Выдержка из текста работы
Реформирование российской государственности в целом ставит перед исследователями бюджетного права непростые задачи. Сегодня происходит переосмысление многих понятий и категорий бюджетного права, более четко определяются его институты.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Для науки бюджетного права неоценимое значение имеет определение категорий, поскольку именно через их анализ происходит процесс познания законов функционирования всей бюджетной деятельности государства. Бюджетные категории, отражающие в обобщенном виде способ существования бюджетной деятельности, являются фундаментом науки бюджетного права. В свою очередь они служат средством познания институтов бюджетного права.
Бюджетно-правовая категория предназначена, прежде всего, для систематизации процесса исследования бюджетных отношений, выделения наиболее значимых аспектов этого явления. Думается, в бюджетном праве одними из базисных являются такие категории, как «бюджетное устройство», «бюджетный процесс» и некоторые другие.
Принципиальной особенностью юридических категорий, отличающих их от категорий иных наук, является нормативное закрепление . К сожалению, относительно правовых основ названных бюджетно-правовых категорий можно выделить больше недостатков, чем положительных моментов. Одной из причин этого следует считать отсутствие учета доктринальной проработанности многих дефиниций, содержащихся в бюджетном законодательстве. Названная отрасль права далека от совершенства, поскольку не отражает всех реалий бюджетной деятельности, создает коллизии норм бюджетного и конституционного законодательства, не всегда имеет механизм реализации. Между тем современное развитие России предполагает создание четкой системы законодательства, в первую очередь — в сфере бюджетной деятельности. Несовершенство и коллизионность бюджетного законодательства отрицательно сказываются на финансовой обеспеченности как России в целом, так и ее субъектов, приводя в итоге к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.
Все вышесказанное свидетельствует о теоретической значимости проблемы изучения современных особенностей развития бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования также весьма велика в настоящее время. Как уже отмечалось, современное правовое регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса имеет большое количество недостатков, характеризуется пробельностью и коллизионностью. Полученные же в ходе исследования результаты могут быть использованы как в работе практикующих юристов, так и в учебном процессе.
Правовую базу исследования составляют, в первую очередь, Конституция РФ , Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ), а также действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации.
Рассматриваемая тема имеет высокую степень разработанности в научной литературе, однако, несмотря на это, имеет ряд дискуссионных вопросов, в частности, о перспективах развития законодательства, регулирующего бюджетное устройство и бюджетный процесс.
К изучению рассматриваемой проблематики обращались такие видные отечественные правоведы, как Е.Ю. Грачева, М.Е. Карасева, Ю.А. Крохина, Б.Г. Преображенский, В.М. Родионова, Э.Д. Соколова, Н.Д. Эриашвили и другие.
Предметом исследования являются правовые основы регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Целью написания данной курсовой работы является анализ современных особенностей развития бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации.
Можно выделить следующие задачи проведения исследования:
1. Рассмотрение понятия и структуры бюджетного устройства Российской Федерации.
2. Анализ современных особенностей развития бюджетного устройства.
3. Общая характеристика (рассмотрение понятия, принципов и стадий) бюджетного процесса.
4. Анализ отдельных особенностей бюджетного процесса в Российской Федерации на современном этапе развития.
Методологической основой исследования является диалектика, как общенаучный метод познания. В качестве частных методов познания использованы сравнительно-правовой, системный, логико-юридический, методы обобщения и сравнения и другие методы.
Новизна исследования заключается, в первую очередь, в предложении конкретных изменений и дополнений в действующее законодательство, направленных на устранение отдельных недостатков правового регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации.
1. Понятие и структура бюджетного устройства
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».
БК РФ не закрепляет понятия «бюджетное устройство». Однако раздел I части второй БК РФ, озаглавленный «Бюджетное устройство», включает нормы, регулирующие структуру бюджетной системы Российской Федерации, правовые формы бюджетов, а также принципы, на которых основана бюджетная система.
Как справедливо пишет В.М. Родионова , структура БК РФ дает ошибочные основания считать понятие бюджетная система более емким, чем понятие бюджетное устройство, поскольку более крупное подразделение Кодекса (часть вторая) называется «Бюджетная система Российской Федерации», а ее составной элемент — раздел 1 – «Бюджетное устройство Российской Федерации» находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы.
Относительно соотношения категорий бюджетное устройство и бюджетная система представляется более убедительной позиция ученых, считающих бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства.
Бюджетное устройство – это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов …….
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. на 29.12.04) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1998. №31. Ст.3823. 2000. №32. Ст.3339. 2001. №33 (ч.I). Ст.3429. 2002. №22. Ст.2026. №28. Ст.2790. №30. Ст.3021. Ст.3027. 2003. №28. Ст.2886. Ст.2892. №46 (ч.1). Ст.4443. Ст.4444. №50. Ст.4844. №52 (ч.1). Ст.5036. Ст.5038. 2004. №34. Ст.3526. Ст.3535. №52 (ч.2). Ст.5278. 2005. №1 (ч.1). Ст.8. Ст.21.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. на 30.12.04) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822. 2004. №25. Ст.2484. №33. Ст.3368. 2005. №1 (ч.I). Ст.9. Ст.12. Ст.17. Ст.25. Ст.37.
4. Постановление Правительства РФ «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» // СЗ РФ. 2001. №34. Ст.3503.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.98 № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. №2.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.03 №16-П «По делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области» в связи с запросом Челябинского областного суда» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. № 6.
7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год» // Российская газета. 2001. 24 апреля;
8. Устав Костромской области // Костромской край. 1995. 14 июля;
9. Устав Курской области // Курская правда. 1995. 9 октября;
10. Устав Астраханской области // Астраханские известия. 1997. № 15.
11. Устав Омской области // Омский вестник. 1997. 10 декабря;
12. Устав Свердловской области // Собрание законодательства Свердловской области. 1999. № 4;
13. Устав Приморского края // Ведомости Думы Приморского края. 1999. № 34.
14. Закон Республики Саха (Якутия) от 9 января 1998 г. №219-1 «О государственном контроле за расходованием бюджетных средств» // Якутские ведомости. 1998. № 4.
15. Бетин О.И., Преображенский Б.Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2001.
16. Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996.
17. Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976.
18. Васюнина М.Л. Изменения территориальной организации местного самоуправления и их влияние на бюджетную систему Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 3. 2005.
19. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М., 2002.
20. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
21. Карасева М.В. Финансово-правовая ответственность // Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999.
22. Крохина Ю.А. Вопросы концепции бюджетного права Российской Федерации // Журнал российского права. № 9. 2002.
23. Крохина Ю.А. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере // Журнал российского права. № 5. 2001.
24. Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: Федерализм, создающий рынок // Вопросы экономики. 2001. №4.
25. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. № 5. 2002.
26. Родионова В.М. Бюджетная реформа: содержание проблемы // Финансы. 1994. № 8.
27. Синева Е. О некоторых вопросах, связанных с применением Бюджетного кодекса и новой инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 30. 2000.
28. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
29. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003.
30. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.