Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Повышение квалификации для органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений6
§ 1.1. Острота вопроса повышения квалификации6
§ 1.2. Внешняя среда управления9
§ 1.3. Единство двух подходов12
Глава 2. Концепция повышения квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления и государственных служащих16
§ 2.1. Конфликт интересов органов власти16
§ 2.2. Подходы к организации повышения квалификации депутатов местного самоуправления19
§ 2.3. Основные направления повышения квалификации представительных органов местного самоуправления и государственных служащих22
Глава 3. Правовое регулирование повышения квалификации муниципальной и государственной службы28
§ 3.1. Система повышения квалификации28
§ 3.2. Развитие кадрового обеспечения муниципальной службы29
§ 3.3. Двухуровневая схема подготовки кадров муниципальной службы35
Заключение38
Литература40
Выдержка из текста работы
Изучение управленческой культуры гражданской службы Российской Федерации становится перспективным направлением научной деятельности, в рамках которого решаются такие проблемы, как эффективное функционирование государственного аппарата и укрепление ценностей государственной службы. Актуальность данной темы обусловливается резким ослаблением государственного и муниципального управления, ухудшающимся состоянием отечественной гражданской службы, которое проявляется в распространении коррупции, взяточничества, безразличном отношении к интересам гражданина и государства. Повышение профессионального уровня государственных служащих, оптимизация системы управления государственной службой, законодательное регулирование профессиональной этики, формирование установок выступают в качестве немаловажных условий эффективного функционирования государственного аппарата на благо граждан нашей страны.
Объектом курсовой работы являются требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и контроль над их соблюдением.
Предметом курсовой работы выступают правовые проблемы организационного поведения государственных служащих и муниципальных служащих, а также теоретико-методологические основы их деятельности.
В связи с перестройкой политической системы, базирующейся на конституционных принципах разделения властей, осуществлении федеративного устройства и местного самоуправления в начале 90-х годов XX века усиливается интерес к изучению культуры организации государственных и муниципальных служащих. Если оценить степень разработанности проблемы, то следует отметить, что научно-методологический базис исследования организационных основ и поведения гражданских служащих находится на этапе формирования. Как за рубежом, так и в нашей стране, организационное поведение служащих является малоисследованными фактами. Рассматривая теоретическую базу организационной культуры, в которую входят концепции по решению практических проблем управления, говорят об основах её рассмотрения как фактора обеспечения эффективной деятельности организации (зарубежная литература К. Келини, Т. Питерс, Г. Бухарт, А. Кеннеди, Р. Уотермен). Эта тема долгое время не исследовалась в отечественной литературе. Первые же работы были посвящены проблемам управленческой культуры (О.В. Козлова, Е.И. Комаров, Е.С. Жарикова и др.). Позже получили начало исследования на тему организационного порядка (А.И. Пригожин), культуры производства (А.А. Погорадзе) и методов управления организационной культуры (Ю.В.Рождественский, В.Д.Козлов). Нельзя не отметить большой вклад Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, В.Г. Вишнякова, Б.П. Курашвили, А.Е. Лунева, П.А. Ямпольской и др.
Целью данной курсовой работы является поиск путей по успешному формированию государственной гражданской службы и выявление направлений совершенствования организационной культуры гражданских служащих.
В исследовании использованы учебники по кадровой политике и государственной и муниципальной службе, федеральные законы, указы и Интернет ресурсы. Нормативно-правовая база основывается на Конституции Российской Федерации, нормативно-законодательных актах и федеральных программах.
Раздел 1.Общие нормы, понятия и принципы служебной деятельности
государственных и муниципальных служащих
1.1 История формирования этики государственной службы
Этика возникла на рубеже V-IV вв. до н.э. и относится к древнейшим наукам. Её родоначальником считается Аристотель, который ввел понятие «Этический» — добродетельный (от древнегреческого слова «этос» — дом, очаг, /во времена Гомера, VII в. до н.э./, а позднее: обычай, нрав, характер).
Это нравственная деятельность, которая направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни и реализацию смысла своего назначения.
Уже в период раннего рабовладельческого общества происходит становление норм этики, начинают оформляться первые относительно массовые профессии. Однако только спустя длительное время в рабовладельческом обществе Древней Греции возникают первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде призванных служить человеку людей.
Так зачатки двухпалатного парламента и этических правил государственной службы появляются уже в XX в. до н.э., когда в Древнем Шумере произошло первое восстание, ратующее за социальную справедливость, против государственного аппарата.
Существенную роль в формировании этики государственной службы оказывали исторические явления формирования государственной службы в той или иной стране. Важно отметить, что Древняя Греция и Императорский Рим сыграли значительную роль в образовании этики государственной службы.
Прежде всего мораль складывается в среде профессий, представители которых при выполнении своего профессионального долга контактируют с людьми. Это жрецы, врачи, учителя, воспитатели, писцы, служители в храмах и т.д. В таких контактах они воздействовали на моральное и физическое состояние людей, могли причинить им вред, тем самым воздействовали на обстановку в обществе. Первичные нормы, которые носили описательный характер, затрагивали общие аспекты профессиональной деятельности.
В эпоху позднего Средневековья, в связи с укреплением государственности и становлением таких социальных институтов, как церковь, армия, государственная служба, наступает Новый этап в развитии профессиональной морали, который ознаменовался формированием новой тенденции: значительное расширение круга профессий, в отношении которых требовалось выполнение нравственных обязательств (например, появились кодексы ремесленных цехов).
Во второй половине XX века берет начало третий период, отражающий более привычные для нас реалии современной цивилизации и включающий в себя высокий уровень развития науки, создание единой мировой системы хозяйства и систем коммуникаций, кооперации, учитывая дальнейшее углубление специализации в рамках отдельных направлений.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике, древней и вместе с тем своеобразно молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству и регулирование всех общественных структур немыслимо без утверждения этики.
1.2 Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации
Государственный гражданский служащий — субъект права, который является реальным участником различных правоотношений, чаще всего? административных. Но перед тем, как рассмотреть содержание правового статуса государственного гражданского служащего нужно определить, кто является государственным служащим.
Гражданский служащий О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данное законодательное определение позволяет выделить следующие признаки гражданского служащего.
Государственный служащий — это прежде всего гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации О гражданстве РФ: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданин при поступлении на государственную службу, помимо своего общего правового статуса, приобретает особый правовой статус; гражданин попадает в определенный правовой режим запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой, после издания соответствующего правового акта о назначении на должность.
Для гражданского служащего его служебная профессиональная деятельность должна являться основной работой, которая осуществляется на контрактной основе. Контракт наряду с иными актами определяет статус гражданского служащего. Анализируя законодательство о государственной гражданской службе можно выделить четыре основных признака, обладателем которых должен стать государственный гражданский служащий.
1. Государственный гражданский служащий — гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть допущены к государственной службе в Российской Федерации.
2. Государственный гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
3. Гражданин Российской Федерации приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.
4. Гражданский служащий исполняет свои обязанности профессионально и на возмездной основе, то есть за счет средств государственного бюджета.
Правовой статус государственного служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, ограничении, запретов и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с гражданской службой.
Можно проследить одну общую закономерность, которая прослеживается практически у всех авторов-исследователей этой темы, независимо от используемых ими подходов к определению правового статуса государственного служащего. Она заключаются в том, что сущность, определяющую исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности. Соглашаясь с Г.В. Мальцевым, можно сделать вывод, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем».Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности/ Мальцев Г. В., Изд-во 1979.
Должность определяет конкретный статус государственного гражданского служащего. В Законе о государственной гражданской службе должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты.
Правовой статус муниципального служащего так же определен законом:»Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета» О муниципальной службе в РФ: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ .
Правовой статус государственного или муниципального гражданского служащего характеризует место и роль, занимаемые служащим в системе какого-либо органа управления; определяет границы деятельности государственного гражданского служащего по отношению к иным субъектам права,указывает права и специфические льготы.
1.3 Основы Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации
Кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) провозглашено:
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Можно сделать вывод о том, что статья детализирует три основных принципа государственной службы:
— демократизм;
— законность;
— профессионализм.
Законность и демократизм выступаютобщими принципами организации и функционирования исполнительной власти, а профессионализм- как специфический принцип.
Проанализировав весь массив правовых актов, которые образуют институт государственной службы, можно сделать заключение о том, что одним из основных и специальных принципов государственной гражданской службы можно, безусловно, считать принцип социально-правовой защищенности служащих.
Все принципы службы являются проявлениями важнейшей сущности исполнительной власти -её эффективности.
Принцип законности означает признание:
а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;
б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.
Кодекс включает в себя важнейшие проявления принципа демократизма:
а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует прежде всего в «чужих» интересах;
б) общедоступность государственной службы;
в) гласность в осуществлении государственной службы.
г) разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.
Также Кодекс предполагает соблюдение принципа профессионализма:
а) компетентность работников, поддержание уровня своей квалификации;
б) систематическое, регулярное выполнение функций и операций, решение дел, стабильность служебных отношений;
в) регулярное получение заранее обусловленных размеров оплаты за свой труд;
г) политическую нейтральность;
д) лояльность государственного служащего;
е) дисциплинарная, материальная, уголовная или административная ответственность за качество подготавливаемых и принимаемых решений.
Основными принципами О системе государственной службы РФ: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) построения и функционирования системы государственной службы являются:
федерализм;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Служба в органах власти включает в себя нетолько исполнение законов, должностных инструкций, а ещё и осмысленную деятельность на благо общества и ради создания благоприятных условий для успешной реализации интересов каждого гражданина. Здесь уместно высказывание российского исследователя Васильева Д.В: «Главный постулат — не власть над людьми, а власть для людей» Васильев Д. В. Административная этика как средство противодействия коррупции / Д.В. Васильев. — Москва: Б.и., Изд-во: 2003. — 45 с..
Для успешного осуществления управления Государственный аппарат должен руководствоваться всеми вышеизложенными принципами и правилами. А нравственные принципыдолжны исполняться посредством следования соответствующих норм.
Раздел 2.Контроль над соблюдением требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих
2.1 Государственная служба в России на современном этапе
В Концепции реформирования системы государственной службы впервые было заявлено о государственной службе как системе . С того времени была проделана огромная работа по её реализации как в законодательном, так и в организационном плане. Поступление на государственную гражданскую службу, порядок её прохождения, урегулирование государственных гарантий и деятельности чиновников — всё это установлено за последние годы для устранения противоречийв организации большинства процессов государственной службы. Но центральная проблема реализации государственных реформ — эффективность — пока не решена. Основой развития общества и государства нашей страны является государственная власть, а в перспективе необходимо укреплять гражданское общество и совершенствовать роль государственного и муниципального служащего.
Несмотря на положительные изменения,современное российское чиновничество далеко от идеала. Часто чиновники на себе испытывают воздействие специфических проблем российского общества. Постановка краткосрочных целей, стремление только к достижению материальной стабильности возникают как реакция на плохие социальные условия жизнедеятельности, нестабильность и неуверенность всего общества. Превалирующий тип государственного или муниципального служащего устанавливается определенной управленческой ситуацией. Можно заметить, что нынешние многократные кадровые изменения негативно влияют на статус гражданского служащего: это приводит к обесценению профессиональных качеств, разрушению нравственных и поведенческих образцов персонала, а в итоге и к оттоку выдающихся кадров? государственной службы.
Из-за бесперспективности карьеры старшим поколением, так как отдается наибольшее предпочтение молодым специалистам,? профессионалы своего делаприходят к? бюрократии и коррупции. Государство в лице кадровых служб предполагает,что смена поколенийсама по себе решит эту проблему, а это ввергает людей старшего возраста к пересмотру основных ценностей и принятию противозаконных решений.
Современная Российская этика государственной службы претерпевает нравственное падение, причиной которого является резкая перестройка государственной службы и общества в целом в 90-е гг. Нестабильная ситуация в стране ещё больше «разжигает» конфликт между органами государственного и муниципального управления, в частности чиновниками, и населением. Такаянапряжённость в отношениях является следствием недоверия народа государству, что подтверждает необходимость развития гражданского общества и закрепления традиционных ценностей.
2.2. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению современного государственного служащего.
Государственная служба — особый, специфический вид профессиональной деятельности, который направлен на обеспечение исполнения полномочий государственных органов и имеет свою профессиональную этику. Обязательность такой этики обусловлена тем, что авторитет властных органов государства связан с нравственными качествами самих служащих: порядочностью, самоотверженностью, компетентностью и т.д.
Все требования к служебному поведению содержатся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .
Эти требования подразделяются на три типа нравственных норм:
1) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали государственного служащего);
2) запретительные (что не допускается в границах служебного поведения);
3) рекомендательные (как следует себя вести в какой-либо ситуации в служебное, а также неслужебное время).
Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, добросовестно;
2) учитывать то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание и смысл его профессиональной служебной деятельности;
3) профессиональная служебная деятельность должна осуществляться в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным организациям, объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием личных, финансовых и других интересов, которые препятствуют честному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения для гражданских служащих, установленные действующим Федеральным законом или иными федеральными законами;
7) исключать возможность влияния на свою служебную деятельность решений политических партий, общественных объединений либо религиозных организаций, т.е соблюдать нейтралитет;
8) не совершать поступки, которые могут обесчестить или опорочить достоинство;
9) выражать корректность по отношению к гражданам;
10) уважать нравственные обычаи и традиции народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные свойства различных социальных, этнических групп и конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать таких конфликтных ситуаций, которые способны навредить репутации или авторитету любого государственного органа;
14) исполнять установленные правила выступлений на публику и предоставлениякакой-либо служебной информации.
Требования к поведению чиновника должны быть более строгими, чем моральные нормы, предписанные обычным гражданам. Конечно, в законе сложно предусмотреть все нравственные столкновения, которые могут произойтив практической деятельности государственного служащего. Личный моральный выбор, позиции и убеждения самого человека, его совесть не могут заместить главы закона.
Обществом к поведению работников государственной службы всегда предъявлялисьвысокие требования. И это правильно. Государственный деятель должен быть примером для граждан, показывать эталон нравственных качеств, тем самым формировать положительный образ государства. Для этого государственный служащий должен показывать высокий профессиональный уровень. Однако в работе кадровых служб применяются устаревшие технологии, не используются в полной мере механизмы стимулирования государственных служащих по добросовестному исполнению своих обязанностей на должном уровне, присутствует недостаточное качество профессионального обучения. Указанные проблемы связаны с отсутствием системного применения новых кадровых технологий и аттестаций на гражданской службе, с недостаточной открытостью и координированностью государственной службы. Требуется ориентирование на обеспечение законных прав и интересов граждан государства, взаимодействие с институтом гражданского общества, повышение авторитета государственного гражданского служащего.
Также необходимо отметить важность создания Комиссий по контролю над соблюдением требований государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» иУказ Президента Российской Федерации «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» предусматривают, что для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к гражданскому служащему.
Однако реализация этого подхода связана с существенными трудностями. Чаще всего органы местного самоуправления не имеют таких структурных подразделений, руководители которых обязаны входить в состав Комиссий : это председатель комиссии, руководитель подразделения службы кадров, юридического подразделения и т.д. Плюс к этому, тяжело обеспечить включение в состав комиссии представителей научных объединений и образовательных учреждений профессионального образования, связанных с государственной службой, а также представителей общественных организаций.
К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления можно отнести:
— массовость (привлечение к контролю в необходимых случаях широких слоев населения);
— повсеместность (производится повсюду, во всех сферах государственных органов);
— всесторонность (охватывает и проверяет все стороны объекта управления);
— реальность (осуществляется действительный, фактический контроль);
— объективность (справедливое оценивание результатов контроля управленческих органов);
— результативность (получение конкретного итога от действий по контролированию органов управления);
— гласность (широкое информирование населения, прежде всего через средства массовой информации);
Если говоритьо проблемах успешного формирования государственной гражданской службы, то стоит затронуть тему правового нигилизма в России. Правовой нигилизм — одна из форм общественного сознания, которая имеет свою структуру, уровни; обладает совокупностью чувств, представлений, переживании и эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигает альтернативные идеи и способы организации отношений в обществе.
Правовой нигилизм государственных служащих представляет собой разновидность правового нигилизма личности, заключающийся в сознательном отказе чиновником от закона и выборе другого способа урегулирования общественных отношений с использованием его служебного положения и властных полномочий.
В России нигилизм обнаруживается во многом, несмотря на то, что государство борется с его проявлениями посредством выделения огромных средств и применения государственных сил. Несомненно, здесь может послужить примером коррупция — проблема, возникшая на Руси с древних времен.
Обратившись к статистическим данным за 2013 год, наблюдается странная тенденция в борьбе с коррупцией, которую отметил судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: обычные люди с конвертами попадают под суд значительно чаще, чем чиновники-взяточники. Конечно, чиновники предпочитают защищаться в суде, потому что знают судебную систему, которая тоже не идеальна, ведь судье тоже можно предложить взятку (см. приложение 1).
Кроме коррупции, существует ещё одна важная проблема — безнаказанность совершивших преступление служащих. В большинстве случаях суд не хочет связываться с чиновником, беспокоясь о последующем вреде от служащего.
К наиболее опасным следствиям правового нигилизма государственных служащих относятся: потеря взаимопонимания между государством и гражданами; провоцирование граждан к злоупотреблению своими полномочными правами; возникновение социальной напряженности; «поощрение» незаконных ценностей; пассивность личности гражданского служащего, ее отстраненность от участия в социальном и государственном развитии; быстрый рост криминала в экономике; варварскую олигархию; преступные объединения, которые диктуют государству свою волю и разворовываютгосударственные и общественные фонды. Правовой нигилизм чиновника искажает исполнение законов, нарушает права и интересы граждан, способствует злоупотреблением должностными полномочиями.
На сегодняшний день видно, что существующая система мотивации труда гражданских служащих и контроль за их должным исполнением обязанностей в Российской Федерации находятся на низком уровне. Но при этом в России уже существует множество законодательных постановлений и федеральных программ, которые включают в себя методические проработки задач Комиссий по контролю исполнения управленческих решений, а также мотивационные механизмы и технологии по повышению компетентности и профессиональности государственных и муниципальных служащих. Проблема состоит в том, чтобы научиться их правильно применять, оптимально и эффективно выстраивая работу чиновников.
Раздел 3.Выводы и рекомендации по повышению профессиональной культуры и ответственности государственных служащих
3.1 Нравственность государственного служащего как фактор стабилизации общества
Нормы этики и нравственности всегда были в центре внимания общества. Особенно в сфере государственной службы, которая по своей сущности является носителем должной морали и выступает посредником между гражданином и государством.
Одной из важных проблем становления государственной службы России как социального института является профессиональная деятельность государственных служащих, а точнее, нравственный потенциал и степень этичности поведенияпредставителей властных структур. Эта тема стоит на повестке дня в связи с рядом факторов:
1) народ оценивает деятельность государственных служащих в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств; собственно, от нравственности чиновников и зависит в целом авторитет всего государства среди населения, их доверие;
2) представителям государственной службы присущи специфические нравственные нормы, способствующие разрешению сложных ситуаций при осуществлении ими властной деятельности;
3) остается нерешенным вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей государственных органов;
4)?в настоящее время очень слабо работают механизмы непосредственного общественного воздействия на формирование должной морали у государственных служащих.
Каждому благоразумному гражданину понятно, что без опоры на нравственные основания воплотить идеи социальной справедливости и демократии невозможно. Материальными носителями нравственности должны стать не только лишь отдельные служащие, а весь государственный аппарат власти как система.
Главное требование — нравственная позиция государственного и муниципального деятеля должна быть устойчивой, максимально отвечающей моральному идеалу демократического, правового, социального государства. Говоря о нравственном облике государственного служащего, можно выделить такие обязательные ценности, как порядочность, открытость, самоотверженность, совесть, достоинство, чувство долга, социальная справедливость, патриотизм, толерантность, честность, профессиональная гордость, требовательность, интернационализм и, конечно же, гуманизм. Подобного рода идеальные, даже утопические, требования представляются исходным фундаментом прочных нравственных основ гармоничного государственного управления. Они препятствуют безответственности на службе, непрофессионализму, правовому нигилизму, небрежному отношению к отечественным традициям, сепаратизму, неуважению государства и народа своей страны.
Таким образом, высокая квалификация и этика, должны быть положены в основу современного профессионализма государственного служащего. Безусловно, если чиновник хорошо знает свое дело и обладает соответствующими его профессии нравственными ценностями, его труд по достоинствуоценится населением, и авторитет всей государственной структуры будет находится на высоком уровне. Высококлассные специалисты смогут обеспечить стабильность общества.
3.2 Пути совершенствования профессионально-этического поведения
Для модернизации профессионально-этического уровня российских государственных служащих следует предпринять действия по обеспечению должного функционирования систем и институтов, которые предназначены для развития и совершенствования этики поведения и контроля за соблюдением требований государственной службы. Этого можно добиться с помощью осуществления контроля над следующими критериями:
1)Этика:
— систематическое анализирование политики, процедур и институтов, влияющих на соблюдение этичности поведения чиновников;
— установление и закрепление в правовой системе четких и ясных этических норм для государственной службы;
-контроль включения этического аспекта в механизмы управления;
— введение общественной оценки влияния реформ государственного управления на этичность поведения государственных служащих;
— разработка и внедрение Этических Кодексов на каждом объекте государственной службы и определение обязательств по его исполнению;
2) Программы по стабилизации структуры гражданской службы:
— соблюдение открытости и прозрачности процесса принятия решений;
— регламентирование всех взаимодействий между частным и государственным секторами;
— действие адекватных механизмов подотчетности;
3) Кадровая политика:
— образование высокого профессионализма и культуры управленческих процессов, пополнение всех участков трудовой деятельности квалифицированным и высоконравственным персоналом;
— эффективное использование интеллектуально потенциала работников, его сохранение и развитие;
— стимулирование профессионального роста и служебного продвижения;
— совершенствование подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
— выработка эффективной профессиональной социализации;
5) Неправомерное поведение:
— предусматривание соответствующих санкций и процедур;
— поощрение действий правительства, направленных на поддержание жестких норм поведения и борьбу с коррупцией на государственной службе;
— введение в практику наиболее тщательного контроля за выборным процессом;
6) Общественная оценка:
— повышение престижа и авторитета государственной службы;
— пропаганда образа чиновника, который обладает высокими моральными установками и принципами.
Гражданский служащий должен соответствовать своему специальному назначению: обеспечивать реализацию компетенции государственного органа, обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах и в должностном регламенте, верно понимать миссию и задачи, которые возложены на государственный орган, строго соблюдать правила, инструкции и порядки, всегда действовать в интересах общества и государства, уделять подлинное внимание гражданину, уважать человека.
Для решения указанных задач также потребуется:
1) унифицировать основные принципы прохождения всех возможных видов государственной службы;
2) разработать новые рекомендации по развитию законодательства Российской Федерации, которые будут регулировать государственную гражданскую службу;
3) разработать общие и единые принципы функционирования органов по управлению государственной службой;
4) создать единую систему научно-методического обеспечения и осуществления консультаций по вопросам государственной службы;
5) оптимизировать процедуру участия независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
6) выработать оптимальную систему сотрудничества институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, которая бы исключала возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных органов;
7) разработать процедуры рассмотрения случаев неэтичного поведения государственных служащих;
8) совершенствовать механизм обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации ;
9) разработать механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего со своей должности;
10) разработать процедуру осуществления служебных расследований случаев коррупционных проявлений;
11) урегулировать вопросы повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих;
12) соблюдение соответствия государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования в области государственного управления реальным потребностям государственной службы.
При формировании кадрового состава государственной службы его основу должны составлять квалифицированные специалисты, которые способны в современных условиях использовать в своей работе эффективные технологии государственного управления.
От профессионализма, знаний и уровня нравственности государственных гражданских служащих во многом зависит эффективность воплощения в жизнь стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, естественно, авторитет власти, а также и социальное самочувствие общества.
Следовательно, пути совершенствования повышения профессионально-этического уровня государственного служащего лежат через специальную подготовку, внедрение изучения этических норм в программы обучения государственных служащих, соблюдение моральных ценностей и принципов поддержания этики.
Заключение
Изучив проблему соблюдения требований поведения гражданских и муниципальных служащих, можно прийти к выводу о ее крайней важности и, к тому, что её решение находится на стадии разработки. Важность проблемы видится в том, что объект этого исследования — государственные и муниципальные служащие — люди, которые занимают узловые посты в механизме управления России и имеют доступ к материальным, информационным и людским ресурсам,но не имеют четко определенной тактики поведения. Они фактически предоставлены самим себе, могут руководствоваться личными принципами, не всегда законными, часто забывая о том, что моральный долг государственного служащего состоит в защите государственного интереса и помощи населению.
Устойчивые приоритеты, цели и задачи могут быть заложены в мысли чиновника путем мотивации или стимуляции. Существующая сегодня система мотивации труда государственных служащих в Российской Федерации имеет множество недостатков. Но в то же время существует и немалое количество неиспользованных преимуществ и потенциала, остается только привести в действие эффективные мотивационные механизмы, о которых забывают руководители государственных структур.
Так же важно, что сегодня большинство развитых стран, чиновников «воспитывают с детства», учат их мыслить сразу государственными и мировыми категориями, без чего не обойтись при современной интеграции процессов, причем не только в сфере управления. Такая масштабность распространения событий и их следствий связана с компьютеризацией, всеобщей информатизации и развитие всемирной сети Интернет. Для широкого видения мира, обновления профессиональных особенностей требуется создание постоянно действующей системы повышения квалификации государственных служащих.
Следует не забывать и о личности гражданского служащего. Развитое самосознание управленца переводит его деятельность на новый уровень понимания окружающего мира, позволяет ему заглядывать вперед, прогнозировать появление опасности, а вместе с тем хорошо обдумать решение — мобилизовать силы общества самым оптимальным образом.
Необходимо создание подлинно гражданской службы, отвечающей не перед лидером или партией, а перед обществом, содержащим эту службу. Тем более, что закон и требования позволяют не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной либо уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений ещё на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.
Развитие социальной и профессиональной компетентности чиновников, следует рассматривать как один из главных факторов, который обусловливает формирование успешной государственной службы.
Главное, чтобы чиновник мог целостно видеть мир и осознавать то, что в этом мире жить ещё нашим потомкам. Но сегодня большая часть россиян ориентирована на сиюминутные выгоды. Мы, к сожалению, переводим на денежные знаки и степень успешности, и перспективу, и свои силы.
Перспектива успешного развития региона, страны, мира и всего человечества — вот ориентир, к которому должен стремиться государственный служащий. А задать это стремление призваны мотивационные механизмы и правильные способы их реализации, что давно поняли руководители в большинстве стран мира, которые поставили себе наиважнейшей задачей «воспитание» государственных чиновников.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237.
2. О системе государственной службы РФ: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
3. О гражданстве РФ: Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ
4. О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ.
5. О муниципальной службе в РФ: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ, ч. 4 ст. 141.
6. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 .
7. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №885
8. Концепция реформирования системы государственной службы РФ. Утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496 // Российская газета. Изд-во: 17 авг 2001.
9. Кузнецова И.М., Попов В.М., Рудой В.В. Государственная гражданская и муниципальная служба в РФ. — Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2013.
10. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебный курс/ А.И.Радченко. — Ростов н/Д.: Изд-во «МарТ», 2007.
11. Мальцев Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности/ Мальцев Г. В., Изд-во Москва, 1979.
12. Васильев Д. В. Административная этика как средство противодействия коррупции / Д.В. Васильев. — Москва: Б.и., Изд-во: 2003. — 45 с.
Приложение 1
Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки»: Коррупция в России (14 января 2013 — 31 августа 2014) (часть 3)
Общее количество обращений на коррупцию с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года — 9925.
Таблица содержит процентное соотношение жалоб на коррупцию в различных органах государственной власти.
№ |
Название органа государственной власти |
Уровень коррупции в % |
|
1 |
Судебная система |
28,5% |
|
2 |
Полиция |
20,4% |
|
3 |
Прокуратура |
17,4% |
|
4 |
Следственный комитет |
15,7% |
|
5 |
Органы региональной власти и местного самоуправления |
7,1% |
|
6 |
Федеральная служба исполнения наказаний |
5% |
|
7 |
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков |
1,4% |
|
8 |
Федеральная служба безопасности |
0,71% |
|
9 |
Минобороны РФ |
0,71% |
|
10 |
Федеральная налоговая служба |
0,5% |
|
11 |
Федеральная таможенная служба |
0,35% |
|
12 |
Федеральная миграционная служба |
0,35% |
|
13 |
МЧС |
0,17% |
|
14 |
ЦИК |
0,17% |
|
15 |
Иные |
1,54% |
Размещено на