Содержание
1.Почему бюджет является ведущим звеном финансовой системы?3
2.В чем состоит назначение бюджета государства?4
3.Чем определяется количество бюджетов, ежегодно составляемых в стране?7
4.Сколько бюджетов составляется в городе (области, районе), где вы живете?8
5.Какие основные бюджетные права Вы знаете?15
6.Резервный фонд и Фонд будущих поколений.17
Список литературы19
Выдержка из текста работы
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функцией.
Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория — финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Целью работы является изучение бюджета государства как основного звена финансовой системы.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) рассматривается сущность бюджета государства;
2) рассматриваются функции бюджета государства;
3) изучается понятие бюджетного дефицита;
4) рассматривается федеральный бюджет как звено финансовой системы;
5) проводится анализ доходов и расходов Федеральных бюджетов за 2009-2011 гг.;
6) выявляются цели и задачи бюджетной стратегии на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу;
7) определяются направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета.
Предметом исследования является бюджет государства.
Объектом исследования — Российская Федерация.
Данная тема разрабатывалась следующими авторами: А.М. Бабича, Л.Г. Барановой, А.М. Година, Л.А. Дробозиной, В.М. Радионовой, М.В. Романовского и др.
1. Бюджет государства
1.1. Сущность бюджета государства
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет — это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.
При рассмотрении термина «бюджет» чаще всего упоминается английское происхождение этого слова, означающего «чемодан мешок с деньгами». Имеется также версия, что термин «бедже» (кожаный мешок, в котором хранилась казна дожей), трансформировавшийся в общеупотребительный сегодня «бюджет», впервые стал употребляться в Венеции……….
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Как следует из вышесказанного, кратко сущность федерального бюджета заключается в:
· перераспределении средств;
· регулировании экономики;
· обеспечения финансовой дееспособности государства.
· Основными принципами бюджета являются:
· плановость;
· единство бюджетной системы;
· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
· самостоятельность бюджетов;
· полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированность;
· эффективность, экономность использования бюджетных средств;
· совокупное покрытие расходов;
· гласность;
· адресность и целевой характер.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
В работе был проведен анализ Федерального бюджета РФ за последние годы. Общая картина по федеральному бюджету ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (- 500 млрд. или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4 — 9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.
Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.
Современное экономическое положение России оценивается финансовыми аналитиками как стабильное, хотя констатируется, что темпы экономического роста замедляются.
В заключении работы предлагаются направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета. Среди которых необходимо отметить:
1) формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета;
2) укрепление доходной части базы Федерального бюджета;
3) совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — № 237.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (в редакции от 01.09.12)// СПС Консультант Плюс.
3. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.
4. Приложение №3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона » О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов».
5. Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 № 115-ФЗ // Российская газета. — 2002, № 159.
6. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 06.07.2007 «198-ФЗ // Парламентская газета, N 108-109, 30.08.2007.
7. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
8. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007. — 682 с.
9. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник для вузов. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. — 507 с.
10. Бюджетная система РФ: Учебник для вузов / Под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2010. — 615 с.
11. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2008. — 703 с.
12. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. — М.: Дашков и К., 2010. — 340 с.
13. Готвань О. Д. Перспективы развития российской финансовой системы. // Проблемы прогнозирования. 2008. №2. С.14-18.
14. Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. // Финансы и кредит. 2007. № 13. С.21-24.
15. Кашина Н. Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2008. № 4. С.17-19.
16. Нешитая А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2009. — 307 с.
17. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
18. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: Юнити-Дана, 2010. — 703 с.
19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: Проспект, 2009. — 715 с.
20. Финансы и кредит: Учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 575 с.
21. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2007. — 361 с.
22. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 688 с.
23. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Родионовой. — М.: Финансы
и статистика, 2006. — 382 с.
24. Шаланов Н. Концепция региональной инвестиционной политики // Аудитор. 2008. № 2. С.14-17.
25. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 2011. № 8. С.28-31.
26. Экономика. // Под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономика, 2011. — 734 с.
27. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. — М. ЮНИТИ, 2006. — 527 с.
28. Данные Госкомстата. gks.ru
29. Из «Заключения Счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг.» html//www.protown.ru/information/hide/6407.html
30. Российская газета. regnun.ru
31. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
32. Счетная палата Российской Федерации. .