Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Обзор психологической литературы по теме исследования7
1.1.Сущность библиотерапии7
1.2.Психотерапевтические процессы при библиотерапии12
1.3.Использование методов библиотерапии для коррекции эмоциональной сферы младших школьников17
2.Эмпирическое исследование коррекционного воздействия библиотерапии на агрессивность и тревожность младших школьников36
Заключение47
Список литературы49
Выдержка из текста работы
В последние годы, как свидетельствуют специальные эксперимен тальные исследования, наиболее распространенными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики. Вопрос тревожного поведения ребёнка стал едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов и педагогов во всём мире.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы не были обличены теоретически обоснованные вероятности сказки в коррекции тревожности детей дошкольного возраста, а также недостаточно полно проявлены педагогические условия действенного применения сказки как средства коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста.
Противоречие: между необходимостью коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста и нераскрытыми условиями эффективного использования сказки для решения этой проблемы.
Проблема исcледования: при каких условиях использование сказки будет эффективным средством коррекции поведения детей дошкольного возраста.
Цель исcледования: исследование сказкотерапии как метода коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объектом исследования стали особенности тревожных проявлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: разработанная авторами коррекционная программа на основе сказкотерапии позволит значительно снизить уровень тревожности у детей коррекционной группы.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний
2. Раскрыть сущность понятия «тревожность»;
3. Выявить уровень проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
4. Разработать комплекс занятий, с использованием сказки для коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста и обследовать его эффективность в условиях эксперимента.
5.Проведение контрольного эксперимента, включающего процедуру повторного тестирования испытуемых. Математико-статистическая обработка данных. Анализ эффективности разработанной авторами программы.
Методы исследования
1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы;
2. Проведение исследования, с помощью:
— диагностики тревожных проявлений у детей дошкольного возраста (методика Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки):
— метода наблюдения,
— проведение беседы с родителями.
3. Коррекционная работа путем проведения разработанной программы
«Поиграем в сказку».
4. Количественная и качественная обработка результатов;
5. Сравнительный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической базой исследования явились учения В.Н. Мясищева о развитии личности через деятельность и общение с другими людьми, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой о роли методов сказкотерапии в развитии личности ребенка.
Теоретическая значимость данной работы состоит в характеристике сущности понятия «тревожность», выявлении особенностей проявления тревожности у дошкольников и её причинах, разработке условий эффективного использования сказки как средства коррекции тревожного поведения.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке комплекса занятий с использованием сказки, составлении рекомендаций по созданию условий её эффективного применения для коррекции тревожного поведения детей дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: МАДОУ « Детский сад № 34» г. Стерлитамака. В исследовании участвовало 22 ребёнка подготовительной группы.
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена тревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности. Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов по проявлению тревожности в дошкольном возрасте и значении сказки для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников ……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С. Абрамова. – М.:Аспект пресс, 2011. – 338 с.
2. Абрамова, П.С. Возрастная психология: Учебное пособие дл студ. Вузов/ П.С. Абрамова. – 3-е изд., испр., — М.: «Академия», 1998.- 672с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев //Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980.-202с.
4. Артёмова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей дошкольного возраста/ Т.А. Артёмова, А.В. Ковалева// Школа здоровья.-1998.-№3-4.
5. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика/ А.В. Батаршев.-М.: Изд-во Владос.-Пресс, 2001.-336с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 366 с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Инфра-М, 2008. – 712 с.
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. — М., 1990.- 256с.
9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2001.-144с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. – М.: Инфра – 2010. – 710 с.
11. Галигузова, Л.Н. Психологический феномен детской тревожности/ Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии.-2000.-№5, с.28-38.
12. Групповая психотерапия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского.-М., 1992.-410с.
13. Дубровина, И.В. О связи психологических исследований с педагогической практикой/ И.В. Дубровина.- М., 1984.-140с.
14. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин — М., 2003. – 368 с.
15. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. — М., 1994.-294с.
16. Кондрашенко, В.П. Общая психотерапия/ В.П. Кондрашенко, Д.И. Донской. -М.: Наука и техника, 1993.-478с
17. Любинская, А.А. Детская психология: Учебное пособие/ А.А. Любинская. — М.: Просвещение, 1971. – 304 с.
18. Лютова, Е. К.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — СПб.: ООО издательство «Речь», 2001. – 190 с.
19. Минаева, В.М. Эмоциональная сфера дошкольника. Методические вопросы изучения и развития/ В.М. Минаева. – М.: РИЦ АО «УНИИРЭС», 2000. – 64 с.
20. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: учебник. Кн.2: Психология образования/ Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 606с.
21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
22. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
23. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.
24. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова. – М.: ГЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
25. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей/ М.А. Панфилова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 160 с.
26. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. учеб. Заведений/ И.П. Подласый. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
27. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд-во АПН РФ, 2009. – 488 с.
28. Салагаева, Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ/ Л.М. Салагаева. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004. – 96 с.
29. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
30. Федосов, А.А. Практическая психология. — М.: Внешсигма; М.: АСТ, 2010. — 267с.
31. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.