Содержание
Введение3
1. Теоретические основы управления человеческим капиталом5
1.1. Понятие и сущность человеческого капитала5
1.2. Особенности инвестирования в человеческий капитал13
1.3. Система развития человеческого капитала и общества16
2. Анализ человеческого капитала ОАО «Казаньоргсинтез»19
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Казаньоргсинтез»19
2.2. Анализ кадрового состава и системы управления персоналом предприятия24
2.3. Оценка системы мотивации персонала ОАО «Казаньоргсинтез»29
3. Рекомендации по совершенствованию управления человеческим капиталом ОАО «Казаньоргсинтез»33
3.1. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала33
3.2. Внедрение прогрессивных форм оплаты и стимулирования труда в ОАО «Казаньоргсинтез»37
Заключение40
Список литературы43
Приложения
Выдержка из текста работы
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Следовательно, на передний план выдвигается способ передачи и производства знаний, собственно, сам человек — его интеллектуальный потенциал.
Поэтому большая часть исследователей считает, что человеческий капитал является самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.
Теория человеческого капитала, несмотря на усилившийся спрос, разрабатывается в основном американскими и английскими учеными. Большое внимание уделяется инвестированию в человеческий капитал и факторам его накопления, так как это непосредственно влияет на развитие и совершенствование человеческого капитала. В Украине развитие человеческого капитала является необходимым, но к сожалению на данном этапе оно является слабым, т.к не владеет достаточно развитой научно-технической и информационной базой. Для этого необходимо как можно глубже изучить все нюансы и требования эффективного развития человеческого капитала и определить значимость его накопления.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты человеческого капитала: сущность, структура
1.1 Определение и сущность человеческого капитала
Понятие человеческого капитала и его теории возникло во второй половине ХХ века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла колоссально, а роль и доля неквалифицированного труда, наоборот, снизилась. В настоящее время человеческий капитал приобретает все большее значение.
Человеческий капитал — это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, предприятия и общества.
Человеческий капитал является одним из разновидностей капитала, который представляет собой фундаментальную категорию рыночной экономики, базирующейся на использовании наемного труда. Это капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности [14. С. 165].
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле образование является одной из форм. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является из-за того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах и воспитание детей. Наибольшее количество связано с эффективностью инвестиций в образование.
Таким образом, под человеческим капиталом понимается выраженный в человеке запас способностей, навыков, и мотиваций приносящие ему доход. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.
Особенности человеческого капитала:
1. В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста.
2. Формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
3. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
4. Человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
5. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
6. Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности;
7. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др.,
8. Использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком [11, с.68].
При содействии экономическому благосостоянию общества различают производительный и потребительский человеческий капитал. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения.
В этом случае имеется ввиду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Еще человеческий капитал различают по формам, в которых он воплощается:
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в индивидууме.
2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).
1.2 Основные компоненты человеческого капитала
человеческий капитал общество инвестиция
В настоящее время в теории и практике человеческого капитала различают индивидуальный и корпоративный капитал.
Индивидуальный капитал рассматривается на микроуровне как человеческий капитал отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: члены социально-культурной группы, коллектив фирмы и т. д. Индивидуальный человеческий капитал — это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных.
Корпоративный капитал — это человеческий капитал на макроуровне. Он представляет собой накопленный фирмой специальный и особенный по сравнению с конкурентами индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал, особенные управленческие и интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные технологии, повышающие конкурентоспособность фирмы
Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по элементам затрат и инвестиций в репродуктивный процесс. Так одни ученые наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала считают:
— биологический человеческий капитал — ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;
— культурный человеческий капитал — совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью [4, c. 41].
Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. В течение всей жизни человека происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья), а инвестиции в здоровье способны замедлить данный процесс.
Культурный капитал — это языковые и культурные полномочия человека, богатство в форме знания или идей, которые легализуют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.
Культурный капитал человека характеризуется следующими показателями:
— интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал),
— образовательная культура (образовательный капитал),
— морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал),
— символическая культура (символический капитал),
— социальная культура (социальный капитал).
Источниками формирования национального человеческого капитала являются следующие:
Рисунок -1.1 « Источники формирования национального человеческого капитала»
Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. В условиях глобализации мировой экономики, свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона в регион, из города в город в условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.
1.3 Интеллектуальный потенциал как важнейшая составляющая человеческого капитала
В ответ на возрастание объемов наукоемкого производства в ХХI в. произошла актуализация интеллектуальной составляющей человеческого капитала. Интеллектуальный потенциал зримо обозначен как компонент человеческого капитала, который отличает способности человека к творческому или к исполнительскому труду (а человеческий капитал — от рабочей силы), определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. А потому, создание условий для воспроизводства интеллектуального потенциала становится приоритетным направлением макроэкономической политики [10, с. 69]. Из-за этого появляется необходимость изучения теоретико-методологических подходов к проблеме формирования интеллектуального потенциала, улучшения методик оценки его состояния и поиска путей, способствующих его увеличению.
Источниками воспроизводства интеллектуального потенциала являются следующие:
Использование инновационного потенциала- это базисный фактор устойчивого развития, результативное средство повышения конкурентоспособности предприятия . Необходимость накопления ресурсов в инновационной сфере, их разумное применение позволят предприятиям повышать свой инновационный потенциал, который включает запасы предприятия, источники, средства и имеющиеся возможности для решения экономических задач. Сумма смежных ресурсов — финансовых, производственных, интеллектуальных, информационных, кадровых и других — составляет инновационный потенциал фирмы. Ресурсы, указанные в системе, способны обеспечивать воспроизводство научно-технических и технологических инноваций и давать возможность осуществления инновационной деятельности для обеспечения эффективного и устойчивого развития предприятия.
Интеллектуальное обеспечение инновационного развития фирмы предполагает эффективное использование интеллектуальной составляющей человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ человеческого капитала на современном этапе развития общества
2.1 Анализ состояния человеческого капитала общества
Теория человеческого капитала объясняет, почему зарплаты работников растут с возрастом. В молодости велики вложения в образование, профессиональный опыт и подготовку, со временем эти вложения сокращаются, и работники начинают получать от них доходы.
В развитых странах средний уровень зарплаты достигает максимума в возрасте 50 — 60 лет, после чего начинает снижаться, поскольку сказываются факторы «износа капитала» — устаревание знаний и навыков, проблемы со здоровьем, снижение способности к обучению и восприятию нового, пассивность и т.п.
Так, средний доход в марте 2010 года в группе работающих 18-24 лет составил 10 200 рублей, 25-34 лет — 14 000 рублей, 35-44 лет — 12 900 рублей и 45-60 лет — уже 10 000 рублей (рисунок 2.1).
Рисунок — 2.1 «Средний доход респондентов в зависимости от их возраста (руб.)
Рабочая сила в России разделена на две группы — на тех, кто начал накапливать «свой человеческий капитал» в советское время, до начала радикальных рыночных реформ, и тех, кто сформировался как работник исключительно в новую, рыночную эпоху.
Россияне, которым сейчас 30-35 лет, окончили школу и начали трудовую деятельность или учебу как раз в конце 80-х — начале 90-х. Среди тех, кто сформировался как работник исключительно в рыночную эпоху, они успели накопить максимальный объем знаний и профессионального опыта и поэтому наиболее высоко оценены современной экономикой.
Человеческий капитал, инвестированный в советское время, напротив, значительно обесценился. Это понятно и на бытовом уровне — чем больший груз «советского» образования, опыта, менталитета, ценностей и привычек несет с собой человек по жизни, тем труднее ему найти на рынке труда высокооплачиваемую работу.
Но именно высокооплачиваемую, а не любую работу. Как показано на рисунке 2.2 «Тренды динамики занятости респондентов в зависимости от их возраста и образования», в старшей возрастной группе процент работающих остается примерно таким же, как и в остальных группах.
Рисунок — 2.2 «Тренды динамики занятости респондентов в зависимости от их возраста и образования»
Итак, законы накопления человеческого капитала действуют и в России: более образованные и квалифицированные специалисты и у нас имеют большие шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу.
Поскольку в 90-е годы значительная часть человеческого капитала обесценилась, это накопление началось фактически заново. Поэтому, если в развитых странах самыми «капитализированными» на рынке труда сегодня являются представители старшего поколения, то в России — работники в возрасте 30-35 лет. Можно предположить, что «нормальная» картина восстановится примерно через четверть века — когда нынешние 35-летние сами достигнут предпенсионного возраста.
2.2 Инвестиции в образование как основной фактор развития общества
Любая мера, предпринятая для увеличения производительности труда, является инвестициями в человеческий капитал. Следовательно, к ним относят расходы на получение общего и специального образования, поддержание здоровья; затраты, связанные с поиском работы, миграцией, рождением и воспитанием детей, профессиональной подготовкой на производстве, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
1. Расходы на здравоохранение, формирующиеся из расходов на медицинское обслуживание, профилактику заболеваний, совершенствование жилищных условий, диетическое питание.
2. Затраты на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы.
3. Расходы на ликвидность, благодаря котором работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.
Их всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важным являются вложения в образование.
Общее и специальное образование доводят до совершенства, увеличивают запас и уровень знаний человека, повышая этим качество и размер человеческого капитала. Вложения в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных профессионалов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее воздействие на темпы экономического роста.
Одной из главных задач современного российского государства является наращивание инвестиций в образование, от которых может реально зависеть будущее страны. 50 лет назад, по эффективности образования, Россия была в первой тройке. В.В. Путин, в конце прошлого года подчеркнул, что сегодняшние вложения в образование завтра станут нашим конкурентным преимуществом.
Особое внимание в области образования будет уделено созданию сети государственных исследовательских университетов, повышению квалификации учителей школ, внедрению современных моделей дошкольного образования. Для того, чтобы повысить человеческий потенциал страны, основные усилия государства должны быть ориентированы на развитие образования. Это эффективно как с экономической, так и с социальной точки зрения, так как уже давно проведены исследования: в дальнейшем будущем, именно инвестиции в образование определяют экономическую и социальную результативность общества. Рассмотрим, как инвестиционная политика современного российского государства соответствует задачам инвестирования в человеческий потенциал.
Согласно данным Росстата и ведущими социологическими службами страны выясняется, что около 23,9% российского населения имеют высшее профессиональное образование, 25,1% — среднее специальное образование, 17, 5 % населения России имеют начальное профессиональное образование. [18].
Рисунок — 2.3 «Уровень образования РФ,% »
Следует выделить четыре основные инвестиционные составляющие образовательной политики:
1) бюджетные инвестиции;
2) стимулирование инвестиций с помощью налоговых льгот и
преференций;
3) неналоговые стимулы инвестиционной активности в сфере
образования;
4) иностранные инвестиции, образовательные гранты и займы
Бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Стимулирование инвестиций с помощью налоговых льгот и преференций
Образование, как некоммерческий сектор, повсеместно в мире либо налогов не платит, либо пользуется широким спектром налоговых льгот.
Южная Корея. Государственные учебные заведения налогов не платят вовсе, негосударственные — не платят налоги в части реинвестируемой в образовательный процесс.
США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.
Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.
Налоговая политика нашего правительства по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. Социологи говорят, что в среднем в России бюджетное образование остаётся более качественным. Хотя бы потому, что там существует конкурсный отбор. Поэтому, когда государство сокращает бюджетные места, оно соответственно наносит вред качеству образования. Точно так же и в отношении налоговой политики. Если государство вводит налоги на землю и имущество, то оно экономически наказывает те негосударственные вузы, которые создают собственную материальную базу и, в то же время, критикует их за то, что они этого не делают. И наоборот, те, кто не создают материально-техническую базу и не проводят кадровой политики, от такой налоговой политики не страдают.
Если мы хотим отвечать общемировым тенденциям образовательной политики, нам придётся рано или поздно возвращаться к системе налоговых льгот. Другого варианта просто нет. Отсутствие налоговых льгот приводит к повышению платы за обучение.
Неналоговые стимулы инвестиционной активности в сфере образования
Одним из таких стимулов на Западе, а в последнее время и в России, выступает содействие со стороны менеджеров образования доступу товаров и услуг определенных фирм в учебные заведения. Другими словами, многие фирмы готовы обменять расширение рынка за счет школьников или студентов на спонсорскую помощь или иные виды финансовых вливаний в образование. Речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, причем фирма-инвестор выигрывает дважды, ибо, помимо дополнительного рынка, еще и улучшает собственную репутацию.
Иностранные инвестиции, образовательные гранты и займы
Система государственных займов — один из механизмов, который широко используется в государствах, преимущественно с либеральной моделью экономики, для выравнивания возможностей в системе образования. Если страны с социальной моделью экономики, как правило, исходят из сохранения бюджетных мест для студентов (Германия — бюджетные места далеко за 90%, Франция — 80%), либо, как Бельгия, идут путём общедоступного высшего образования с номинальной платой за обучение (одна минимальная зарплата в год), остальное компенсирует государство.
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
3.1 Отдача от инвестиций в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций. Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям — это оценка эффективности вложений в человеческий капитал. Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода).
2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и приумножаться.
3. По мере накопления человеческого капитала его доходность растет до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминально деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.
Источником вложений в человеческий капитал может выступать сам индивид, родственники, государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных комплексов, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров. [11, с.70].
Существуют проблемы отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Примером является, когда работодатель вкладывает инвестиции в работника: повышает его квалификацию через семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, а работник впоследствии уходит в другую компанию.
3.2 Основные направления социально-экономической политики страны в области повышения качества человеческого капитала
Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в человеческий капитал, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в человеческий капитал со стороны частного бизнеса.
Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского человеческого капитала невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового — проблему повышения уровня и качества жизни населения.
Егоров С. считает главным условием роста человеческого капитала в России рост заработной платы. Другим условием — высокие инвестиции в образование. Здесь он выделяет проблему «утечки мозгов»[5, с. 59]. Очевидно, что эти проблемы необходимо решать комплексно, системно параллельно с решением проблемы декриминализации страны и обеспечения безопасности населения и бизнеса.
В целом для решения проблемы роста российского человеческого капитала необходимо следующее:
ь разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского человеческого капитала. Начало этой программы — решение государством задач перевода на современные принципы и базу воспитания и образования. Венец завершения программы — создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства;
ь разработать общую идеологию государства;
ь реформировать систему социального обеспечения государственных служащих;
ь кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в человеческий капитал;
ь увеличить государственные инвестиции в дошкольное и школьное образование;
ь увеличить целевые образовательные детские и юношеские пособия;
ь осуществить компьютеризацию образования;
ь реформировать систему образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;
ь усовершенствовать образовательные программы и стандарты;
ь опережающее увеличить финансирование фундаментальных естественных наук;
ь целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;
ь опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;
ь осуществить предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи бедным;
ь создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации;
ь создавать технополисы, в том числе, на базе существующих Академгородков и университетских городков;
ь осуществить эффективную трансформацию медицинского обслуживания населения.
Некоторые из приведенных задач уже решаются, но необходим системный подход к решению проблемы развития человеческого капитала. В развитии российского человеческого капитала имеют место положительные тенденции, а именно:
1)формирование новой элиты с рыночным мировоззрением;
2)формирование слоя топ-менеджеров, в том числе получивших образование и опыт в развитых странах;
3)появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, способны постепенно формировать бизнес-элиту российского государства;
4)ослабление влияния на население остатков советской идеологии;
5)понимания ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны;
6)благоприятная мировая ценовая конъюнктура на природные ресурсы;
7)повышение внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности;
8)увеличение числа занятого населения в стране;
9)рост тяги населения к образованию, включая высшее образование;
10)совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;
11)предоставление в этой сфере разнообразных образовательных продуктов и услуг, государственных и частных;
12)быстрое развитие сферы платных медицинских услуг и приближение их качества к мировым уровням;
13)постепенный переход на прозрачную отчетность юридических лиц по мировым стандартам;
14)постепенное изменение менталитета населения в лучшую сторону в части его рыночных составляющих. Молодые россияне почти и не знают особенностей действительности советской эпохи и выросли в основном «рыночниками», насколько это возможно в российских условиях.
Таким образом, стране предстоит проделать огромную работу, направленную на повышение российского человеческого капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое развитие национальной экономики в настоящее время находится в прямой зависимости от качественных характеристик человеческого капитала.
Человеческий капитал — это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития экономики.
Его формирование происходит за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран.
Важнейшей составляющей человеческого капитала является интеллектуальный потенциал. Источниками его воспроизводства являются образование, наука, здравоохранение, информационное обслуживание, культура и искусство.
Основным фактором развития общества являются инвестиции в образование. Выделяют четыре основные инвестиционные составляющие образовательной политики: бюджетные инвестиции, стимулирование инвестиций с помощью налоговых льгот и преференций, неналоговые стимулы инвестиционной активности в сфере образования, иностранные инвестиции, образовательные гранты и займы.
Согласно докладу ООН «О человеческом развитии», официальная публикация которого состоялась 14 марта 2013 г., был составлен отчет на основании статистический данных от 15 ноября 2012г., Россия заняла 55-е место в общем рейтинге и входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.
По уровню образования Россия опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Проведенный анализ показывает, что достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала Российской Федерации является одним из основных факторов стабильного развития как экономики, так и страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобкова Е.В., Майорова Н.А. Человеческий капитал с позиции системного подхода// ВлГУ [Электронный ресурс].
2. Васюнина, Л. А. Инновационное общество: сущность, критерии, реструктуризация экономики / Л. А. Васюнина // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : ежегодник. — Вып. 2. — Волгоград : Изд-во ВолГУ , 2002.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. 5-е изд., доп. М.: Норма, 2003. 416 с.
4. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. — СПб.: СПбУЭФ, 2004. — 469 с.
5. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // ВЭ. 2004, № 5.
6. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. С. 30.].
7. Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и междунар.
отношения. — М., 1998.-№11.- С.23-41.
8. Капелюшников Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе// Москва, 2009.
9. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие — Новосибирск: СибУПК, 2000. — 112 с.].
10. Леонидова Г. В. Основные направления оценки интеллектуального потенциала // Федерализм. 2011. № 2. С. 69—80.
11. Маскаева А.И., Амирова Д.Р. Экономика и социология труда.- Пенза, 2011.
12. Мировая экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Ю.А. Щербанина. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 318 с.
13. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 2
14. Раизберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2005.
15. Щербанин Ю.А. Принцип устойчивого развития: сущность и факторы// Режим доступа: http://neon-market.ru/470.html
16. Экономическая теория. Учебник для вузов. / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, «Питерком». 1999. — С. 366, 544.
17. Экономическая теория: учеб. пособие/Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред.
18. http://www.rg.ru/2012/12/11/laikam.html
Размещено на