Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ПОНЯТИЕ «ДЕМОКРАТИЯ»: ИСТОКИ И СОДЕРЖАНИЕ6
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА10
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ26
Выдержка из текста работы
В наше время, если государство демократическое, принято считать о правах и свободах человека, а так же формирования института гражданского общества в государстве. Но, употребляя данный термин, многие не знают, что он под собой подразумевает, имея в виду правовое государство, мы говорим о способе организации общества, при котором обеспечивается господство права, и реализуются права и свободы гражданина. А определение гражданина размыто до сих пор. Любое демократическое государство стремится построить правовое государство, что касается России, это стремление пока только ограничивается записью в Конституции : «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[1] , — этим и объясняется актуальность данной темы. А именно, необходимость построения полноценного гражданского общества и реального правового государства, где практика соответствовала бы тому, что написано в законе.
Целью работы является: изучение понятия гражданин и гражданского общества, их взаимоотношений с государством. Задачей мы ставим раскрытие теоретически важных понятий: гражданина, гражданского общества и правового государства, а также характеристика признаков и функции гражданского общества и выделение основных признаков правового государства.
Государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. А изучение его институтов требует пристального внимания и осторожности в выводах.
1. Гражданин и Гражданское общество
1.1 Понятие гражданин и гражданское общество, условия его
формирования
Понятие гражданина появилось очень давно, более того, его первоначальное значение несколько другое, чем мы используем сейчас. Впервые, данный термин нам встречается в Древнем Риме (лат. civis – свободнорожденное лицо, пользовавшееся полнотой гражданских и политических прав)[2] . Вплоть до 19 века это понятие обозначало городского жителя с правами, присвоенными городам или подданство.
Однако, лишь в 1642г. Томас Гоббс издает свой труд — «О гражданине» и излагает принципиально новую концепцию, в которой человек становится развитой, целостной и активной личностью – гражданином[3] .
Начиная с Великой французской революции, значение данного слова развивается больше. Было принято считать (это подтверждает множество публикаций того периода), что гражданин не только наделен определенным набором юридически закрепленных «прав», но и должен быть, прежде всего «существом нравственным». То есть, оформление образа «идеального гражданина».
Современность обобщила понятие гражданина – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей[4] — во всех понятиях мы видим неразделенную связь с понятием государства. А именно, если права не защищаются, непосредственно государством, то должен существовать такой институт, который мог бы в определенной степени контролировать государство. Таким институтом и является гражданское общество.
Термин “гражданское общество” очень древний. В трудах Цицерона, Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш.Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и др. определение гражданского общества и определения его роли в государстве конкретизируется.
К примеру, с точки зрения Аристотеля. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. В «Политике» он отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам и даже крестьянам[5] .
Г.В.Гегель: «Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством»[6] .Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс были склонны считать, что «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства»[7] . Рассмотрение гражданского общества сквозь призму экономики.
Владимир Ленин, не применял понятие гражданского общества вообще, так как считал, что освобождение человечества в результате уничтожения классов приведет к последующей ликвидации разделения между гражданским обществом и государством.
Исходя из предыдущих определений и оценок великих мыслителей, политологов и экономистов, мы делаем вывод, что отношения между государством и обществом в разное время менялось под воздействием политической обстановки, но в целом становление гражданского общества зависит от:
1. Развитости экономических и правовых отношений
2. Реальности личной и экономической свободы индивидов
3. Действенности механизма общественного контроля над государственно — властными структурами[8]
Таким образом, гражданское общество можно представить как некое образование, где люди взаимодействуют друг с другом и государством, хотя в своих действиях и решениях абсолютно независимы. Естественно, в качестве важного условия существования, как государства, так и гражданского общества выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Которое может осуществиться только с признанием личной свободы каждого.
1.2 Признаки, функции гражданского общества
Современное понимание гражданского общества предполагает наличия у него комплекса признаков. Отсутствие таковых или части них приводит к обострению отношений между государством и обществом.
Рассмотрим данные признаки:
1)Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов — экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2)Гражданское общество правовое демократическое общество, где существует безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3)Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система — наличие политического и идеологического плюрализма, легальной оппозиции;
4)Гражданское общество — открытое социальное образование — свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
5)Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система — невмешательство в частную жизнь граждан их взаимная ответственность друг перед другом.
Учитывая понятия и признаки гражданского общества, можно определить его основные функции:
— Защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
— Образование среды, где формируется полноценно-развитый социальный индивид;
— Контроль за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей.
— Осуществление самоуправления во всех сферах.
— Стабилизация общественных отношений и процессов.
Таким образом, прослеживается непосредственная связь государства и гражданского общества, преобразовывается само понятие государства в правовое, позволяя выйти обществу на новый уровень развития. Гражданское общество, не может быть создано принудительно или специально, общество само к этому приходит. Нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять государство и гражданское общество друг другу.
2. Правовое государство
2.1 Понятие правового государства
Существование термина гражданское общество невозможно без другого, его образующего – правовое государство. Только в правовом государстве может быть такое ответственное общество. Термин правовое государство состоит из двух компонентов — государства и права:
Государство – единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Право – система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.
Отсюда, правовое государство – такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства.[9]
О необходимости создания правового государства размышляли еще философы древнего мира, а развитие данного образа «идеального государства» продолжается до сих пор. Проблема состоит в том, что в условиях плюрализма мнений и идеологий идея правового государства будет уже восприниматься и трактоваться по-разному. Однако одно остается неизменным, теория правового государства всегда отражает общечеловеческие принципы и интересы.
2.2 Основные признаки правового государства
Естественно правовое государство также как и любое другое обладает публичной властью, суверенитетом, системой налогообложения и так далее, но что же именно делает правовое государство особенным?
— Верховенство закона – никакая организация (будь то общественная или государственная), никакое должностное лицо, никакой человек не освобождается от права подчинения закону;
— Гарантия и незыблемость прав и свобод граждан и принцип их взаимной ответственности, а также перед государством;
— Сохранение принципа разделения властей – на законодательную, судебную и исполнительную дабы исключить любое злоупотребление ею;
— Соответствие национального законодательства с международными правовыми нормами.
Помимо всего прочего, становление современного правового государства требует высокого уровня развития экономики, правовой и политической культуры населения.
Заключение
Употребляя термин гражданское общество, мы должны исходить из понятия гражданина, а точнее из его прав и свобод – основ демократического общества.
Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы;
Гражданское общество — это социум с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимый от государства, но взаимодействующий с ним;
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.
Гражданин является полноправным членом государственной организации и поэтому имеет как права, так и обязанности. Чтобы второе не превалировало над первым, создается гражданское общество — один из важнейших примеров целенаправленных общественных преобразований, цель общественного развития, выступающий гарантом существования правового демократического государства.
Идеальным является, на наш взгляд, такая система взаимодействия гражданского общества и государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает социуму незыблемость прав и свобод, последнее проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании государственных институтов и контроле за их деятельностью.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 2008.
2.Аристотель – Политика; Пер.С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 393 [7]с.
3. Васильев А.В. – Теория государства и права: курс лекций. – М.; Флинта: МПСИ, 2006. – 200с.
4. Васильев А.В., Догадайло Е.Ю. – Теория права и государства (в схемах и определениях): Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 178с.
5. Гегель Г.В.Ф.- Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсеянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсеянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 [2]с., 1 л. портр.
6. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – М.: Юристъ, 2005. – 303с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. – Сочинения / 2-е изд., М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – Т.3, 629с.
8. Марченко М.Н. – Теория государства и права : учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Проспект, 2009. – 640с.
9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юрист, 1994. – 360с.
10. Политология : Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.- 431с.
11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2006. – 496с.
[1] Конституция Российской Федерации – М.:«Юридическая Наука», 2008 — стр.5
[2] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. – Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 170с
[3] Политология. Энциклопедический словарь – общ ред. Аверьянов Ю.И. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993 – 75-76с
[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус.яз.; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 1992 – 144с
[5] Аристотель – Политика; Пер.С.А. Жебелева, М.Л.Гаспарова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 90с
[6] Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Философия права. М.: Изд-во «Мысль», 1990 – 228с
[7] К.Маркс, Ф.Энгельс – Сочинения. Изд.2.: М.: «Государственное издательство политической литературы», 1955 – Т.3, 35с.
[8] Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв.ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2006 – 349с.
[9] Иванов А.А. – Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. М.: Экзамен, 2006. – 241с