Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………………………….
1.1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета….
1.2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета .
1.3. Принципы построения бюджета ………………………………………………….
1.4. Баланс бюджета. Дефицит бюджета ……………………………………………
Глава 2. О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ………………………………………………………………………………….
2.1.Бюджет Республики Казахстан………………………………………
2.2.Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан…………………………………………………………………….
2.3. Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года О бюджетной системе ……………………………………………………………………………………………..
2.3.1. Общие положения …………………………………………………………………….
2.3.2. Бюджетная система …………………………………………………………………..
2.3.3. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета …………………
2.3.4. Правительственное кредитование и государственный долг ……….
2.3.5. Исполнение бюджета ……………………………………………………………….
2.3.6. Контроль за исполнением бюджета …………………………………………..
2.2.7.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства ….
Заключение …………………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы …………………………………………..48
Выдержка из текста работы
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетного устройства и бюджетной системы страны. Задачей же — поиск путей совершенствования бюджетной системы, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
— дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
— рассмотреть бюджетное устройство страны;
— проанализировать государственный бюджет Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие
бюджета, его сущность, раскрывается понятие бюджетного устройства. Во второй главе непосредственно бюджетное устройство Республики Беларусь, в третьей — проводится анализ бюджета РБ на современном этапе.
Данная тема достаточно актуальна в настоящее время, т.к. от того, как устроена бюджетная система государства и как она функционирует, зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальная защита населения.
1. понятие бюджетного устройтсва и бюджетной системы страны
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой понятие бюджет. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита — в их действии.
По своей сути бюджет — это экономическая категория, отражающая экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования основного централизованного фонда денежных средств.
Как материальная категория бюджет есть объем (размер) централизованного фонда денежных средств. [2, с. 89]
Юридическое понятие бюджета содержится в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 года «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в редакции закона от 15 июля 1998 года, с последующими изменениями и дополнениями. Согласно ст. 1 данного закона бюджет — основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). [7, с. 1]
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуются разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.
Организация и принципы построения системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством государства, а также государственной политикой. [11, с. 29]
Бюджетное устройство — категория, отражающая внутреннее построения бюджетов государства. Следует отметить в этой связи некоторые обстоятельства:
· Часто смешиваются понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система», порой они применяются как синонимы, а если и употребляются в различных контекстах, то не устанавливаются различия между ними, что является абсолютно неверным.
· Если коснуться Республики Беларусь, то понятие «бюджетная система» закреплено в Законе Республики «О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах» от 15 июля 1998 года. Из этого должно бы следовать, что понятие «бюджетная система» — более широкое, чем понятие «бюджетное устройство». Однако в статье закона для определения бюджетного устройства используется термин «бюджетная система», как объясняющий, наряду с другими понятиями, юридическую конструкцию этой правовой категории. Поэтому можно говорить о бюджетной системе в широком и узком смысле этого понятия. Точка зрения не бесспорная, но имеющая право на жизнь, так как в юридической литературе встречаются случаи рассмотрения отдельных понятий в широком и узком значении. [31, с. 108-109]
Из приведенного выше следует, что бюджетное устройство любого государства включает:
— бюджетную систему;
— принципы построения бюджетной системы;
— бюджетный процесс;
— бюджетные права.
Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы, на которых она строится.
Бюджетная система — это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. [28, с. 241]
В странах с различным государственным устройством построение бюджетной системы имеет свои особенности. По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное государство — это централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований. Примерами могут служить Франция, Великобритания и др. Сложное государство представляет собой союз государств или объединений относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конференция, империя (Россия, США, Индия и другие). Чаще других образований встречается государственное устройство в виде федерации.
Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
— в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственного бюджета и местных бюджетов;
— административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они вправе принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;
— жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;
— действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.
Бюджетная система федеративного государства имеет три уровня: бюджет центрального правительства (федеральный), бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций), местные бюджеты.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации — в пределах своей территории.
Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.
Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании. [28, с. 242-243]
Бюджетная система, как любая самостоятельная управляемая система должна основываться на определенных принципах.
Категория принцип — межотраслевая, имеющая в каждой отрасли свое понимание. Чтобы исключить вероятность разного толкования принципов, лежащих в основе построения бюджетной системы, законодательство каждой страны дает исчерпывающие определения каждого из принципов [31, с. 111]
Также следует отметить, что в каждом государстве перечень принципов построения бюджетной системы различен. Так, например, в РФ их 10:
— единства;
— разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
— самостоятельности бюджетов;
— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных и внебюджетных фондов;
— сбалансированности бюджета;
— эффективности и экономности использования бюджетных средств;
— общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
— гласности;
— достоверности бюджета;
— адресности и целевого характера бюджетных средств. [19,с. 92]
В Республике Беларусь этих принципов только 5:
— единства;
— полноты бюджетов;
— реальности;
— гласности;
— самостоятельности. [33, с. 102]
Бюджетный процесс — это регламентированная нормами права деятельности органов власти и управления по состоянию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Он состоит из нескольких стадий: составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и т.д.
Бюджетному процессу присущи принципы, лежащие в основе бюджетного устройства государства, но как самостоятельная категория, обладает присущими только ему родовыми принципами. [32, с. 151]
Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Составление и исполнение бюджета относится к компетенции исполнительной власти, рассмотрение и утверждение — представительной власти, контроль за исполнением бюджета — совместной компетенции той или другой ветвей власти.
Сквозным, охватывающим все стадии бюджетного процесса, является принцип специализации бюджетных показателей. Это выражается в части доходов в единых источниках, расходов — целевых направлениях. При……..
список использованных источников
1. Амарин В.Г. Перспективы законодательства: подготовка бюджетного кодекса//Финансы, учет, аудит. — 2005. — №6. — С.12-14
2. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: Учебное пособие. Мн.: Книжный дом, 2006. — 320 с.
3. Борисова В. Социально-экономические аспекты бюджетной политики.//Финансы, учет, аудит. — 2006. — №2. — С.15-16
4. Галицкая С.В. Деньги.Кредит.Финансы:Учебник.М.:Экзамен, 2002. — 224с.
5. Государственные финансы: под общ. ред. Г.К. Мультана. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 166с.
6. Дейкин А.И. Механизм принятия бюджетных решений: США и Россия//США: Экономика, политика, идеология.1997. — №5. — С.33
7. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 года № 81-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год»//Национальный реестр правовых актов РБ. — 2006. — №7.
8. Закон Республики Беларусь от 15 июня 1998 года № 192-3 «о бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»// Ведомости Верховного Совета РБ. — 1993. — №20.- Ст.240
9. Корбут Н.П. Об итогах исполнения бюджета за 2005 год и задачах на 2006 год.//Финансы. Учет. Аудит. — 2006. — №1. — С.3-14
10. Корбут Н.А. Бюджет 2006: планка установлена//Финансы, учет, аудит. — 2006. — №1. — С.15-16
11. Корженевская Г.М. Государственный бюджет: Учебное пособие. — Мн.: МГЭИ, 2004. — 166с.
12. Криволапов А.А. Реализация принципов бюджетной системы РФ в финансовом контроле//Финансы и кредит. — 2004. — №10. — С.8-10
13. Мелихова Л.В. Финансовое право: Учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «маркетинг», 2001. — 238с.
14. Назаров Н.Н., Канкулова М.И. Понятие «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов//Финансы и кредит.2004. — №19. — С.3
15. О бюджете РБ на 2006 год//Народная газета.2006. — №2. — С.3
16. Образкова Т.Б. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы//Белорусский экономический журнал.2001. — №2. С.24-34
17. Прокофьев С.Е. Австралийский опыт бюджетного устройства и построения бюджетной системы//Финансы.2004. — №12. — С.63-66
18. Прошина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство//Финансы.2004. — №3. — С.13-14
19. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. — М.: Юрайт-издат. — 2003. — 575с.
20. Рыбакова О.Г. Финансовые механизмы реализации политики регулирования эффективного потребительского спрома//Финансы и кредит. — 2005. — №20. — С.16-23
21. Рудионова А.В. Совершенствование бюджетного законодательства//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. — №2. — С.12-14
22. Свиридович А.А. Устойчивость бюджета и финансовая стабилизация//Банковский вестник. — 2000. — №28.- С.3-5
23. Сидорчук В.К. Экономическое обеспечение местного самоуправления: Учебник. — Мн.: Тесей,2005. — 224с.
24. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь// Вестник БГЭУ.2000. — №2. С.18-19
25. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ,2003. — 289с.
26. Социально-экономическое положение РБ в январе 2006 г. Минстат РБ. — Мн.,2006. — 226с.
27. Статистический ежегодник РБ 2005.Минстат РБ. — Мн., 2005. — 609с.
28. Теория финансов: Учебное пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2005.- 351с.
29. Теория финансов: Учебное пособие/Под ред. Л.А. Дробозиной М.: Банки и биржи. 2000. — 225с.
30. Трячков И. структурные изменения государственных расходов в РБ.// Финансы, учет, аудит.2005. №11. — С.12-18
31. Ханкевич Л.А. Финансовое право РБ: Практ.пособие. Мн.: Молодежное научное общество, 2004. — 282с.
32. Чичканов В.Е. Новое системное представление бюджетного государства// Вопросы экономики.2004.- №5. — С.151-153
33. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 1996. — 135с.