Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Структура и основные идеи 1 тома…………………………………….3
1.1 Структура 1 тома……………………………………………………………..4
1.2 Товар и деньги………………………………………………………………..5
1.3 Труд и стоимость……………………………………………………………..6
1.4 Производство……………………………………………………………………..9
Выводы по главе 1……………………………………………………………….14
Глава 2. Понятие заработной платы, воспроизводства и накопления капитала…………………………………………………………………………..15
2.1 Заработная плата……………………………………………………………..15
2.2 Накопление капитала………………………………………………………..16
Выводы по главе 2……………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………24
Выдержка из текста работы
МВФ является специализированным учреждением ООН и участвует в работе Экономического и Социального совета ООН. Он является организацией предоставляющей кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. МВФ играет важную роль в развитии мирового сообщества и реализовывает политику сокращения бедности в странах с низкими доходами.
Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Цель работы заключается в раскрытии сущности МВФ.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
— исследовать историю создания МВФ;
— проанализировать цели МВФ;
— раскрыть функции и принципы МВФ;
— рассмотреть организационную структуру МВФ и членство в МВФ;
— проанализировать условия формирования капитала МВФ;
— раскрыть основные направления деятельности МВФ.
Объектом исследования является МВФ.
Предметом исследования является структура МВФ, капитал и основные направления деятельности на современном этапе.
Теоретическая база исследования формировалась на основе данных сайта http://www.mvf.su, http://www.un.org/ru/ecosoc/imf/whatr.pdfи http://www.imf.org/external/russian и других данных Интернет.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 История создания МВФ
МВФ был учрежден в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.[5]
В течение того десятилетия в основных промышленно развитых странах снизился уровень экономической активности, страны пытались защитить свою экономику путем введения более жестких ограничений на импорт, но это лишь усугубляло стремительный спад мировой торговли, производства и
занятости. В целях сохранения истощающихся золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.
С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях; в результате на Бреттонвудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или Статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г.[5]
МВФ начал свое существование в декабре 1945 года, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения.
В 1999г. число стран – членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.
Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году. С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов.
Сотрудничество между Всемирным банком и МВФ активизировалось в 2002 финансовом году, оба учреждения существенно продвинулись в процессе утверждения мер по сокращению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности в рамках Инициативы ХИПК. Исполнительные советы утвердили пакеты мер по сокращению задолженности 16 стран и обсудили стратегии сокращения бедности для 29 стран. В контексте сотрудничества каждое из двух учреждений сосредоточило внимание на тех областях деятельности, в которых у него имеются сравнительные преимущества: МВФ отвечает за поддержание диалога с властями стран по вопросам макроэкономической политики и связанным с ними вопросам структурной политики, в то время как Всемирный банк выступает инициатором диалога по вопросам социальной и структурной политики. [5]
В августе 2001 года советы Банка и Фонда приняли решение повысить эффективность сотрудничества между двумя учреждениями в процессе наблюдения за реализацией странами своих программ и выполнения ими условий выделения финансовых ресурсов. Эта стратегия имеет целью укрепление сотрудничества между двумя учреждениями на всех стадиях цикла разработки и реализации программ путем координации деятельности, начиная с самых первых стадий, четкого разделения обязанностей, назначения учреждения, руководящего деятельностью в конкретной области, и представления полной информации о позициях каждого из двух учреждений в документах, представляемых на рассмотрение советов. Тем не менее, каждое из двух учреждений в конечном итоге отвечает за собственные решения относительно кредитования и за обеспечение сохранности своих ресурсов. В рамках работы над Документами по стратегии сокращения бедности (ПРСП) для стран с низкими доходами, финансируемой МВФ в рамках Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, Банк и Фонд и впредь намерены тесно взаимодействовать, поддерживая реализацию общей стратегии сотрудничества со странами, в то же время, уделяя основное внимание тем областям деятельности, за которые они отвечают. Что касается стран со средними доходами, необходимо будет сотрудничать с ними более гибко, учитывая различия между странами, однако ожидается, что повышение эффективности координации и обмена информации между Банком и Фондом принесет существенную пользу процессу развития.
В 2004 г. МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СДР, из которых почти 9 млрд. СДР пришлось на долю Аргентины и 4,5 млрд. СДР на долю Бразилии. Также стоит отметить кредит Украине в размере 411 млн. СДР. [5]
Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике “помощи для самопомощи”, направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производится лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по кредитам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.
Жесткая линия МВФ в отношении проблемных стран получила дальнейшее развитие в инициативе нового первого заместителя Директора-распорядителя Фонда Э. Крюгер, которая в конце 2001 г. заявила о бесперспективности предоставления новых кредитов государствам, неспособным самостоятельно проводить здоровую финансовую политику, и предложила вводить против них процедуру банкротства.
Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с другими международными финансовыми организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров. [5]
2 МВФ: цели, функции, принципы, структура и капитал
Международный валютный фонд, МВФ — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [5]
2.1 Цели МВФ
Цели МВФ:
1) Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
2) Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3) Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4) Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
5) За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
6) В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.[5]
2.2 Функции и принципы МВФ
Функции МВФ:
1) Соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
2) Финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
3) Консультирование и сотрудничество.[8]
Принципы МВФ:
1) Запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
2) Обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
3) Обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.
2.3 Организационная структура МВФ и членство в МВФ
Членство в МВФ.
В настоящее время насчитывается 186 государств-членов МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки и на определяемых МВФ условиях.
Организационная структура МВФ.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов, назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).
Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.
Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.
Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.
В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.
Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений. [5]
2.4 Капитал МВФ
Уставный капитал составляет около 212,8 млрд. СДР. Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25% своей квоты в специальных правах заимствования или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР.
Квоты призваны, в целом, отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты. Соединенные Штаты Америки, обладающие крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ — 17,5% от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001%. В рамках последнего (одиннадцатого) пересмотра квот, вступившего в силу в январе 1999 года, квоты МВФ были увеличены (впервые с 1990 года) приблизительно на 45% до 212 млрд. СДР (примерно 300 млрд. долларов США). Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 000 СДР ее квоты. В итоге 59,6% всех голосов принадлежит США (17,7%) и странам ЕС (Германия и Япония — по 5,5%, Франция и Великобритания — по 4,9%, Италия — 3,1%), а 40,4% — иным странам, которые составляют 86% от общего количества членов МВФ. Россия имеет 2,9% голосов.
В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе:
1) Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария);
2) Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений.
В совокупности по этим двум соглашениям МВФ может получить займы на сумму до 34 млрд. СДР (примерно 50 млрд. долларов США). [5]
3 Основные направления деятельности МВФ
3.1 Общая характеристика деятельности МВФ
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
МВФ осуществляет следующую деятельность:
1) Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне и дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт.
2) Предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем.
3) Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.
Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, МВФ служит главным форумом для обсуждения не только экономической политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях. [5]
3.2 Рекомендации по мерам политики и глобальный контроль
Статьи соглашения МВФ предусматривают контроль за международной валютной системой, в том числе посредством строгого «надзора» за курсовой политикой государств-членов. Согласно Статьям соглашения каждое государство-член обязуется сотрудничать с МВФ в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов.
В частности, государства-члены обязуются проводить политику, направленную на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен в сочетании с упорядоченными базисными экономическими и финансовыми условиями, и избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции. Кроме того, каждая страна обязуется предоставлять МВФ информацию, необходимую для ведения действенного надзора. Государства-члены договорились о том, что надзор МВФ за курсовой политикой каждого государства-члена должен осуществляться в рамках всестороннего анализа общей экономической ситуации и экономической стратегии данного государства-члена.
Регулярный мониторинг экономики стран и связанное с ним предоставление рекомендаций по экономической политике в рамках надзора МВФ могут помочь государствам-членам предвидеть предстоящие опасности и принять своевременные меры, чтобы избежать затруднений.
МВФ осуществляет надзор в трех формах:
1) Страновой надзор осуществляется в форме регулярных (обычно ежегодных) всесторонних консультаций с отдельными государствами-членами по их экономической политике, с проведением, при необходимости, промежуточных обсуждений. Итоги этих обсуждений публикуются в информационных сообщениях для общественности. Во многих случаях публикуются даже полные тексты докладов персонала, подготовленные для этих консультаций. В дополнение к консультациям со странами, проводимым обычно один раз в год, МВФ при необходимости направляет своих сотрудников в государства-члены. Исполнительный совет также проводит частые неофициальные заседания для обсуждения изменений в экономической и финансовой ситуации в отдельных странах и регионах.
2) Глобальный надзор включает рассмотрение Исполнительным советом МВФ обзоров глобальных экономических тенденций и изменений. Основные обзоры такого рода проводятся по материалам докладов «Перспективы развития мировой экономики», подготавливаемых персоналом МВФ обычно два раза в год, перед полугодовыми совещаниями Международного валютно-финансового комитета. Полные тексты этих докладов публикуются перед совещаниями МВФК вместе с итогами, подведенными Председателем по завершении обсуждения на Исполнительном совете. Другим элементом глобального надзора МВФ является проводимое Советом, обычно ежегодно, обсуждение изменений, перспектив и вопросов политики на международных рынках капитала, доклады персонала по которым также публикуются. Кроме того, Исполнительный совет проводит более частые неофициальные обсуждения изменений в мировой экономике и ситуации на рынках.
3) Региональный надзор, в ходе которого МВФ рассматривает политику, проводимую в рамках региональных соглашений, включает, например, обсуждение Советом ситуации в Европейском союзе, зоне евро, Западноафриканском экономическом и валютном союзе, Центральноафриканском экономическом и валютном сообществе и Восточнокарибском валютном союзе. [5]
Руководство и персонал МВФ также участвуют в обсуждениях вопросов надзора, проводимых такими группами стран, как Группа семи (крупнейших промышленно развитых стран) и Совет азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
3.3 Предоставление кредитов для оказания помощи странам, испытывающим трудности
МВФ предоставляет в кредит иностранную валюту странам, испытывающим проблемы платежного баланса. Кредиты МВФ облегчают процесс стабилизации, который должна осуществить страна, чтобы привести свои расходы в соответствие с доходами с целью преодоления возникшей проблемы платежного баланса. Однако кредиты МВФ также направлены на поддержку мер политики, в том числе структурных реформ, способствующих улучшению состояния платежного баланса и перспектив экономического роста страны на долговременной основе.
Любое государство-член может обратиться к МВФ за финансированием, если оно испытывает потребность в финансировании платежного баланса — то есть если оно нуждается в официальных займах для осуществления внешних платежей и поддержания надлежащего уровня резервов без использования «мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне». Такие меры могут включать ограничения торговли и платежей, резкое сокращение спроса во внутренней экономике или резкое снижение курса национальной валюты. Без кредитов МВФ государства, сталкивающиеся с трудностями в урегулировании платежного баланса, были бы вынуждены проводить более резкую стабилизацию или идти на другие меры, подрывающие благосостояние на национальном и международном уровне. Недопущение таких последствий является одной из целей МВФ.
Важнейшие элементы кредитования МВФ:
1) МВФ не является агентством по оказанию помощи или банком развития. Он предоставляет кредиты с целью содействия государствам-членам в решении проблем платежного баланса и восстановлении устойчивого экономического роста. Суммы предоставляемой иностранной валюты, лимиты которых устанавливаются в зависимости от квоты государства-члена в МВФ, депонируются в центральном банке страны для пополнения его международных резервов и тем самым оказания общей поддержки на урегулирование платежного баланса. В отличие от кредитов агентств развития средства МВФ не предоставляются на финансирование конкретных проектов или видов деятельности.
2) Предоставление кредитов МВФ обусловлено проводимой политикой: государство-заемщик должно принять политику, предусматривающую преодоление его проблемы платежного баланса. Условия, предъявляемые в связи с кредитами МВФ, способствуют тому, чтобы страны не просто откладывали трудные решения благодаря полученным кредитам МВФ и не накапливали дополнительную задолженность, а могли укрепить свою экономику и погасить кредит. Соответствующее государство-член и МВФ должны достичь договоренности о необходимых мерах экономической политики. Кроме того, МВФ предоставляет средства поэтапно, исходя из выполнения страной графика обязательств по мерам политики. В течение 2000 и 2001 годов МВФ работал над рационализацией предъявляемых условий, с тем, чтобы они были в большей степени нацелены на макроэкономическую политику и политику в отношении финансового сектора, предусматривали меньшее вмешательство по поводу выбора страной направления экономической политики, в большей мере способствовали восприятию страной экономических программ как своих собственных и в результате были более эффективны. [5]
3) Кредитование МВФ ограничено по времени. В зависимости от используемого механизма финансирования кредиты могут выплачиваться в течение срока от шести месяцев до четырех лет. Срок погашения составляет от 31/4 до 5 лет по краткосрочным кредитам (по договоренностям о кредите «стэнд-бай») или от 41/2 до 10 лет по среднесрочному финансированию (по договоренностям о расширенном кредитовании), однако в ноябре 2000 года Исполнительный совет принял решение установить сокращенный ожидаемый срок погашения — от 21/4 до 4 лет по договоренностям о кредите «стэнд-бай» и от 41/2 до 7 лет по договоренностям о расширенном кредитовании. Срок погашения кредитов для стран с низкими доходами в рамках ПРГФ, механизма льготного кредитования МВФ, составляет 10 лет с льготным периодом продолжительностью 51/2 лет для выплат по основной сумме.
4) МВФ предполагает, что заемщики должны погашать его кредиты в первую очередь. Государство-заемщик должно возвращать кредиты МВФ по установленному графику, чтобы эти средства можно было использовать для кредитования других стран, нуждающихся в финансировании платежного баланса. МВФ установил процедуры для предотвращения накопления просроченной задолженности, или просроченных выплат основной суммы и процентов. Однако наиболее существенным фактором является то значение, которое международное сообщество придает статусу МВФ как привилегированного кредитора. Это обеспечивает погашение кредитов МВФ в первую очередь, хотя нередко он является последним кредитором, готовым предоставить стране средства, после того как способность страны выполнять свои обязательства оказывается под сомнением.
5) Страны, получающие кредиты МВФ в рамках стандартных, нельготных механизмов финансирования, платят проценты по ставкам, связанным с рыночными, и комиссионные сборы плюс возвращаемый сбор за обязательство. Сверх определенного уровня может взиматься дополнительный сбор, чтобы препятствовать чрезмерному использованию средств МВФ. Дополнительные сборы также взимаются при предоставлении средств в рамках механизма финансирования дополнительных резервов. Страны с низкими доходами, получающие кредиты в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, платят проценты по льготной фиксированной ставке 1/2 процента в год.
6) В целях усиления гарантий в отношении использования ресурсов государствами-членами, МВФ в марте 2000 года ввел требование об оценке соблюдения центральными банками желательной практики в области процедур внутреннего контроля, финансовой отчетности и механизмов аудита. В то же время Исполнительный совет принял решение расширить и сделать более систематическим применение имеющихся средств воздействия к странам, получающим кредиты МВФ на основе предоставления неправильной информации.
7) В большинстве случаев при предоставлении кредитов МВФ удовлетворяет лишь небольшую часть потребностей страны во внешнем финансировании. Но поскольку утверждение кредита МВФ служит сигналом проведения страной обоснованной экономической политики, оно внушает уверенность инвесторам и официальным кругам и помогает привлечь дополнительное финансирование из этих источников. Таким образом, финансирование МВФ может послужить важным рычагом или катализатором для привлечения других средств.[5]
Отдельные кредитные механизмы МВФ:
1) Договоренности о кредите «стэнд-бай» составляют ядро политики кредитования МВФ. Договоренность о кредите «стэнд-бай» гарантирует государству-члену возможность получения средств по кредиту в пределах установленной суммы, обычно в течение 12–18 месяцев, для урегулирования краткосрочной проблемы платежного баланса.
2) Механизм расширенного кредитования МВФ. Поддержка, оказываемая МВФ государствам-членам в рамках механизма расширенного кредитования, гарантирует государству-члену возможность получения средств по кредиту в пределах установленной суммы, обычно в течение трех-четырех лет, с тем, чтобы помочь ему в решении экономических проблем структурного характера, которые существенно ослабляют состояние его платежного баланса.
3) Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому. Это механизм кредитования с низкими процентными ставками, призванный помочь беднейшим государствам-членам, испытывающим долговременные проблемы в области платежного баланса. Проценты для заемщиков субсидируются за счет средств, полученных ранее от продажи принадлежащего МВФ золота, а также займов и грантов, предоставленных МВФ на эти цели государствами-членами.
4) Механизм финансирования дополнительных резервов. Предоставляет дополнительное краткосрочное финансирование государствам-членам, испытывающим чрезвычайные трудности в области платежного баланса вследствие внезапной и дестабилизирующей утраты доверия рынка, проявляющейся в оттоках капитала. Процентная ставка по кредитам СРФ включает надбавку к обычной ставке по кредитам МВФ.
5) Чрезвычайная помощь. Эта форма помощи, введенная в 1962 году для содействия государствам-членам в преодолении проблем платежного баланса, вызванных внезапными и непредвиденными стихийными бедствиями, в 1995 году была распространена на ситуации, когда государства-члены пережили военные конфликты, подорвавшие их институциональный и административный потенциал.[5]
3.4 Техническая помощь и подготовка кадров
Вероятно, наиболее известными аспектами деятельности МВФ являются рекомендации по экономической политике и кредиты на проведение реформ, предоставляемые странам в период экономических кризисов. Однако МВФ также регулярно делится с государствами-членами своим опытом и знаниями, оказывая техническую помощь и проводя обучение по широкому кругу областей, включая деятельность центрального банка, денежно-кредитную и курсовую политику, налоговую политику и администрацию и официальную статистику. Цель этой работы состоит в том, чтобы способствовать совершенствованию процесса разработки и осуществления экономической политики государств-членов, в том числе путем повышения квалификации персонала ответственных учреждений, таких как министерства финансов и центральные банки. Техническая помощь дополняет рекомендации по экономической политике и финансовую помощь МВФ государствам-членам; на ее долю приходится приблизительно 20% административных затрат МВФ.
С недавнего времени МВФ увеличил объем технической помощи в рамках работы по укреплению архитектуры международной финансовой системы.
Он, в частности, помогает странам в укреплении их финансовой системы, совершенствовании методов сбора и распространения экономических и финансовых данных, усилении их налоговой и правовой систем и улучшении банковского регулирования и надзора. Он также предоставляет значительный объем рекомендаций по операционным вопросам странам, которым пришлось восстанавливать государственные институты после серьезных гражданских волнений или войн.
МВФ оказывает техническую помощь и проводит подготовку кадров в четырех областях:
1) Укрепление денежно-кредитного и финансового секторов путем предоставления рекомендаций по регулированию банковской системы, надзору за ней и ее реструктуризации, управлению валютными средствами и валютным операциям, системам клиринга и расчетов по платежам и по структуре и развитию центральных банков;
2) Поддержка действенной политики и управления в налогово-бюджетной сфере посредством рекомендаций по налоговой и таможенной политике и администрации, составлению бюджета, управлению расходами, разработке систем социальной защиты и управлению внутренним и внешним долгом;
3) Подготовка статистических данных, управление ими и их распространение, а также повышение качества данных;
4) Составление и анализ экономического и финансового законодательства. [5]
МВФ организует курсы обучения для сотрудников правительственных учреждений и центральных банков государств-членов в своей штаб-квартире в Вашингтоне и региональных учебных центрах в Бразилии, Вене, Сингапуре и Тунисе.
Сотрудники МВФ, а также работающие по контракту консультанты и эксперты, оказывают техническую помощь в ходе своих поездок на места. Дополнительное финансирование технической помощи МВФ и его деятельности по подготовке кадров предоставляют правительства таких стран, как Япония и Швейцария, а также международные организации, включая Всемирный банк, Европейский союз, Организацию экономического сотрудничества и развития и Программу развития Организации Объединенных Наций.
3.5 Укрепление международной валютно-финансовой системы
В интересах уменьшения риска будущих финансовых кризисов и содействия скорейшему преодолению наступивших кризисов МВФ сотрудничает с правительствами государств-членов и другими международными организациями, органами регулирования и частным сектором в деле укрепления международной валютно-финансовой системы.
Проводимые реформы охватывают следующие сферы:
a) укрепление финансовых секторов;
b) принятые в международной практике стандарты и кодексы надлежащей практики;
c) поощрение открытости и публикации данных;
d) прозрачность и подотчетность МВФ;
e) вовлечение частного сектора в предотвращении преодоление кризисов;
f) сотрудничество с другими организациями. [5]
3.6 Новый подход к сокращению бедности в странах с низкими доходами.
МВФ является валютной организацией, а не организацией по вопросам развития, но он призван играть важную роль в сокращении бедности в своих государствах-членах. Для устойчивого экономического роста, который необходим для сокращения бедности, необходима обоснованная макроэкономическая политика, а она относится к основным полномочиям МВФ.
На протяжении многих лет МВФ помогает странам с низкими доходами проводить экономическую политику, стимулирующую рост и повышение уровня жизни, предоставляя свои рекомендации и оказывая техническую помощь и финансовую поддержку.
Целенаправленные стратегии сокращения бедности могут гарантировать, что нужды малоимущих будут иметь первоочередное значение во время публичных обсуждений экономической политики, особенно при широком участии общественности в разработке стратегии. Кроме того, стратегии сокращения бедности могут наделить страны функциями «рулевого» в отношении своего собственного развития, с четко сформулированными перспективами своего будущего и систематическим планом достижения своих целей. В основе нового подхода лежит ряд следующих принципов, определяющих разработку стратегий сокращения бедности:
a) необходимо выработать комплексный подход к развитию и придерживаться широкого взгляда на бедность;
b) ускорение темпов экономического роста необходимо для устойчивого сокращения бедности, и расширенное участие бедных может повысить потенциал роста страны;
c) жизненно необходимо, чтобы страна воспринимала цели, стратегию и меры по развитию и сокращению бедности как свои собственные;
d) необходимо тесное сотрудничество сообщества, занимающегося вопросами развития;
e) в центре внимания должны находиться результаты.
Новый подход не принесет мгновенных результатов. Преобразования такого масштаба требуют проведения больших изменений в учреждениях, которые будут предусматривать их подотчетность перед всеми, в том числе перед малоимущими, и наращивания потенциала каждой страны для удовлетворения нужд своих граждан. Результаты появятся только в том случае, если правительства и их партнеры будут проявлять долгосрочную приверженность этим целям. Для того чтобы добиться результатов, участвующие в этом процессе страны составляют генеральный план, отраженный в Документе по стратегии сокращения бедности (ПРСП). Этот общий план сокращения бедности облегчает предоставление международным сообществом как можно более эффективной поддержки.
Разработка стратегий по сокращению бедности.
Цель составления Документа по стратегии сокращения бедности (ПРСП) заключается в укреплении базовых принципов «авторства» страны, комплексной разработки и широкого участия общественности. Несмотря на отсутствие готового шаблона, имеется ряд основных элементов, которые, вероятно, станут общими для всех стратегий.[5]
Диагностика препятствий, мешающих сокращению бедности и экономическому росту. При подготовке стратегии сокращения бедности вначале можно воспользоваться уже имеющимися данными для описания характеристики малоимущих и мест их проживания, а также для выявления областей, по которым необходимы более глубокие данные. На базе этого описания в стратегии сокращения бедности можно изложить анализ макроэкономических, социальных и институциональных препятствий, мешающих ускорению темпов экономического роста и сокращению бедности.
Меры политики и задачи. Имея более углубленное понимание бедности и ее причин, в ПРСП теперь можно задать средне- и долгосрочные целевые показатели стратегии страны по сокращению бедности и наметить меры макроэкономической, структурной и социальной политики для их достижения.
Наблюдение за ходом реализации. Для лучшего понимания связи между экономической политикой и результатами стратегия сокращения бедности должна предусматривать основу для наблюдения за ходом реализации и механизмы для обмена этой информацией с партнерами страны по развитию.
Внешняя помощь. Стратегия может также повысить эффективность и действенность внешней помощи путем определения объема финансовой и технической помощи, необходимой для реализации стратегии. Она может также оценить потенциальное воздействие на бедность как большего, так и меньшего объема обещанной помощи, включая фактически сэкономленные средства от облегчения долгового бремени.
Процесс, предусматривающий широкое участие. В стратегии могут быть изложены формат, периодичность и место проведения консультаций; резюме поставленных основных вопросов и взгляды участников; отчет о влиянии консультаций на разработку стратегии; и обсуждение роли гражданского общества в будущем мониторинге и реализации.[5]
Сокращение долгового бремени.
В 1996 году Всемирный банк и МВФ обнародовали инициативу ХИПК по сокращению долгового бремени беднейших стран мира. Эта инициатива рассматривалась как способ оказания помощи заинтересованным странам в достижении экономического роста и сокращении бедности.
В то время как ряд стран выполнил условия включения в инициативу, усилились опасения, что инициатива не шла достаточно далеко или не осуществлялась достаточно быстро.
Соответственно, с введением в 1999 году нового подхода к сокращению бедности, инициатива была расширена для достижения следующих целей:
1) Расширенное и углубленное облегчение долгового бремени при помощи снижения целевых показателей долга.
2) Ускоренное облегчение долгового бремени путем финансирования программы экономической политики на раннем этапе для высвобождения ресурсов на такие расходы по сокращению бедности, как здравоохранение и образование.
Предполагается, что, в сочетании с облегчением бремени долга за рамками инициативы ХИПК, сумма задолженности стран сократится в среднем на две трети, и таким образом высвободятся средства для социальных расходов.
По состоянию на июль 2004 года для 27 стран с низкими доходами (23 из них относилось к странам Африки к югу от Сахары) началось снижение долгового бремени в рамках инициативы ХИПК. [5]
Заключение
1. МВФ был учрежден в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.
2. Международный валютный фонд, МВФ — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
3. МВФ имеет свои цели, функции и принципы.
4. В настоящее время насчитывается 186 государств-членов МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки и на определяемых МВФ условиях.
5. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов, назначенных на 5 лет. Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ.
6. Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.
7. Уставный капитал составляет около 212,8 млрд. СДР. Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается.
8. МВФ осуществляет следующую деятельность: проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне и дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт; предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем; оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции.
Список использованной литературы
1. http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/rus/2006/090106r.pdf
2. http://www.un.org/russian/online/search/searchres_sp_ag11.asp?sp_org=+45%2C
3. http://www.imf.org/external/russian/orgchartr.htm
4. http://www.rian.ru/economy/20081013/153028158.html
5. http://www.un.org/ru/ecosoc/imf/whatr.pdf
6. http://oodri.narod.ru/mo5.html
7. http://www.good-reklama.ru/megekonom/266.html
8. http://www.mvf.su/o_fonde.php