Выдержка из текста работы
Объективные тенденции развития экономики повышают степень конкуренции на рынке, что приводит к повышению роли и статуса бизнес-планирования. При определении основного содержания бизнес-плана необходимо учитывать смену этапов жизненного цикла. Особенности данного фактора рассматриваются авторами данной публикации.
Ключевые слова: бизнес-планирование, жизненный цикл организации, стратегия развития.
В условиях рынка каждая организация стремится завоевать свое экономическое пространство, не только удержаться в нем, но и обрести благополучное развитие. Конкуренция на рынке заставляет организации разрабатывать такой инструмент, который бы способствовал решению данных задач. Этим инструментом является бизнес-план.
Многие научные учреждения проводили исследования с целью понять, почему одни компании преуспевают, а другие разоряются, какую роль при этом играет наличие или отсутствие бизнес-плана. Исследования, проведенные Университетом Крэнфилда в 1990 г., показали, что у 75% компаний в первый год их существования не было бизнес-плана. Доля банкротств в этой группе компаний составила около 40%. В то же время выяснилось, что у 95% компаний, которые проработали более пяти лет, бизнес-план был, а доля банкротств в этой группе не превысила 5%. Конечно, это не доказывает, что если у фирмы нет бизнес-плана, то она разориться. Но все же это означает, что иметь бизнес план полезно, а когда ваша компания станет зрелой, ее шансы на выживание возрастут [1].
Потребности новой и более зрелой компании различаются. Несмотря на продолжающиеся дискуссии, специалисты сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как:
— формирование организации;
— ее интенсивный рост или «размножение»;
— стабилизацию;
— кризис или спад.
Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее «возрождения» или «преображения» [2].
На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития. Взгляд на организацию относительно стадий развития позволяет определить, в какой степени ее основные целевые и стратегические установки и ориентации адекватны внутренней ситуации в организации.
Упрощенно этапы жизненного цикла организации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Укрупненные этапы жизненного цикла организации
Этап жизненного цикла |
Характеристика |
Новая компания |
Первые несколько лет основная задача новой компании – выжить, то есть: найти клиентов и удержать их; наладить производство пользующееся спросом продукции; приспособиться к изменениям запросов клиентов. |
Ранние годы |
В этот период компания укрепляет свое положение путем совершенствования: управления; организационной структуры; кадрового состава. |
Годы роста и зрелости |
Компания решает проблемы расширения: обеспечивает соответствующее финансирование; открывает предприятия в новых районах; осваивает новые рынки и новую продукцию; конкурирует с более крупными компаниями; проводит слияния и поглощения; увеличивает рыночную долю. |
Таким образом, как видно из таблицы, чем старше компания, тем сложнее ее жизнь, и понятно, почему же многие компании его все-таки имеют. Бизнес-планы составляются на всех этапах жизненного цикла организации.
Цель бизнес-плана – это конечный результат определенной деятельности предприятия за конкретный промежуток времени и при определенных затратах ресурсов.
Планирование позволит сделать ошибки на бумаге, прежде чем их сделать на самом деле. Планирование позволит определить все ресурсы, которые потребуются для успешного выполнения плана.
Можно выделить три функции бизнес-плана [3]:
1. Бизнес-план используется для разработки концепции ведения бизнеса, поскольку позволяет тщательно отработать стратегию и все возможные ньюансы тактики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры (спроса, предложения, цен, налогов, технологии производства и т.п.) еще в теории («на бумаге»), а не в реальных условиях, когда уже трудно предусмотреть все вероятные варианты развития события и адекватные им решения.
2. Только с помощью бизнес-плана предприниматель может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период.
3. Бизнес-план является практически единственным обоснованием для привлечения денежных средств у заимодавцев или потенциальных инвесторов.
Таким образом, бизнес-план, необходимый всем компаниям (и вновь созданным и уже существующим) и на всех этапах их жизненного цикла (формирование, рост, стабилизация и спад) дает больше уверенности в будущем, позволяет лучше подготовиться к различным изменениям внешней среды, поскольку их можно заранее предусмотреть. Хорошо составленный бизнес-план служит ценным инструментом мониторинга и управления компанией, способствует совершенствованию существующих в компании систем, выявляя их недостатки в процессе работы.
Литература:
1. Барроу П. Бизнес-план, который работает / Пол Барроу; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – с. 25
2. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Лачинина Т.А. Основы стратегического развития / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: Академический проект, 2004. — c. 10
3. Платонов Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – с. 172.
Рецензент – проф., д.э.н. Лапыгин Ю.Н.