Выдержка из текста работы
Идейная жизнь в Рос. Во 2 четверти 19в. проходила в трудной для передовых людей политической обстановке, после подавления декабристов. Охранительная политика Николая I вызвала сопротивление российского общества. общественные течения, пытаясь найти свои собственные решения проблем российской действительности, сформулировали оригинальные социально-политические и философские концепции.
Заметное оживление идейной жизни русского общества происходит на рубеже 30—40-х гг. XIX в. Обозначились Течения русской общественно-политической мысли:
1. охранительно-консервативное 2.либерально-оппозиционное 3. начало революционно-демократического.
На общест-но полит. Движения во 2/19в. перестали влиять идеи Просвещения. Поиск новых идей осуществлялся в кружках передовой интеллигенции 30—40-х гг. Русскую общественную мысль привлекла классическая немецкая философия Канта, Фихте, Шеллинга. Наибольшее влияние на русских общественных деятелей оказало гегельянство, которое и стало фундаментом либеральных и революционных доктрин. Постепенно своих сторонников среди представителей российской общественной мысли стали завоевывать идеи французского утопического социализма.
В создании течений сыграло важную роль «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, кот. Было опубликовано в московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина). Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. Православие, принятое Киевской Русью, считал Чаадаев, оказалось своеобразной ловушкой, поскольку эта тупиковая ветвь христианства отрезала Россию от Западной Европы. Догматизм православия, его закрытость для споров и сомнений наложили отпечаток на социальную и политическую жизнь страны, на характер народа. Письмо всколыхнуло мыслящую Россию.
1.Охранительно –консервативное направление – «теория официальной народности»-принципы были сформулированы Уваровым. народ. Просвещения). Главным «вдохновителем» и теории «официальной народности», был Николай I, а министр народного просвещения, консервативные профессора -были её проводниками. Основными «толкователями» теории «Официальной народности» выступали профессора Московского университета — филолог С. П. Шевырев и историк М. П. Погодин. Народность трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам»: самодержавию и православию. Социальная задача «официальной народности» заключалась в том, чтобы доказать исконность и законность самодержавно крепостнических порядков в России. Теоретики «официальной народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями православной религии и «политической мудрости». Они считали, что хороший помещик лучше знает интересы своего крестьянина. Вопреки этому были идея Славянофилов и западников.
2.Либерально оппозиционное :Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. В 1839 славянофильство оформилось (Окончательно сложилось в сер.40х.), как идейное направление русской общественной мысли, когда вошли А. Хомяков и Киреевский и выступили со статьями:— «О старом и новом»,— «В ответ Хомякову», в которых в форме полемики друг с другом они изложили основные положения славянофильства. Славянофильский кружок составляли: братья И. С. и К. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, позднее С. Т. Славянофилов привлекала философия Гегеля. Они не принимали западноевропейского пути, и социально-экон-го развития рос. По западному Пути. Славянофильство — оппозиционное течение, выступали за отмену крепостного права и проведение других реформ: в области суда, администрации, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, выступали за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему. Основной тезис их- идти по самобытному пути развития России. И поэтому они идеализируют традиционные учреждения крестьян- общину, православной церкви. Считали что, народ не должен вмешиваться в политику и предоставить монарху всю полноту власти, а монарх должен выражать мнение народа. Они осуждали Петра за то, что он свернул Россию с истинного пути развития, с самобытного пути. А николаевскую систему рассматривали как следствие отрицат-х сторон петровских реформ.
Западничествовозникло на рубеже 30—40-х гг. XIX в. Его представители — люди как радикальных, и умеренных воззрений. -П. В. Анненков, , В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, известные профессора Московского университета — историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их были воспитанниками Московского университета. Теоретической основой их взглядов была немецкая классическая философия.
Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали общность исторического развития России и Запада, утверждали, что Россия хотя и «запоздала», но идет по тому же пути, что и другие западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления. Они отрицательно относились к полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Западники возвеличивали Петра I, который, как они говорили, «спас Россию». Его преобразования они рассматривали как первую фазу. обновления страны, вторая должна начаться проведением реформ; отменой крепостного права, преобразованием суда, введением гражданских свобод. Для пропаганды они использовали кафедры , например Грановский читал лекции в Московском универ-те. По западноевропейской истории.
3.Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы — члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов.
Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш. Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные .
На рубеже 40/50гг.- складывается теория «руск. Социализма» А. Герцена, изложил он свои теории в работах 1849-53гг. «старый мир и Россия». он пришел к выводу что, в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, главными условиями построения социалистического общества в России. Он исходил из идеи «самобытности» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты и развиты народниками