Содержание
Введение……………………………………3
I. Инновационный менеджмент как направление стратегического планирования
1.1. Нововведения как объект инновационного менеджмента.5
1.1.1. Рынок новшеств (новаций)..7
1.1.2. Рынок чистой конкуренции нововведений.7
1.1.3. Рынок капитала (инвестиций)..8
II. Инновационный проект как комплексное понятие
2.1. Основные понятия, этапы создания и реализации..11
2.2. Эффективность инновационного проекта……..17
III. Инновационная деятельность ЗАО «АФАЛИНА» по созданию лечебно-диагностического центра на базе утришского дельфинария
3.1. Основные положения……………..21
3.2. Стратегический конкурентный статус ЗАО «АФАЛИНА»..26
Заключение……………27
Список литературы…………………29
Выдержка из текста работы
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
В настоящее время важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инновационный процесс — это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.
Инновационный процесс — мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Цель курсовой работы: исследование управления инновационными процессами на предприятии и его воздействия на эффективность предприятия.
1 Теоретическая часть.
1.1 Понятие инноваций. Инновации и инновационный процесс.
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией). [1].
Следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация — это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.
Под инновацией в XIX в. понимали, прежде всего, введение элементов одной культуры — в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.
В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». [1].
Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:
1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.
Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
1) научно-техническая новизна;
2) производственная применимость;
3) коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:
1) «материализацию» инновации — от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;
2) «коммерциализацию» инновации — превращение ее в источник дохода. [7]
В современных условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.
Инновационный менеджмент — сравнительно новое понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике. [13]
Инновация — форма управляемого развития уже существующих систем либо процесс, в ходе которого инновационный продукт доводится до стадии практического применения и обеспечивает рыночный успех.
К числу наиболее важных практических задач инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:
· разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;
· обоснование методов решения существующих в этой области проблем;
· выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы.
Это объясняется тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем. [10]
Эффективность инновационных процессов на предприятии зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и статусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе.
1.2 Цель и задачи инновационной деятельности.
Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.
Основными целями инновационного менеджмента являются следующие:
1) определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
2) организация управления развитием организаций;
3) определение перспективных направлений инновационной деятельности;
4) оценка эффективности инновационных процессов;
5) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
6) разработка проектов внедрения нововведений;
7) создание системы управления инновациями;
8) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
9) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;
10) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доходность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП. [8]
Основными задачами инновационного менеджмента являются:
· Планирование инновационной деятельности организации;
· формулирование миссии (ориентация деятельности организации на инновации)
· определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них
· выбор инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления
· организация инновационной деятельности;
· мотивация участников инновационной деятельности; [4]
Систематическая оценка результатов инновационной деятельности;
Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка стратегии самих инноваций и мер, направленных на их воплощение в жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.
НИОКР — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании.
Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента характерны, пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство, анализ результатов и внесение корректив.
……..
Список использованной литературы.
1. Шумпетер И. Теория экономического развития: — М.: Прогресс, 2000. — 344 с
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. -СПб.:
2. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций — М.: Филинъ, 2003.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 2004.
4. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-К.: МАУП, 2007.
5. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. — Пенза, 2003.
6. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — СПб.: Наука, 2004.
7. Инновационный менеджмент: Учебник./под ред. С.Д.Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2002.
9. ГунинВ. Н. Управление инновациями — М., 2000.
10. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. — М., 2002.
11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент — М.: Инфра-М, 2008.
12.