Содержание
1. Характеристика системы бюджетных планов В РФ и место коммерческих бюджетов3
2. Формирование бюджета дебиторской задолженности предприятия7
Список литературы11
Выдержка из текста работы
Ведение ………………………………………………………………………… | |
1 Конституционные основы бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации……………………………………………………… | |
2 Источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области…………………………………… | |
3 Проблемы нормотворчества органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в Ярославской области…………………………………… | |
Заключение……………………………………………………………………. | |
Список использованных источников………………………………………… | |
Введение
Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного и местных бюджетов (в федеративных государствах и бюджетов членов федерации). Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности — составление проекта бюджета; его рассмотрение и утверждение законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждение отчета парламентом. Все стадии бюджетного процесса регулируются правовыми предписаниями и имеют одинаково важное значение. Особенности бюджетного процесса, включая бюджетные полномочия его субъектов, определяются главным образом формой правления и формой государственного устройства тех или иных государств. Продолжительность бюджетного процесса различна: до двух лет и более — в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета — свыше трех лет.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.
Правовую основу субъектов в Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации; федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации; конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Объект исследования — Субъект Российской Федерации — Ярославская область.
Предметом исследования выступают источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области.
Целью данной работы является раскрытиеправовых основ бюджетной деятельности в субъекте Российской Федерации — Ярославской области. Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи:
— рассмотрим конституционные основы бюджетной деятельности субъектов РФ;
— определим источники права, регулирующие бюджетные правоотношения в Ярославской области;
— рассмотрим проблемы нормотворчества органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в субъекте РФ Ярославской области.
Конституционные основы бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации
В конституции Российской Федерации четко выделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации.
В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции, находятся:
-федеральный бюджет;
-федеральные налоги и сборы;
-федеральные фонды регионального развития.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов.
Статьей 73 Конституции устанавливается, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Это означает, что в сферу ведения субъекта Федерации входит все то, что не отнесено к ведению Федерации, а также к полномочиям Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велико, что перечислить все вопросы, которыми они должны заниматься и за что они ответственны, практически невозможно. Приведение в Конституции списка вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов Федерации, вынудило бы регионы ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься.[1]
По мнению экспертов, такой подход позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов — федеральных и субъектов Федерации — точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации. Естественно, при этом не исключается возможность возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. Эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции. В соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации вправе решать Конституционный Суд Российской Федерации.
В ст. 76 Конституции устанавливается, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Важно подчеркнуть формулировку «принимаемые в соответствии с ними», поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные акты регионов будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и иными органами, организациями и гражданами.[2]
Субъекты Федерации не могут формировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации.[3]
Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
— государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
-распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
-верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
-единство системы государственной власти;
— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
-разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
-самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
-самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об указанных территориальных органах утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение федерального законодательства, а также обеспечивают соответствие федеральному законодательству принимаемых или принятых ими конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия регионами нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Проблемы нормотворчества органов государственной власти Ярославской области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Ярославской области, законом Ярославской области от 30.09.2011 №86-ГД «О Контрольно — Счетной палате Ярославской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Ярославской области» в 2012 году осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Ярославской области. Основным видом контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение в отчетном периоде установленных законодательством задач Счетной палаты, являлось проведение комплексных и тематических проверок расходования средств областного бюджета. [10] В ходе проведения контрольных мероприятий произведены проверки расходования бюджетных средств, относящихся к различным сферам экономической деятельности, среди которых 13 органов государственной власти Ярославской области и 14 администраций городских округов и муниципальных районов. Общий объем проверенных в ходе контрольных мероприятий средств бюджетов всех уровней составил 16 791 947 тыс. рублей. По результатам проведенных мероприятий выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 2 375 102,4 тыс. рублей, в том числе:
1) нецелевое использование бюджетных средств на сумму 1 524,2 тыс. рублей;
2) неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 19 575,7 тыс. рублей (избыточные расходы на установку оборудования при организации дистанционного образования детей-инвалидов, уплата налогов на автомобили, переданные в безвозмездное пользование);
3) необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств на сумму 13 814,2 тыс. рублей (предоставление субсидий без утвержденных муниципальных правовых актов и предоставление субсидий без установления сумм в договорах);
4) неправомерное расходование бюджетных средств на сумму 210 027,8 тыс. рублей (расходы на содержание и капитальный ремонт помещений, не связанные с обеспечением деятельности органов государственной власти, использование предоставленных субсидий не по назначению, предоставление дотаций и субсидий из местных бюджетов без утвержденного порядка, расходы, не относящиеся к полномочиям муниципальных образований);
5) выпадающие доходы бюджетов на сумму 636 949,0 тыс. рублей (резервы пополнения доходной базы в результате отсутствия регистрации имущественных прав на объекты муниципальной и государственной собственности, невозможность распоряжения неразграниченными землями в границах поселений);
6) нарушения порядка распоряжения и использования имущества на сумму 746 070,0 тыс. рублей (нарушения, связанные с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, нарушение законодательства в части совершения крупных сделок ГУП);
7) неперечисление доходов в бюджет на сумму 405 257,0 тыс. рублей (непоступление доходов в бюджет в результате недостатков при администрировании арендных платежей);
8) другие финансовые нарушения на сумму 344 884,5 тыс. рублей (нарушение требований нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, расходы на содержание органов местного самоуправления с превышением утвержденного норматива, превышение предельного объема муниципального долга). Проведена экспертиза проектов законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». [11] Были подготовлены заключения, в которых указано на недостатки, которые были учтены при рассмотрении и принятии законопроектов. Подготовлены 3 заключения на квартальные отчеты об исполнении областного бюджета, в которых основное внимание уделено вопросу динамики исполнения областного бюджета по расходам. Замечания и предложения Счетной палаты были учтены при принятии отдельных законов Ярославской области, постановлений и распоряжений Правительства Ярославской области, внесении изменений в действующие правовые акты. Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 46 нормативных правовых акта, в том числе 10 нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области и 36 нормативно-правовых актов муниципальных органов. [12]
Заключение
Бюджетная деятельность субъекта Российской Федерации — это его деятельность в лице уполномоченных органов по формированию, распределению и организации использования бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ являются равноправными. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ классифицируются аналогично федеральным нормативным правовым актам — по юридической силе. Основными источниками права, регулирующими бюджетные правоотношения в Ярославской области являются: устав Ярославской области; законы Ярославской области, регулирующие бюджетные правоотношения, в частности закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» от 13.07.2001 №57-ГД; подзаконные акты -акты исполнительных органов власти Ярославской области, кроме данных источников сюда также можно отнести Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ. Счетной палатой Ярославской области в 2012 году осуществлялся предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета области. В ходе данного контроля были выявлены следующие нарушения:
1) нецелевое использование бюджетных средств;
2) неэффективное использование бюджетных средств;
3) необоснованное (незаконное) расходование бюджетных средств;
4) неправомерное расходование бюджетных средств;
5) нарушения порядка распоряжения и использования имущества;
6) неперечисление доходов в бюджет;
7) другие финансовые нарушения (нарушение требований нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, выполнение работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, расходы на содержание органов местного самоуправления с превышением утвержденного норматива, превышение предельного объема муниципального долга). Также была проведена экспертиза проектов законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Всего с учетом предложений Счетной палаты, по итогам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были приняты либо подверглись корректировке 46 нормативных правовых акта, в том числе 10 нормативно-правовых актов органов государственной власти Самарской области и 36 нормативно-правовых актов муниципальных органов.