Содержание
Введение3
1. Товарная биржа – инструмент функционирования современных рынков4
1.1. Биржа как элемент рынка и ее роль в современной экономике4
1.2. Задачи и функции товарных бирж, их классификация9
1.3. Биржевой товар11
1.4. Биржевые сделки, порядок их заключения и исполнения15
1.5. Регулирование биржевой деятельности17
2. Биржи в современной рыночной экономике.21
2.1. Фьючерсный рынок в РФ, его развитие и особенности21
2.2. Состояние биржевой торговли в России23
3. Направления совершенствования биржевой торговли в России36
Заключение39
Список литературы40
Выдержка из текста работы
На протяжении последних лет развитие мировой и российской экономики характеризуется последовательными кризисными явлениями. Нестабильность во внешней политике, волатильность валютных курсов, инфляционное повышение цен, рост стоимости привлеченных средств и ряд других негативных тенденций, активно воздействовавших на хозяйствующих субъектов различных отраслей российской экономики, обострили проблемы управления коммерческой деятельностью торговых предприятий.
От эффективности управления коммерческой деятельностью во многом зависят не только результативность финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия, но и возможности его дальнейшего развития и продвижения на рынке товаров и услуг.
В научных публикациях и учебных пособиях сравнительно мало внимания уделяется оценке, анализу и управлению коммерческой деятельностью на малых и средних предприятиях розничной торговли промышленными товарами. В настоящее время акцент смещен в сторону крупных сетей ритейла, осуществляющих торговлю преимущественно продовольственными товарами, таких, например, как «Магнит» и «X5 Retail Group»; в сторону изучения логистической составляющей коммерческой деятельности.
Цель работы – изучение теории и практики коммерческой работы предприятия розничной торговли, выявление путей повышения качества торгового обслуживания населения, эффективности торговли и ее конкурентоспособности.
Задачи:
— раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и организацию коммерческой деятельности предприятий;
— рассмотреть особенности коммерческой деятельности предприятий розничной торговли;
— проанализировать рынок розничной торговли в г. Саратове;
— провести анализ коммерческой деятельности предприятия сферы розничной торговли;
— предложить пути совершенствования качества торгового обслуживания населения, эффективности торговли и ее конкурентоспособности.
Объект исследования – ООО Мясокомбинат «ДУБКИ».
Предмет исследования – коммерческая деятельность предприятия розничной торговли.
Информационная база исследования: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, посвященные вопросам организации коммерческой работы предприятий розничной торговли (Белоусовой Н.А., Жуковой Ф.А., Левкина Г.Г, Лифица И.М., Николаевой М.А., Сафарова А.Т., Шавандиной И.В. и др.), статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе исследования рассмотрены теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятий. Изучены сущность и экономическая природа коммерческой деятельности предприятий. Выявлены особенности коммерческой деятельности розничной торговли. Проанализирован рынок розничной торговли и услуг в г. Саратове, представлена его динамика.
Во второй главе проведен анализ коммерческой работы по продажам предприятия розничной торговли – фирменного магазина «ДУБКИ», относящегося к ООО Мясокомбинат «ДУБКИ».
Третья глава посвящена исследованию перспектив эффективности торговли и ее конкурентоспособности. Представлен план мероприятий.
В заключении работы содержатся основные выводы по проведенному исследованию и обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность коммерческой деятельности предприятий как экономической категории
Интенсивное развитие экономики, растущая конкуренция выдвинули задачу управления коммерческой деятельностью для большинства российских предприятий/организаций на первое место.
Белоусова Н.А. понимает под коммерцией предпринимательскую деятельность, включающую торговую и торгово-посредническую деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг [6, с.33].
Беляевский И. дает следующее определение коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность – деятельность по купле-продаже и хранению товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли [13, с.101].
Коммерческая деятельность — технология торговли как совокупность способов рациональной организации и методов эффективного выполнения операций торгово-технологического процесса – определение, данное Дашковым Л. и Памбухчиянцем В. [13, с.102].
Коммерческая деятельность — товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса – определение, данное Солдатовой Н. Ф. [20, с.150].
При исследовании сущности коммерческой деятельности было выявлено большое количество определений, описывающих коммерческую деятельность.
Коммерческая деятельность, с одной стороны, относится к числу старейших экономических явлений, а с другой стороны, коммерческая деятельность и сегодня остается более чем актуальной. Парадокс заключается в том, что единого определения коммерческой деятельности, отражающего ее сущность и для предприятий торговли, и для промышленных предприятий, и для предприятий услуг, пока так и не сложилось.
Дать краткое определение коммерческой деятельности, уместив в нем все ценное, без чего его понимание будет неполным, на самом деле действительно сложно. Раздвигая границы познания коммерческой деятельности, можно более емко представить сущность коммерции, но это приводит не к раскрытию сути предмета, а к его описанию. В результате определение становится чрезмерно длинным…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось изучение теории и практики коммерческой работы предприятия розничной торговли, выявление путей повышения качества торгового обслуживания населения, эффективности торговли и ее конкурентоспособности.
Данная цель выполнена. В качестве итогов можно сделать следующие выводы.
Коммерческая деятельность — любая законная деятельность, направленная на получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Коммерческая деятельность в торговле представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли (изучить рынок и определить потребность в товарах, найти поставщиков, покупателей, заключить договор, обеспечить его выполнение и т. д.). Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями, а также осуществляется управление обменом.
Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов: изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые товары; формирование рационального ассортимента товаров; рекламно-информационная деятельность; выбор наиболее эффективных методов продажи товаров; организация оказания торговых услуг покупателям.
При рассмотрении сущности и особенностей коммерческой деятельности предприятий розничной торговли был проанализирован рынок розничной торговли и услуг в г. Саратове.
Динамика оборота розничной торговли в г. Саратове положительная, созданы необходимые условия для развития торговли.
Розничная торговля и оказание сопутствующих услуг населению относятся к социально значимым сферам, ориентированным на внутренний рынок и запросы конкретного гражданина. Главная задача развития — обеспечение населения высококачественными товарами и услугами по доступным ценам.
Анализ повышения эффективности коммерческой работы проводился на примере ООО Мясокомбинат «ДУБКИ» и его фирменного магазина «ДУБКИ». Данное предприятие специализируется на розничной продаже колбасных изделий, полуфабрикатов и замороженных продуктов.
В работе проводился анализ организации снабжения предприятия (анализ ассортимента; характеристика, требования и выбор поставщика) и анализ организации сбыта продукции (услуг) самого предприятия (характеристика рынка организации, анализ клиентов, анализ издержек).
Результаты проведенного анализа выявили и тот факт, что объем продаж по видам продукции в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вырос на 29,13 % и составил 27930,08 тыс. рублей.
Фирменный магазин «ДУБКИ» имеет всего одного поставщика продукции – мясокомбинат «ДУБКИ». Наличие одного единственного поставщика продукции – дополнительный риск для торговой компании.
В настоящее время рынок колбасных изделий и полуфабрикатов — огромен, для того чтобы сохранить конкурентные преимущества необходимо фирменному магазину «ДУБКИ» совершенствовать организацию коммерческой деятельности, стимулировать персонал на осуществление активных продаж, разрабатывать дополнительные услуги, активизировать рекламу.
Анализ основных показателей деятельности ООО «ДУБКИ» демонстрирует увеличение в 2017 г. товарооборота на 29,13 %; увеличение издержек обращения выросли за рассматриваемый период на 51,61 %; рентабельность сократилась на 5,39 п.п., за два последних года произошел рост расходов на транспорт и топливо.
В качестве мер совершенствования коммерческой деятельности по продажам необходимо сокращать издержки, рекламировать товар, открывать интернет-магазин, реализовывать иные товары.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: >2. ГОСТ Р 50646-94. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения [Электронный ресурс]: Постановление Госстандарта России от 21.02.1994 N 34. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: >3. ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения [Электронный ресурс]: Приказ Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: >4. Алексина, С.Б. Методы стимулирования продаж в торговле [Текст] / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В. Панкина. – Москва: ИД «ФОРУМ», 2013. – 304 с.
5. Антипин, Ф. А. Концептуальные основы эволюции форм розничной торговли [Текст] // Российское предпринимательство. — 2017. — Т. 18, № 16. — с. 2355-2376.
6. Белоусова, Н.А. Специфика коммерческой деятельности на предприятиях [Текст] / Н.А. Белоусова// Социально-экономические явления и процессы. – 2013- N 4 (050). — с. 33 — 35.
7. Вахрушева, С. Бизнес-анализ для опта и розницы [Текст] // Современная торговля. — 2015. — № 1/2. — с. 56-57.
8. Иванова, О. А. Состояние и тенденции развития российского рынка розничной торговли [Текст] // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2017. — № 2. — с. 81-85.
9. Калянина, Л. Ритейлеры объединяют усилия [Текст]// Эксперт. — 2015. — № 10. — с. 20-21.
10. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]/ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. — Москва: Инфра-М, 2014. – 459 с.
11. Красюк, И. А. Методологические подходы к инновационному развитию розничной торговли [Текст] // Инновации. — 2017. — № 12. — с. 105-112.
12. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) [Текст] / Н.Ю. Круглова. — 2-е изд. — Москва: КНОРУС, 2013. — 440 с.
13. Левкин, Г.Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции: учебное пособие [Текст] / Г.Г. Левкин, ОА. Никифоров. — Москва: КНОРУС, 2017 – 258 с.
14. Левкин, Г.Г. Коммерческая логистика: учебное пособие [Текст] / Г.Г. Левкин. — 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2017 – 375 с.
15. Лифиц, И.М. Товарный менеджмент: учебник для СПО [Текст] / И.М. Лифиц, Ф.А. Жукова, М.А. Николаева. – Москва: Издательство Юрайт, 2017 — 405 с.
16. Михненко, П.А. Теория менеджмента [Текст] / П.А. Михненко. — 2-е изд. – Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. – 640 с.
17. Попенкова, Д. Развитие торговых сетей в России в условиях кризиса [Текст] // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 5. — с. 126-133.
18. Рызов, И. «Попасть в сети», или правда о буднях поставщиков [Текст] // Современная торговля. — 2015. — № 5. — с. 50-52.
19. Саломатникова, А. Как строится программа лояльности с партнерами в ритейле [Текст] // Современная торговля. — 2015. — № 10. — с. 60-61.
20. Сафаров, А.Т. Организация эффективного управления коммерческой деятельностью: теоретический аспект [Текст] / А.Т. Сафаров// Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2016- N 11. — с. 149 — 151.
21. Сахарова, Е. Реконструкция торговли [Текст] // Профиль. — 2017. — № 12 (993). — с. 40-43.
22. Шавандина, И.В. Генезис социально-экономической сущности услуг [Текст] / И.В. Шавандина// Вестник НГИЭИ. – 2013- N 1(22). — с. 92 — 98.
23. Шалимова, Ж. Мобильные сайты, приложения и агрегаторы [Текст] // Современная торговля. — 2015. — № 4. — с. 14-20.
24. Администрация города Саратова: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: >25. ООО Мясокомбинат «ДУБКИ»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: >26. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Саратовской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: >