Р. Современная роль финансовой системы/ Горячев А.Р. // Мировая Экономика и Международные отношения. -2013. -№7. -С.25.
7. Девятова О.Р. Финансовая система: учебник для студентов вуза/ Девятова О.Р. — М.: Изд-во «Инфра — М», 2011. -184 с.
8. Зернова М.Л. Государственная финансовая политика/ Зернова М.Л. — М.: Изд-во «Альфа-М»,2012. -502 с.
9. Козлов Е.М. Основы финансов/ Козлов Е.М. -М.:Изд-во «Инфра»,2011. -172 с.
10. Круглов И.М. Финансы и кредит/ Круглов И.М. — М.:Изд-во «Образование»,2011. -197 с.
11. Любанова М.В. Теория финансов/ Любанова М.В.- М.:Изд-во «Экономист»,2011. -144 с.
12. Мореев М.А. Финансово-кредитная система в странах рыночной экономики/ Мореев М.А.-М.:Изд-во «Альфа»,2012. -263 с.
13. Назаров А. И. Проблемы финансов в зарубежных странах/ Назаров А. И. // Экономика и управление. — 2012. — №9. — С.14-15.
14. Носикова Р.М. Основы финансовой системы/ Носикова Р.М.-М.:Издательство «Норма-Инфра-М», 2011. -161 с.
15.Самигуллина В.А. Финансовые системы зарубежных стран / Самигуллина В.А.- М.: ФиС. — 2012. — 304с.
16. Светляева О.А. Финансовая система РФ и основные приоритеты её реформирования /Светляева О.А. // Экономический анализ: теория и практика управления..- 2013.-№9. -23 с.
17. Слезингер А.П. Основы современной экономики/ Слезингер А.П.- М.:Издательство «Альфа», 2012. -84 с.
18. Теверкина А.М. Общая теория финансов/ Теверкина А.М. -М.:Изд-во «ОСигма»,2011. -290 с.
19. Теория финансов / Ю.В. Коротаева; под ред. засл. Строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. Ю.В.Коротаева. -СПб:АНО «ИПЭВ»,2011.-230 с.
20. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-ский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2012. — 543с.
21. Чемеков В.П. Финансово-кредитная система в странах рыночной экономики/ Чемеков В.П. -Мн.: БГЭУ, 2012. -76 с.
22.Шимова В.Н. Финансы и кредит/ Шимова В.Н. -М.:Издательство «БГЭУ», 2012.-311 с.
23.Экономический словарь /Сост.А.Ф.Никитин и др. Москва: Инфра,2010. -631 с; -247 с.
24. Ямбулатов Д.В. Финансы, денежное обращение и кредит / Ямбулатов Д.В. -М.:Изд-во «Образование»,2011. -324 с.
25. Ярыгина Н.В. Финансовые системы зарубежных стран / Ярыгина Н.В. -М.:Изд-во «Стгма»,2012. -260 с.
26. www.gks.ru.