Содержание
Введение3
Глава 1. Генезис и историческое развитие теорий бюрократизма4
1.1. Основные концепции бюрократии. «Теория рациональной бюрократии» М. Вебера4
1.2. Теория бюрократии К. Маркса11
1.3. Азиатская модель бюрократии12
Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. Бюрократия и бюрократизм в сфере государственной службы16
2.1. Экономические, социально-политические и нравственно-психологические источники бюрократизма в государственной службе16
2.2. Проблемы организации бюрократизма и произвола бюрократии в системе государственной службы17
Глава 3. Бюрократизм в современной России: способы преодоления22
Заключение31
Список литературы33
Выдержка из текста работы
В теории государственного управления термин «бюрократия» (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть, господство, букв. -власть канцелярии, господство аппарата управления) чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе с увеличением размеров организаций, как государственных, так и частных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сферах государственной политики.
Цель работы: изучить явление бюрократизации системы государственного управления.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. дать характеристику «бюрократии» как явлению;
2. описать теории бюрократии: Теория рациональной бюрократии, Функциональные теории бюрократии, Конфликтные теории бюрократии
3. обозначить проблемы бюрократизации, возникающие в системе государственного управления.
Глава 1. Генезис и историческое развитие теорий бюрократизма
1.1. Основные концепции бюрократии. «Теория рациональной бюрократии» М. Вебера
С феноменом бюрократии сталкиваются все. Нет такого общества, в котором не проклинали бюрократов, не искали путей борьбы с ними. Но значит ли это, что мы сами совершенно свободны от бюрократических стереотипов в своей деятельности, поведении и мышлении? ……………
Заключение
В ходе проведения теоретического исследования был сделан ряд выводов.
1. Бюрократизм означает: 1) в политическом смысле – освобождение административного аппарата государства от контроля со стороны выборных органов власти; 2) в социальном – расширении слоя чиновников, корпоративные интересы которых начинают выходить за рамки их собственных профессиональных обязанностей; 3) в организационном – абсолютизацию формальных правил и рост аппарата организаций, окладов их работников без реального увеличения отдачи.
2. Как функциональные, так и конфликтные теории подчеркивают ограниченность бюрократии, что проявляется не только во внутриорганизационных процессах административно-государственных учреждений, но и в их взаимодействии с внешним окружением, т.е. обществом. Отсюда неизбежные сбои в ее работе.
3. Радикальное решение проблемы бюрократизма предлагают два крайних течения в теории и практике государственного управления. Для крайне правых – это производство и распределение товаров и услуг с помощью рынка при сведении роли правительства (государства) к минимуму. Крайне левые, напротив, пропагандируют общество, в котором власть капитала может быть ликвидирована, что даст возможность свободного сотрудничества между равными гражданами в удовлетворении своих нужд. Эти крайние позиции одинаково утопичны. У правых утопичность воззрений заключается в несоответствии их веры в возможности свободного конкурентного рынка и реальной экономики с ее тенденцией к монополизации, которая ограничивает соперничество и создает массу способов манипулировать выбором населения, особенно в сфере общественных благ. Утопичность воззрений левых – в их вере в некий общий интерес, способный вытеснить частные интересы отдельных групп бюрократов с помощью массового политического участия и всецело подконтрольного населению правительства.
4. Выход из создавшейся ситуации многие ученые и политики видят в конкуренции между государственными и частными службами. Этот курс породил попытки внедрить методы и приемы деятельности частного сектора в государственную сферу. Реформы административно-государственных учреждений, проведенные в ряде стран Западной Европы и США, хотя и привели к снижению численности аппарата и снижению расходов на его содержание, в целом не ликвидировали опасения насчет бюрократизма.
5. Новый подход к бюрократии как административной организации государства должен характеризоваться более широким участием общественности в определении целей развития, разработке планов и принятии решений по государственным программам и проектам, а главное — в процессе их осуществления. Задача состоит не в том, чтобы избавиться от бюрократии, а в том, чтобы найти способы контроля над ней с помощью демократических механизмов, расширить участие масс в принятии государственных решений, все в большей мере приближаясь к идеалу: влияя на процессы государственного управления, заставлять и позитивно мотивировать бюрократию служить интересам общества и человека.
Список литературы
1. Федеральная программа «Реформирования государственной службы РФ(2003 – 2005 годы)» // Российская газета. – 23.11.2002
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Прогресс-Политика, 1992.
3. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
4. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. — М., 1985.
5. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. — М., 1970.
6. Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. // Знание — сила. 1988. № 1.;
7. Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического господства. — Белгород, 1993.
8. Крыштановская О. Финансовая олигархия в России // Известия, 10 января 1996.
9. Макаренко В.П. Бюрократия и государство. — Ростов-на-Дону, 1987.
10. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. — Ростов-на-Дону, 1989.
11. Нодари С. Становление бюрократического капитализма в России (1992-1998) // Свободная мысль, 2000 — № 3. – С.45.
12. Облонский А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели гос.службы: Россия, США, Англия, Австралия. – М.: Дело, 2002. – С.149.
13. Теоритические проблемы социального управления. — М., 1968.
14. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993
15. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). – М.:1997.