Содержание
Введение3
Глава I. Теоретические основы государственного бюджета, бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Государственный бюджет..4
1.2 Бюджетный дефицит и его особенности…6
1.3 Государственный долг и его виды…12
Глава II. Анализ взаимосвязи бюджетного дефицита и государственного долга в российской экономике
2.1 Анализ современного государственного бюджета РФ.15
2.2 Анализ бюджетного дефицита РФ в 2009-2012 гг. и его взаимосвязь
с государственным долгом.21
2.3 Анализ государственного долга в РФ…25
Заключение..30
Список использованной литературы..31
Приложения.32
Выдержка из текста работы
В настоящее время для бюджета большинства развитых стран стало характерно превышение расходов над доходами — бюджетный дефицит. В связи с этим важную роль в экономике страны в целом играет планирование доходов и расходов государства. Планирование — это целенаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности.
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
— лимитирование бюджетных расходов, т.е. установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов;
— распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий;
— мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений;
— модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений;
— планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счет стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач;
— соблюдение принципа экономии расходов, отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага;
— использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надежное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.
Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг, который состоит из внутреннего и внешнего долга. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства. Поэтому государству нужно планировать снижение государственного долга и дефицита бюджета.
1 Планирование снижения дефицита государственного бюджета
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия, формирования которых могут пересматриваться.
По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
Обладая возможностью устанавливать условия налогообложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.
Концепция государственного баланса предусматривает равенство сумм всех государственных расходов и доходов. Однако на практике часто расходная часть бюджета превышает размер доходов. Важно не допустить чрезмерного разрыва между ними и предусмотреть возможные резервы для его ликвидации. Обычно источники покрытия дефицита разделяются на внутренние и внешние займы. Совокупный дефицит, который устраняется за счет внешних займов, оценивается в зависимости от того, каким образом планируется использовать такие средства. Внешний заем, идущий на увеличение расходов внутри страны, будет иметь стимулирующее воздействие на экономику страны. Если же внешний заем ведет к увеличению расходов за рубежом, он не будет оказывать немедленного воздействия на внутренний спрос.
К внутренним источникам финансирования относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. Чистый заем (разница между совокупной суммой займов и суммой возврата по ним или обратного займа) у центральн……..
Список использованных источников
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2014 )
2. Государственный бюджет: пособие для студентов / И.А. Еремеева [и др.]. — Минск: Экоперспектива, 2011.
3. Государственный бюджет: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальности «Финансы и кредит» / Т.В. Сорокина. — Минск : БГЭУ, 2012. — 618 с.
4. Т.Боголиб Управление государственным долгом в системе финансово-бюджетного регулирования //Проблемы теории и практики управления- 9/2014
5. Н.И.Яшина Оценка эффективности управления государственным долгом // Финансы и кредит -3/2014