Содержание
Оглавление
Введение3
Бюджетная система и форма государственного устройства4
Уровни бюджетной системы РФ6
Принципы функционирования бюджетной системы РФ11
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ВАРИАНТ 3)14
Заключение33
Список использованной литературы34
Выдержка из текста работы
С экономической точки зрения расходы выражают совокупность экономических отношений, на основе которых происходит процесс использования средств бюджетного фонда по различным направлениям. Эти отношения возникают между государством, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.
Состав расходов зависит от ряда факторов:
1.От природы и функций государства;
2.От уровня социально-экономического развития страны;
.От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой;
.От административно — территориального устройства государства;
.От форм предоставления бюджетных средств.
Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:
1.По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.
2.По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.
.По ведомствам — получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.
В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.
В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.
В настоящее время существует два вида таких полномочий:
1.Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.
2.Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.
Исходя из этого, из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
1.Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.
2.Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
.Фундаментальные научные исследования.
.Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики.
.Осуществление международной деятельности.
.Исследование и использование космоса.
.Формирование и обслуживание федеральной собственности
.Обслуживание и погашение государственного долга РФ.
.Финансирование государственных внебюджетных фондов.
.Финансовая помощь субъектам РФ.
.Формирование федеральных материальных и финансовых резервов.
.прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов.
Из региональных бюджетов финансируются:
1.Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.
2.Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
.Финансирование средств массовой информации субъектов РФ.
.Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.
Из местных бюджетов финансируются расходы:
1.На содержание органов муниципального управления
2.На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности
.Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания
.Организация транспортного обслуживание населения
.Обеспечение противопожарной безопасности
.Утилизация и переработка бытовых отходов
.Обслуживание и погашение муниципального долга
.Формирование и обслуживание муниципальной собственности.
.прочие расходы местного значения
Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:
1.Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.
2.Обеспечение правоохранительной деятельности
.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
.Проектно-изыскательские работы
.Социальная защита населения
.Охрана и воспроизводство природных ресурсов
.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы.
Основной проблемой формирования расходов бюджетной системы является распределение этих общих расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.
В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.
Очень часто с передачей расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.
В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций — целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.
Такой порядок установлен для осуществления контроля за расходованием средств по инвестиционным программам через федеральное казначейство.
Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи двух способов предоставления бюджетных средств. Первый способ, основной — это бюджетное финансирование. При помощи него происходит выдача до 90% всех бюджетных ресурсов бюджетополучателям.
Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом о бюджете на очередной год на безвозвратной и безвозмездной основе.
Бюджетное финансирование строится на следующих принципах:
1.Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные законом о бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
2.Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.
.Безвозмездность финансирования. Не взимается плата за предоставленные средства.
Исторически бюджетное финансирование осуществляется по двум системам:
Первая система — "брутто-бюджет". Предполагает, что все или большинство расходов бюджетополучателя покрывается за счет бюджетных средств. В современных условиях этот метод применяется для организаций и учреждений, находящихся на полом бюджетном финансировании. Бюджетные средства выделяются на все виды расходов, в том числе на текущие расходы и на расходы, связанные с расширением деятельности этих организаций.
Вторая система — "нетто-бюджет". Предполагает, что предоставление бюджетных средств осуществляется только на определенные виды затрат, которые предусмотрены законом о бюджете. Это покрытие убытков бюджетополучателей, компенсация цен на сырье, готовую продукцию, финансирование объектов (связанных с инвестиционными затратами в капитальные вложения и увеличение имущества).
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1.Ассигнования на содержание бюджетных учреждений.
2.Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.
.Трансферты населению, т.е бюджетные средства для финансирования пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ.
.Ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
.Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов
.Субсидии и субвенции юридическим лицам.
.Инвестиции в уставные капиталы юридических лиц.
.Трансферты бюджетам других уровней и государственным внебюджетным фондам.
.Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Расходы бюджетных учреждений — это комплексная форма бюджетного финансирования. Она включает в себя несколько видов предоставления бюджетных средств. Сюда включается оплата труда персонала бюджетных учреждений, перечисление единого социального налога, трансферты, которые выплачиваются через эти учреждения населению, командировочные и другие компенсационные выплаты работникам и оплата товаров работ и услуг.
На инвестиционные цели могут быть предоставлены средства и частным организациям. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на часть уставного капитала и имущества юридических лиц, эквивалентную объему бюджетного финансирования. В этом случае получатель должен передать часть акций или долей уставного капитала в собственность государства или муниципалитетов.
Все это оформляется специальным договором об участии органов государственной и местной власти в собственности субъекта инвестиции.
Выделение бюджетного финансирования имеет особенности для различных отраслей экономики и социальной сферы. Государственная поддержка отраслей народного хозяйства включает в себя финансирование организаций материального производства и жилищно-коммунального хозяйства.
В основном финансируется жилищно-коммунальное хозяйство и городской транспорт из местных бюджетов, сельское хозяйство и пригородный транспорт из региональных бюджетов, угольная промышленность и сельское хозяйство из федерального бюджета. В основном финансируется покрытие убытков организаций этих отраслей в виде дотаций. Размер дотаций определяется как плановый убыток от финансово-хозяйственной деятельности организаций, связанный с профилем их деятельности.
Возможно также целевое финансирование расходов, связанных с расширением деятельности этих организаций. В основном это либо капитальные вложения, либо капитальный ремонт, а также долевое участие государственных и местных органов в строительстве новых объектов.
Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы на образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.
В большинстве организаций этих отраслей применяется система "брутто-бюджет", финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.
Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах — количество учащихся и классов, в поликлиниках — количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.
В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе "Нетто-бюджет". У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации и т.д.
На сметном финансировании также находятся учреждения науки. Есть два вида смет — смета на все расходы учреждения и смета на отдельные виды работ, которые включаются в государственную программу финансирования по утвержденным темам.
В составе бюджетных расходов включаются также расходы на формирование резервных фондов. В федеральном бюджете два таких фонда — резервный фонд правительства РФ и резервный фонд президента РФ. Эти фонды используются на финансирование непредвиденных расходов.
В региональных и местных бюджетах формируется два вида таких фондов — это резервные фонды органов исполнительной власти и оборотная кассовая наличность, предусмотренная для покрытия временного недостатка доходов.
Расходы на содержание силовых структур.
В первую очередь это расходы на оборону. Они финансируются из федерального бюджета. Предусмотренные в федеральном бюджете расходы на оборону — это прямые военные расходы, которые проходят через министерство обороны РФ.
Расходы на содержание вооруженных сил это:
1.Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим, заработной платы военнослужащим
2.Хозяйственные, коммунальные расходы
.Расходы на боевую и спортивную подготовку
.Расходы на закупку вооружений, военной техники, продовольствия, вещевого имущества и пр.
Кроме того, через министерство обороны финансируется капитальное строительство, НИОКР, расходы военного бюджета государств — членов СНГ и некоторые другие централизованные виды расходов.
Все эти расходы отражаются в смете министерства обороны РФ.
Планирование расходов министерства обороны осуществляется следующим образом. На первом этапе определяются общие объемы расходов всего министерства и расходы по отдельным статьям сметы также всего министерства в целом. Фактически составляется общая смета министерства обороны.
На втором этапе в рамках общей сметы министерства обороны составляются сметы военных округов, а затем сметы отдельных воинских частей.
Такая система планирования (сверху вниз) используется в связи с тем, что большая часть расходов министерства обороны осуществляется централизованно. К таким расходам относится закупка материальных ресурсов, капитальное строительство и т.д.
Часть военных расходов финансируется также по другим подразделениям бюджета, в частности расходы на содержание внутренних войск — через министерство внутренних дел, на содержание пограничных войск — через ФСБ и т.д.
Важным видом расходов являются расходы на государственное и муниципальное управление. Они включают в себя расходы на содержание органов государственной и местной власти, судов, прокуратуры и на проведение выборов и референдумов.
Планирование этих расходов осуществляется в сметном порядке, и составляется смета по каждому виду управленческого учреждения или по каждому мероприятию.
Второй способ осуществления бюджетных расходов — это бюджетное кредитование. Оно стало применяться в РФ с середины 90-х годов. Оно осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд.
Бюджетные кредиты и ссуды — это предоставление бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с целями и задачами, установленными законом о бюджете. Эти средства предоставляются всегда на возвратной основе, бюджетные кредиты выдаются на возмездной основе, а бюджетные ссуды — как на возмездной, так и на безвозмездной основах.
Бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, а также частным юридическим лицам. При выдаче этих средств государственным и муниципальным предприятиям бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетом. Получатели бюджетных кредитов обязаны предоставлять информацию и отчеты об их использовании в федеральное казначейство и другие органы, которые контролируют исполнение бюджета, в частности, в счетную палату. Если же бюджетные кредиты предоставляются частным юридическим лицам, то обязательным условием предоставления этих средств является обеспечение кредитной сделки заемщиком. В качестве обеспечения может предоставляться банковская гарантия, залог имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита или поручительство третьих лиц. Кроме того, обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом.
В современных условиях бюджетные кредиты предоставляются в основном в форме связанных кредитов иностранных государств, зарубежных банков, фирм, и международных финансовых организаций.
2. Составление проекта бюджета района
. На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме № 1-Б.
. Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить финансовое состояние муниципального образования.
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
Доходы бюджета района включают налоговые и неналоговые доходы.
К налоговым доходам относят поступление следующих видов налогов:
налога на имущество физических лиц;
земельный налог;
Единый налог на вмененный доход;
транспортный налог;
НДФЛ.
Произведем расчет данных налогов.
1. Налог на имущество физических лиц.
В текущем году данный налог начислен в сумме 32 тыс.руб. До конца года указанная сумма поступит полностью.
На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом на 25% против уровня текущего года.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в следующем финансовом году составит:
000 + 32 000*25% /100% =40 000 руб.
за 6 месяцев: 32 000/2=16 000 руб.
ожидаемое исполнение составит 32 000 руб.
. Земельный налог.
По данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, поступление земельного налога за земли городов и посёлков по району в текущем году — 108 000 руб.
Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в текущем году -65%. Коэффициент увеличения ставки земельного налога в следующем году — 1,8.
Сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района в следующем году -1700 руб.
Норматив отчислений земельного налога в бюджет района в следующем году -100%, Ожидаемое исполнение в текущем году на уровне плана.
=(Нн*Ки-Ппзи)*Нс.г.н.
=(108 000*1,8-1700)*65%=125 255 руб.
за 6 месяцев: 108 000/2=54 000 руб.
ожидаемое исполнение составит 108 000 руб.
. Единый налог на вмененный доход.
В текущем году данный налог начислен в сумме 272 000 руб.
На следующий год единый налог на вмененный доход планируется с ростом на 15% против уровня текущего года.
Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход в следующем финансовом году составит:
000 + 272 000*15% /100% =312 800 руб.
за 6 месяцев: 272 000/2=136 000 руб.
ожидаемое исполнение составит 272 000 руб.
4. Транспортный налог.
Таблица 2