Содержание
ВВЕДЕНИЕ.3
§1. Горожане в сословно-классовой структуре Российской
империи.7
§2 Особенности институт брака горожан..10
§3. Внутрисемейные отношения населения русских
городов14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.28
Выдержка из текста работы
Дуэ?ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. [1]
Дуэль — почти единственная форма проявления и разрешения конфликта в «благородном обществе». Дуэль сопровождалась и обставлялась множеством ритуалов и в сознании людей того времени была вполне обычным явлением. В русской литературе 19 века многие писатели обращаются к дуэли, как к способу разрешения конфликта между героями произведения, рассматривая состояние, поведение, размышления и переживания дуэлянтов до, во время и после поединка.
В классической литературе писатели обращаются к проблеме дуэли, как социально значимому явлению целой эпохи. В наше время «дуэль» употребляется в столь различных, иногда взаимоисключающих смыслах, что необходимо сначала определить суть этого вполне конкретного социокультурного феномена и определить дуэль от явлений родственных и схожих. Итак, дуэль – это ритуал благородного разрешения и прекращения конфликтов, затрагивающих личную честь дворянина.
Дворянин не мог допустить, чтобы его честь подверглась хоть малейшему сомнению. Однако в жизни неизбежны конфликты и ссоры. Поэтому-то и была столь необходима дуэль – ритуал, не допускающий между благородными людьми неблагородных отношений. Как только дворянин чувствовал, что его честное имя под угрозой, он мог потребовать удовлетворения, и противник не имел право ему в этом отказать. [6]
Ю. Лотман отмечает, что дуэль, как правило, начиналась с вызова, которому предшествовало столкновение, в результате которого одна из сторон считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения. С этого момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения: это брали на себя их представители- секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников.[2]
Конфликтолог Л. Козер, обращаясь к понятию дуэль рассматривает ее как культурно-значимое явление, способ разрешения морально-нравственных противоречий между представителями дворянского сословия (как правило, восстановления «чести и достоинства» – уважения и самоуважения). В этом своем качестве дуэль выполняла, несомненно, конструктивную роль в деле воспроизведения дворянина (образа дворянина) как представителя военно-служивого сословия. Она культивировала такие сословные (и, следовательно, общественные) ценности и полезные качества, как дворянскую честь, верность данному слову (присяге), мужество, владение оружием. Можно указать на многочисленные связи института дуэли со всем средневековым культурным универсумом (мировоззрением) — рыцарскими турнирами, идеей «Божьего суда» и т.п. Характерно также, что закат института дуэли – это одновременно и закат самого дворянства как такого сословия. [3]
Конфликт – это столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между людьми, поколениями. Каждый писатель видел свое разрешение конфликта, в литературе 19 века пиком конфликта часто выступает дуэль, т.к. писатели воспринимали её, как единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.
Предметом исследования является: рассмотрение дуэли в литературе 19 века, как способа разрешения конфликта;
Объектом исследования является: Тексты русской литературы (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенева «Отцы и дети»);
Цель работы: рассмотреть понятие дуэли в литературе 19 века, как формы проявления высшей точки конфликта между героями произведений, проследить их состояние, мысли, переживания до и после разрешения конфликта;
Научная новизна данной работы заключается в недостаточной изученности понятия дуэли в контексте русской литературе как формы разрешения конфликта
В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующий круг задач:
1. Рассмотреть на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», И.С. Тургенева «Отцы и дети», Л. Н. Толстого «Война и мир» возникновение конфликта между героями и его разрешение в дуэли;
2. Проследить эволюцию характеров героев, их мыслей, чувств, переживаний;
3. Рассмотреть понятие дуэли в аспекте конфликтологии;
При решении поставленных задач были использованы следующие приемы и методы научного исследования:
• историко-культурный метод
• метод обобщения для объединения и обобщения данных исследований;
• описательно – аналитический метод;
• сопоставительный анализ;
• аналитический комментарий;
Глава первая. Дуэль в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»………..
Заключение.
В литературе 19 века писатели неоднократно обращаются к теме дуэли, отражая в ней особенности описываемой эпохи, нравственные и эстетические ценности времени, рассматривая в ней единственный и во многом естественный способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.
А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», описывает дуэль как явление противоречащее внутреннему миру героев, только представление общества о чести заставляют Евгения, «всем сердцем юношу любя», всё же принять вызов Ленского. Смерть юного поэта становится настоящим потрясением для героя, положившим начало его перерождению, переосмыслению всех жизненных ценностей. Пушкин размышляет о человеческих отношениях, говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.
В описание М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени», дается иная характеристика дуэли. Дуэль – это единственный способ проучить Грушницкого, человека, для которого не существует понятия чести. Печорин был готов отказаться от своего выстрела в том случае, если соперник признает свою вину. Но Грушницкий отказывается: «Стреляйте! – отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоём нет места!..» Печорин стреляет и убивает Грушницкого.
Для Л.Н. Толстого, дуэль это явление противоречащее человеческой природе, писатель рассуждает о том, что насилие не должно быть способом решения конфликтов, нет ничего дороже человеческой жизни.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в литературе 19 века дуэль, являясь способом разрешения конфликта, не приносит желаемого результата, единственное что ощущает ее участники это разочарование и осознание бессмысленности произошедшего.
Список литературы.
1. www.gumer.info/bibliotek //«Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)»
2. Козер Л. Функции социального конфликта. М., Идея-пресс. 2000
3. Хандорин В. Дуэль в России Родина. 1993, №10, с. 87-93
4. Александр Кацура Дуэль в истории России «Радуга» 392 стр. 2006
5. А. Востриков Книга о русской дуэли/ Востриков А.В –М.: Изд. Ивана Лембаха. С-Пб.1998
6. Ирина Рейфман Ритуализованная агрессия. Дуэль в русской культуре и литературе. «Новое литературное обозрение», 336 стр. 2002
7. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» М.: ООО «Изд. АСТ -ЛТД» 1998г
8. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Мурманск «Мурманское книжное издательство» 1972г.
9. Толстой Л.Н. «Война и мир» 1и 2 том. Самара «Самарский дом печати», 1996 г.