Содержание
Введение1
1 Биосфера как область взаимодействия общества и природы2
1. 1 Понятие «биосфера», его сущность и методологическое значение2
1.2. Основные закономерности развития биосферы12
Выводы по разделу19
2 Структура биосферы и общее строение планеты21
2.1 Структура и границы биосферы21
2.2 Общее строение планеты23
Выводы по разделу29
Заключение31
Литература32
Выдержка из текста работы
В учебном пособии содержится необходимый минимум профессиональных сведений по философии, изложен весь диапазон философского знания, что позволяет обучающимся составить компетентное и полное представление о философах и разнообразных философских проблемах, изучение которых предполагается по курсу «Философия» в вузах. Структура пособия, снабжѐнного именным указателем, списком литературы (в который включѐн материал из периодической литературы по актуальным философским проблемам), вопросами и заданиями для самоконтроля, словарѐм терминов способствует удобству его использования и даѐт возможность успешно подготовиться к экзамену.
Учебное пособие предназначено для студентов нефилософских специальностей и всех интересующихся проблемами философии. 2
ВЕДЕНИЕ
В истории философии присутствуют разные ракурсы рассмотрения проблем и разные концептуальные подходы к ним. Известно, что в отличие от других наук, предоставляющих человеку информацию об определѐнной части мира, философия, как общее и целостное категориальное знание о мире и человеке, помогает выявить важные отношения или акценты в том, что предстаѐт перед человеком в качестве знания, своего и чужого опыта, информации; помогает увидеть внутренние связи и закономерности во всѐм происходящем в мире; построить адекватную современному состоянию науки картину мира. Поэтому, с одной стороны, вследствие многообразия возможных ответов на возможные вопросы и, с другой – необходимости для глубокого понимания философских знаний, кроме большого объѐма фактических и исторических сведений, также и определѐнного уровня культуры мышления, философские проблемы не имеет смысла, по моему мнению, раскрывать с одной точки зрения. Разнообразные сведения, содержащиеся в данном пособии, предполагают самостоятельную работу обучающегося, направленную вовне – на поиск информации, и внутрь себя – рефлексию, размышление и т.п. «Обретение» философского знания требует, помимо запоминания и воспроизведения усвоенного, что знакомо каждому обучающемуся, погружения в специфическое размышление и предполагает «активное мышление в диалоге». При этом вопрос выбора методологии в преподнесении материала становится подчинѐнным задаче пробуждения мыслительной деятельности обучающегося.
На мой взгляд, принцип «методологического единства» ограничивает восприятие философских проблем, поэтому более целесообразно, как в изложении истории философских учений, так и по ключевым вопросам философии, передавать наиболее популярные или интересные подходы в их внутренней логике, что позволяет обучающимся знакомиться с разными концептуальными подходами и учит видеть проблему с разных сторон. Нередко в современных учебниках соединены разные методики, например А.Г.Спиркин, соединяет казалось бы ещѐ недавно несоединимое: марксизм (или материализм) и постмодерн (виртуальное в качестве реального). Экзистенциальный подход, который я чаще всего применяю, на мой взгляд, лучше реализует идею «превращения» философии в «философствование как внутреннее усилие в рефлексии».
Данный курс лекций не претендует на полноту изложения всех сторон рассматриваемых вопросов с учѐтом всех разных решений, найденных и сформулированных в истории философии, что понятно, с учѐтом объѐма настоящего пособия, поэтому я назвала его «Кратким конспектом»; к тому же в нѐм, может быть недостаточно хорошо представлены оригинальные тексты по истории философии. Тем не менее, содержание данного пособия соответствует Программе курса «Философия» для нефилософских специальностей. В нѐм содержится анализ и определение философских категорий, соблюдается взаимосвязь наблюдаемых процессов и представлены ведущие философы и главные философские школы. Значительное место, с учѐтом современной ситуации, отводится: общим вопросам экологии и экологии человека: проблемам сознания; проблемам философии науки, выраженным полнее в аналитической философии, или позитивизме (включая его временные трансформации). В основу изложения материала положены крупнейшие этапы истории философии; каждый раздел содержит имена наиболее крупных мыслителей эпохи, годы жизни и названия их основных работ. После каждого раздела предлагаются задания для самоконтроля за усвоением прочитанного. В пособии имеется словарь основных философских понятий и категорий, а также указатель имѐн, что позволяет лучше усвоить материал, быстро найти нужную тему и подготовиться к экзамену, или зачѐту. Приведѐнный в конце пособия список использованной литературы, предоставляет обучающимся не только возможность углублѐнного изучения ключевых философских идей, но и познакомиться с уровнем современных исследований в значимых для каждого человека областях гуманитарного знания. 3