Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по религии и мифологии: Даосизм

Раздел: Курсовая работа

Содержание

В современном мире Восток играет все более заметную роль. Исследователи уделяют много внимания изучению национально-культурной традиции, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления. Все это связывает воедино общество и религию, социально-экономическое содержание серьезных процессов внутренней трансформации стран традиционного Востока и национально-религиозную форму их. В этом смысле значимость изучения религий и культурных традиций Востока вне сомнений. Следовательно, данная тема является достаточно актуальной.

Цель контрольной работы: рассмотреть религию даосизм.

Для достижения цели были поставлены задачи рассмотреть:

— философию даосизма. Лао-цзы, как основателя даосизма, его учение;

— Чжуан-цзы и его учение;

— крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»;

— теократическое государство даосов;

— даосизм о достижении бессмертия;

— псевдонауки даосов;

— верхний и нижний пласты даосизма;

— пантеон даосизма;

— даосизм и современность;

— на основании рассмотренного материала сформулировать выводы.

Выдержка из текста работы

Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Ведь за пределами конфуцианства оставалось мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без всего этого человек не мог время от времени не испытывать чувство духовного дискомфорта. Неудивительно, что все смутное, подсознательное, относившееся к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать, будь то суеверия простого народа или философские искания творчески мыслящих и ищущих индивидов. В предханьское время и особенно в начале эпохи Хань (II в. до н.э.) все эти верования и обряды были объединены в рамках оформлявшейся параллельно с конфуцианством религии даосов — религиозного даосизма.

Целью контрольной работы является исследование даосизма как религии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие даосизма, процесса превращения даосизма в религию.

2. Раскрыть основные догматы даосской религии в священных текстах.

Объектом контрольной работы является религия.

Предметом — даосизм.

Теоретической базой для написания контрольной работы послужили труды отечественных авторов в области религиоведения, таких как Борунков Ю.Ф., Лобазова О.Ф. и др.

Даосизм возник в IV-III вв. до н.э. По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским — верованиям и учению древних магов, а его воззрения изложены в «Каноне о пути и добродетели» («Даодэцзине»), приписываемом легендарному мудрецу Лао-цзы, и в трактате «Чжуан-цзы», отражающем взгляды философа Чжуан Чжоу (IV-III вв. до н.э.).

Даосизм — религиозно-философское учение, считается одной из трех главных религий Китая наряду с конфуцианством и буддиз — мом.

Принципы философии даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао — цзы. Философское учение складывалось на протяжении нескольких веков (IV-III вв. до н.э.). Даосизм как религия сформировался в начале первых веков нашей эры.

Основным содержанием учения является понятие «дао», являющееся сущностью и первопричиной мира. Это естественный «путь», по которому следуют все люди и весь окружающий мир, закон спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.

Соблюдение принципа следования дао тесно связано с понятием «увэй» — «недеяние», приводящее к совершенству, полной свободе, успеху и процветанию. Всякое деяние, не соответствующее дао, приводит к неудаче и гибели.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.

Религиозный даосизм образовал своего рода «церковь», иерархическую структуру, включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т.д.

В VII-X вв. стал неотъемлемой частью верований и обрядов широких народных масс, частью синкретической системы наряду с конфуцианством и буддизмом.

священный даосизм догмат китайский

Чжуан-цзы — знаменитая даосская книга притч. По «Чжуан-цзы», жизнь и смерть лишь ступени всеобщей метаморфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т.п.

Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых, «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием долголетия является «питание тела» — соблюдение строжайшей диеты (идеально для даосских мудрецов — питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир.

В трактате Дао-дэ цзин (сер. III в. до н.э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Сочинение Лао-Цзы «Дао-де дзин», которое он оставил после себя, относится к наиболее сложным для понимания книгам на свете. В 81 главе ее, в большинстве очень коротких, повествуется о Дао и Де. Первые три главы содержат общие вступительные мысли, 4-37-я повествуют о принципе, лежащем в основании всего сущего, 38-52-я — о нравственности, 53-80-я — о политике, 81-я — заключение. В этой книге содержатся возвышенные идеи, нравственные понятия и полностью отсутствуют магические элементы. Преобладающей формой изложения в Дао-де являются противопоставления, где легко постижимое и труднодоступное соединены вместе.

Слово «дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао представляет основной принцип всего существующего, мировой порядок и истинный метод. Не имея начала, Дао древнее Шанди, он независим и носит в себе самом закон, тогда как Небо согласуется с ним и подчиняется ему. Он все проникает, не изменяясь; он отец и мать всего сущего. Первый раздел книги начинается выяснением разницы между вечным Дао и Дао, как его можно представить словами. С одной стороны, Дао представлен не имеющим имени, неосязаемым, неисчерпаемым; это пустота, он все и в то же время — ничто. С другой стороны, он основа мира и получает особое имя, когда начинает проявлять творческую силу; он питает все, не пытаясь господствовать, все делает, не будучи деятельным. Всякой вещи положено определенное время для роста и созревания, по истечении которого она приходит в ветхость и возвращается к своему началу. Вечно длится только «ничто», и в нем-то и заключается все.

Лао-цзы видит в добродетели проявление истинной природы человека. Познание Дао возводится в степень принципа морали. При этом оно не должно ограничиваться стремлением к книжной мудрости, так как требуется интуитивное познание бытия. Многознание Лао-цзы считает вредным, так как это отвлекает человека от его внутренней жизни. Отречься от мира, правда, не требуется, но искать путь к небу предлагается не в суете мирской, а у себя дома. Тремя самыми существенными качествами человека названы сострадание, бережливость и смирение.

О политике в Дао-де изложены своеобразные мысли. Она играет лишь подчиненную роль по отношению к морали. Добродетельный человек, признающий Дао, и есть лучший правитель. На долю государства выпадает не много положительных задач. На войну Лао-цзы смотрит враждебно, пренебрегает материальным успехом, многие установления признает бесполезными, невысоко ставит внешние признаки приличия. В государстве должно быть Дао — тихо и спокойно все должно идти своим чередом и как бы само собой; забота о спокойствии — первая обязанность гражданина. Правители по мере сил должны заботиться о том, чтобы в народе не было излишних желаний и стремлений, что дает повод к беспокойству и суете. Политика, следовательно, состоит в том, чтобы погрузиться в состояние покоя, в котором сердце оставалось бы свободным для познания Дао.

Хотя даосизм заимствовал свое название от принципа, введенного Лао-цзы, связь его с последним весьма отдаленная. Магика даосизма не имеет корней в «Дао-де дзин». Принципы даосизма как религии описаны в книгах, созданных в XV столетии, — трактате «О поступках и возмездии» и книге «О тайном благословении». Поскольку религиозный мистицизм Лао-цзы далеко опередил свое время, то в руках его последователей он очень скоро выродился в светскую магию. Учение Лао-цзы о возвращении в Дао дало повод стремиться к достижению бессмертия нравственным путем или посредством магических эликсиров.

1) Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. — М.: Высшая школа, 2006. — 368 с.

2) Васильев Л.С. История религий Востока. — М: Университет, 2004. — 703 с.

3) Зеленков М.Ю. — Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. — М.: Юридический институт МИИТа, 2003. — 252 с.

4) Лобазова О.Ф. Религиоведение. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. — 384 с.

5) Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 240 с.

Размещено на

Похожие работы

  • реферат  Религии Китая – Конфуцианство, Даосизм, Синтоизм
  • контрольная  Национальные религии Израиля и Индии. Святые места иудаизма и индуизма.Конфуцианство, даосизм, синтоизм и традиции паломничества в Китае и Японии.
  • реферат  Философия классической античности.
  • реферат  Специфика современного китайского марксизма
  • реферат  Философия древнего Китая
  • курсовая  Разработка ценовой политики

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка