Содержание
Введение3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики4
2.Основные направления бюджетной политики РФ на современном этапе6
3. Проблемы совершенствования бюджетной политики России9
Заключение11
Список литературы13
Выдержка из текста работы
2. Основные направления бюджетной политики России на современном этапе 2.1. Основные характеристики бюджетной политики России в период перехода к рыночной экономике 27
2.2. Анализ современной бюджетной политики в области доходов 28
2.3. Бюджетная политика России в области расходов 36
2.4. Разработка стратегии преобразований и развития бюджетной политики Российской Федерации 40
3. Бюджетный федерализм как основа бюджетной политики России на современном этапе 43
3.1. Бюджетные отношения в государствах федеративного типа 43
3.2. Специфика бюджетного федерализма в России 43
3.3. Пути развития бюджетного федерализма в России 50
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 70
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения.
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре об-щественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны раз¬личных органов власти, общественных сил, политических движений, независмых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной по¬литике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп
При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности Бюджетного Кодекса для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.
В российской финансовой науке исследование проблем бюджетной системы и бюджетного процесса основывается на давней научной традиции. Научная разработка проблем бюджетных правоотношений началась еще в начале XIX века. М.М. Сперанский в своей работе «План финансов» предложил специальную программу преобразования государственных финансов.
В начале ХХ века проблемы бюджетных правоотношений обстоятельно анализировались С.Ю. Витте, С.И. Иловайским, Е.Ф. Канкриным, С.А. Кистяковским, В.А. Лебедевым, И.Х. Озеровым, Л.И. Печориным, Н.И. Тургеневым, Н.М. Цытовичем, Л.Н. Яснопольским, А.С. Ященко и другими учеными.
В советский период изучением бюджетных отношений занимались Д.А. Аллахвердян, В.В. Бесчеревных, М.И. Боголепов, М.Г. Бронский, Ш. Брюханов, А.И. Буковецкий, Л.К. Воронова, А.М. Гурвич, В.П. Дьяченко, М.Л. Коган, С.А. Котляревский, Н.А. Куфакова, Ф.А. Меньков, П.М. Микеладзе, А.И. Пискотин, К.Н. Плотников, Н.Н. Равинский, Е.А. Ровинский, А.К. Сучков, С.Д. Цыпкин.
В современной российской правовой науке наиболее обстоятельно методологические основы изучения бюджетных отношений разработаны в трудах Н.И.Химичевой, М.В.Карасевой, О.Н.Горбуновой, Е.Ю. Грачевой Ю.А.Крохиной, С.Д.Лушина.
Объектом исследования данной работы являются бюджетные и правовые отношения, складывающиеся в современной России.
Предмет исследования — бюджетная политика России как основа регулирования бюджетных процессов в России, формирования и исполнения бюджетов разного уровня.
Цель работы – проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
— рассмотреть понятия «бюджет», «бюджетная политика», «структура бюджета» и др.
— раскрыть принципы и механизмы правового регулирования экономики России на основе Бюджетного Кодекса;
— изучить проблемы бюджетного федерализма в России;
— определить стратегии дальнейшего развития бюджетной политики РФ.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы….
Список литературы
1. Актуальные проблемы экономической политики: стратегия экономических реформ в РФ/Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ- 2001-2002 г.г.
2. Аналитическая записка к оперативному отчету об исполнении Федерального бюджета за 2006 г./ Бюллетень Счетной палаты РФ
3. Аналитическая записка к оперативному отчету об исполнении Федерального бюджета за 2001 г./ Бюллетень Счетной палаты РФ
4. Богачева О. Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. //Финансы 2002. № 8.
5. Борзунова О.А. Развитие бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года (Аналитический вестник). — М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2003
6. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Издательство «ДИС», 2003.
7. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Бюджетная система Российской Федерации /под ред. Романовского М., Врублевской О. – М.: Юрайт, 1999.
9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2005 г. //Российская газета. 2004. –ноябрь.
10. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию на 2007 г. //Российская газета, 2006. 15декабря.
11. Бюджетное устройство в Российской Федерации /ред.-составитель Сидорович О. – М.: 2002.
12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31.Ст. 3823
13. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 19 декабря 2006 г.).
14. Викулин А.Ю. Бюджетная политика в системе категорий финансового права // Государство и право. — 2004. № 2.С. 41-48
15. Власов И. А.О бюджетной политике за 2002 г. //Экономист 2003 №2
16. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики. 2000. №4.
17. Гольперин В. и др. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1998.
18. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 1996.
19. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики. //Экономист. 2002. №5.
20. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности. //Экономист. 2001. №4.
21. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 1999 году //Вопросы экономики. 2002. №4.
22. Делягин М. Эскиз политики ответственного правительства. //Власть. 2000. №2.
23. Деревянченко Т. Казначейство – государственный контролер исполнения федерального бюджета. //Финансы. 2003. №4.
24. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
25. Ениколопов Р. Журавская Е. Бюджетный федерализм в России: сценарии развития, М.:ЦЭФИР, 2002
26. Золотарева А. Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов. М., 1999/ iet.ru
27. Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислением доходов бюджетов. //Право и экономика. 2003. №3.
28. Крохина Ю. Влияние федерального устройства государства на его бюджетную деятельность. //Власть. 2003. №8.
29. Лексин В., Швецов А. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма. //Вопросы экономики. 2000. №1.
30. Лившиц А.Я. Роль финансов в стабилизации российской экономики. //Экономическая газета 2003, Ноябрь
31. Лушин С. Бюджетная реформа// Экономист. 2005. № 2. С.38-45
32. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. – М.: Республика, 2002.
33. Матвеев В.А. Эволюция бюджетной системы России и проблемы совершенствования межбюджетных отношений// Бюджетные отношения, инвестиции и предпринимательство в Российской Федерации и в ее регионах – М., 2002
34. Министерство Финансов РФ Обзор экономических показателей // Обзор экономических показателей 18.01.2007
35. Мэнкью Н. Грегори, Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 1999.
36. Назаров В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений (в свете зарубежного опыта) // Вопросы экономики. 2006. № 9.
37. Новый курс России: концепция альтернативной бюджетной политики в Российской Федерации/ под общ. ред. Г.Ю. Семигина. — М., 2005
38. Обзор экономических показателей/ Экономическая экспертная группа. инистерство финансов РФ. – 12 февраля 2007 года
39. Орусов Д. Факторный анализ причин инфляционного процесса в российской экономике. //Финансы и кредит. 2003. №3.
40. Парамонова Т. Денежно-кредитная политика ЦБ и его роль в достижении макроэкономической стабилизации. //Деньги и кредит. 2001. №10.
41. Пешкова Е.П. Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик // Финансовые исследования. -2000. -№1
42. Пискотин М. И. Советское бюджетное право. — М., 1973
43. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 г. (анализ коцепции). //Экономист 2003 № 11
44. Пономаренко Е. Финансы общественного сектора. //Экономист. 2003. №9.
45. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы. //Экономист. — 2001.-№7.
46. Родионова В., Вавилов Ю, Гончаренко Л. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2002.
47. Родионова В., Вавилов Ю, Гончаренко Л. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2002.
48. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. //Вопросы экономики. 2000. №1.
49. Современный финансово-кредитный словарь /под общей ред. Лапусты М. Никольского П. – М.: ИНФРА-М, 2003.
50. Соколов А.С. Модели реформирования бюджетной системы. //Экономика и общество, 2003 № 5
51. Солянникова С. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой политики России. //Финансы и кредит. 2000. №2.
52. Суник Б. Государственная политика и бюджетный кодекс. //Встреча. 2003. №2.
53. Финансы. / Учебное пособие под ред. Ковалева В.В., М., ТК Велби. 2003
54. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной — М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
55. Фролова Н. Проблемы теории и практики межбюджетных отношений в России //Регион России. 2002. №4.
56. Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика: учет реальности //Финансы. 2001. №1.
57. Швецов Ю. Бюджет как инструмент воспроизводства бюрократии в России // Вопросы экономики . 2006, № 5.
58. Шувалов И.И. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления // Журнал российского права. 2004. N 9. С. 8.
59. Экономика /под ред. Архипова. А и др. – М.: Проспект, 2003.
60. Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики, 2006. — № 8.
61. Яндиев М. Уровни бюджетной системы в России //Финансы. 2002. №2.