Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Бюджет как государственный фонд денежных средств6
1.1. Понятие бюджета и его значение в государственном регулировании экономики6
1.2. Доходы и расходы как составные части бюджета8
Глава 2. Особенности бюджетного регулирования в РФ12
2.1. Бюджетное регулирование: понятие, принципы, формы12
2.2. Бюджетный механизм, его виды21
2.3. Особенности политики в РФ25
Заключение33
Список литературы38
Введение
«Бюджетное регулирование понятие, принципы, формы» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе реформирования бюджетной сферы требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.
Интересно отметить то, что в бюджетном законодательстве отсутствует определение «регулирование бюджетов», несмотря на то, что бюджетное регулирование имеет большое экономическое значение в распределении доходов между бюджетами.
Достоинством бюджетного регулирования в условиях демократичной политической системы является его открытость и гласность, невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересами всех участников бюджетного процесса.
В ходе мобилизации в бюджет денежных средств затрагиваются интересы большого числа субъектов, выступающих в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Заинтересованы в выгодном для них распределении и получатели бюджетных средств, которым определенная часть средств выделяется в порядке бюджетного регулирования.
Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности социально-экономического развития в целом, а также иых объективных и субъективных факторов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Горегляд В.П., Ковалева Т. М., Мамсуров Т. Д., Нестеренко Т.Г. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования бюджет.
Предмет исследования бюджетное регулирование.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть бюджетное регулирование понятие, принципы, формы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать бюджет как государственный фонд денежных средств;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о бюджетном регулировании, его принципах и формах;
3.Рассмотреть сущность и специфику бюджетного механизма;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Бюджет как государственный фонд денежных средств
1.1. Понятие бюджета и его значение в государственном регулировании экономики
Среди финансовых методов, с помощью которых государство может косвенно воздействовать на макроэкономические процессы, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.
Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов таким фондом и является бюджет .
Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Российской Федерации, государственный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления .
Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению .
Государственные финансовые потребности, таким образом, должны пониматься (но пока, к сожалению, трактуются так далеко не всеми политиками) не как потребности чиновников государственного аппарата, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Бюджет сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане .
Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях:
перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.),
перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в Российской Федерации),
перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами.
Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими способами:
в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов,
в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому ицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов,
в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов,
в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения.
Заметные различия в структуре отдельных статей расходов в государственных бюджетах разных стран объясняются различными направлениями государственной социально-экономической политики, проводимой этими странами .
1.2. Доходы и расходы как составные части бюджета
Доходы бюджетов это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней. Они формируются на налоговой и неналоговой основе и за счёт безвозмездных перечислений . В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов, штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и другие принудительно изымаемые средства.
В зависимости от экономического содер¬жания доходы бюджетов классифицируются на капитальные и текущие.
Капитальные доходы бюджетов это часть бюджетных доходов от продажи имущества, находящегося в собствен¬ности Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образо¬ваний (зданий, сооружений, оборудования, запасов стратегических материалов, неприкасаемых запасов для чрезвычайных ситуаций, стабилизационных запасов, земли, лесов и подземных запасов природных ресурсов).
Выдержка из текста работы
- Введение 3
- Глава 1. Теоретические, методологические и правовые вопросы бюджетного регулирования 6
- 1.1.Основы и принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации 6
- 1.1.1. Бюджетная система Российской Федерации 6
- 1.1.2.Сущность бюджетного регулирования 10
- 1.1.3.Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации 16
- 1.2. Формы и методы бюджетного регулирования 22
- 1.2.1.Обзор форм и методов бюджетного регулирования 22
- 1.2.2. Револьверное финансирование (метод переходящих расходов) 30
- 1.2.3. Программно-целевое финансирование 31
- 1.3.Методики выделения финансовой помощи регионам 34
- 1.4.Зарубежный опыт бюджетного регулирования 42
- Глава 2. Анализ практики бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах 49
- 2.1. Экономический подход к производству правопорядка 49
- 2.1.1.Правопорядок как экономическое благо 49
- 2.1.2.Структура производства правопорядка как экономического блага 51
- 2.2.Методы бюджетного регулирования системы правопорядка 55
- 2.2.1. Актуальные вопросы финансирования системы правопорядка 55
- 2.2.2.Методы бюджетного регулирования судебной системы 60
- 2.2.3.Финансы уголовно-исполнительной системы 64
- 2.2.4.Методы бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел 70
- 2.3.Анализ практики бюджетного регулирования РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга 75
- Заключение 82
- Список литературы 86
- Приложения 90