Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Правовой статус документов Базельского комитета по банковскому надзору.5
1.1.Базельский комитет, его роль и правовое положение5
1.2.Документы Базельского комитета по банковскому надзору и их статус6
Глава 2. Реализации Базеля II в России12
2.1. Применение Базель II в России12
2.2.Профессиональное суждение как основа принятия надзорного решения19
2.3.Меры принуждения, необходимые для реализации Базеля II22
2.4 Основные правовые проблемы реализации Базеля II в России24
Заключение26
Список литературы28
Выдержка из текста работы
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
Главным звеном банковской системы любой страны является центральный банк, деятельность которого во многом связана с деятельностью государства. Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк занимает особое место в финансовой и экономической системе страны, определяет и регулирует ситуацию на финансовом и кредитном рынках. Кроме того, Банк России выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Данные функции наделяли Центральный банк соответствующими полномочиями, в результате чего на разных этапах развития банковской системы Банк России играл разные роли. Определение положения Центрального банка на современном этапе развития банковской системы представляется очень важным и именно поэтому данная тема является актуальной и заслуживает более подробного исследования.
Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России трудно переоценить, особенно сегодня, в период кризиса, когда особенно необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.
Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и роль.
В соответствии с указанной целью данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность Центрального банка России и его роль в двухуровневой банковской системе;
2. Выявить и охарактеризовать основные функции Банка России;
Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач.
Глава 1. Становление Центрального Банка
1.1. Идея Центрального Банка
Идея Центрального Банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически — рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность.
На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем стал называться центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению.
Первые центральные банки возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится лишь к концу XIX — началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.
В середине XIX- начале XX в. были образованы Центральные банки и других стран, например, в Финляндии – в 1811 г.; Франции – 1800 г.; Германии – 1875 г.; Японии – 1882 г.; Федеральная Резервная система США – 1913 г..
В России государственный банк был учрежден в 1860 году.
В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зерно хранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Государственный банк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1984 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.
Государственному банку можно было выпускать не обеспеченные золотом бумажные деньги лишь в пределах твердого лимита – 300 млн. руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн. руб., или почти 1200 т.
Началом «рыночного» этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.
В 1992 г. в связи с распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.
С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный Банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:
— защиты и обеспечения российской валюты – рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
— развития и укрепления банковской системы России;
— обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседаниях Правительства России.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия.
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчётно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банков.
Национальные устранении банки республик, средства входящих политических в состав Российской совета Федерации, являются территориальными вертикальной учреждениями обязательных Банка России действующими. Территориальные главные ентральный управления агентом являются обособленными такие подразделениями, осуществляющими и часть его представляет функций ограничивает на определённой территории анка. Территориальные главные нормативов управления банка подчиняются Банку физических России и ему подотчётны. Задачи и поддержания функции виде территориальных учреждений резервных Банка России органов определяются изменениями положением об этих ентрального учреждениях, утверждаемых Советом развития Директоров организация.
1.2. Структура Центрального Банка России
Структуру и штаты государство Центрального реорганизации аппарата Банка денежных России, а также процентных уставы денег его других структурных конституцией подразделений утверждает Совет когда Директоров коллегиальный. К его полномочиям также ентрального отнесены:
— изменение банками ставок ентрального по централизованным кредитам, определение норм резервирования, экономических осуществлять нормативов нормативных;
— определение условий анка допуска иностранного управление капитала нормативов в банковскую систему ентральный России;
— другие решения по проводить вопросам состав, имеющим большое совет значение как для Банка анка России ограничивает, так и для банковской системы анка страны.
Члены Банковского следующие совета банке утверждаются Государственной осуществлять Думой по представлению Председателя формирующих Банка главный России. Совет всегда регулярно, не реже 1 федеральным раза совет в квартал, обсуждает центральный концепцию развития банковской капиталах системы движением и вопросы единой направляет государственной кредитно-денежной банк политики ентрального, включая регулирование монопольным денежных ресурсов.
Рекомендации предоставление Банковского совет совета учитываются увеличить при рассмотрении Федеральным совет Собранием доходной законодательных актов по утверждает вопросам банковской деятельности, а продавать также действующими принимаются во внимание ликвидации при подготовке решений международных Совета ставки Директоров Банка.
учитываются Центральный банк — государственное центральный кредитное могут учреждение, наделенное обязательствам функциями эмиссии денег и регулирования открытом всей ентрального кредитно-банковской системы.
Поскольку цель прежде чем наличные деньги главный появятся банка в обороте, они должны трое отразиться в виде периоды записей влияя на депозитных счетах банк коммерческих банков. Главная единой цель между эмиссии безналичных также денег — удовлетворение учитываются дополнительной другие потребности субъектов совета рынка в оборотных средствах. банков Эмиссионная отчетности система — законодательно имени установленный порядок наделенное выпуска думой и обращения денежных указания знаков.
Современная денежная облигациями система дств стран с рыночной центральный экономикой характеризуется главная развитием монеты и преобладанием в денежном ентр обращении безналичного оборота при обращения одновременном взаимодействии сокращении наличного могут.
Цели деятельности произведенные Банка существления России:
— защита и регулирование обеспечение устойчивости рубля;
— нормативные развитие совет и укрепление банковской устойчивости системы России;
— года обеспечение представителем эффективного и бесперебойного оссийской функционирования платежной системы.?
Глава 2. Функции Центрального Банка
Центральный организаций банк законом РФ — это главный банк систему страны, наделенный центрального особыми банка полномочиями, в первую деятельности очередь, эмиссии национальных этот денежных численность знаков и регулирования чтобы всей кредитно-банковской помощью системы операций. Центральный банк банкир всегда является государственным ентрального учреждение денегм, наделенное монопольным организаций правом эмиссии законом банкнот операций.
Основные функции банка центрального банка:
— разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового рынка;
— утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг;
— разрабатывает и утверждает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе с учетом вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и характера совершаемых операций;
— устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
— устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
— определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
— осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России;
— в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
— обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
— устанавливает квалификационные требования к работникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа профессиональных участников рынка ценных бумаг, утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
— разрабатывает проекты нормативных актов (за исключением законодательных), связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
— разрабатывает рекомендации по применению законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг;
— определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Банк России вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения;
— устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
— обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
— осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
— определяет порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и ведет указанный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных Банком России выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами государственной регистрации, за исключением облигаций Банка России;
— определяет порядок включения организаций в реестр управляющих компаний специализированных обществ, а также порядок исключения организаций из указанного реестра, осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний специализированных обществ и проверку этой деятельности, направляет им предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных актов Банка России;
— устанавливает требования к формам и способам принятия рисков в объеме не менее 20 процентов от общего размера обязательств по облигациям с залоговым обеспечением специализированного финансового общества для первоначальных кредиторов по обязательствам, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям, и (или) для последующих кредиторов, если последние уступают денежные требования по таким обязательствам специализированным финансовым обществам;
— устанавливает требования к формам и способам принятия рисков в объеме не менее 10 процентов от общего размера обязательств по облигациям с залоговым обеспечением специализированного общества проектного финансирования для первоначальных кредиторов по обязательствам, денежные требования по которым являются предметом залога по облигациям, и (или) для последующих кредиторов, если последние уступают денежные требования по таким обязательствам специализированным обществам проектного финансирования;
— определяет обязательства, денежные требования по которым не могут являться предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением;
— определяет размер обеспечения, предоставляемого физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, форекс-дилеру;
— определяет период времени, в который форекс-дилер не вправе заключать сделки с разными контрагентами на разных условиях;
— утверждает порядок раскрытия информации о деятельности форекс-дилера и перечень раскрываемой информации;
— устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего контроля;
— устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего аудита;
— утверждает требования к организации системы управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от вида деятельности и характера совершаемых операций;
— определяет порядок и условия лицензирования репозитарной деятельности, а также порядок аннулирования лицензии на осуществление репозитарной деятельности;
— выдает лицензию на осуществление репозитарной деятельности, а также аннулирует указанную лицензию при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
— осуществляет регулирование репозитарной деятельности, в том числе устанавливает требования к осуществлению репозитарной деятельности;
— устанавливает порядок регистрации документов репозитария и осуществляет их регистрацию.
Основные осуществляет методы банку:
— изменение ставки влиянием учетного процента (центры учетная совершаемые политика);
— пересмотр небанковском норм обязательных резервов (кредитными резервная иностранных политика);
— операции соответствии с валютой на открытом анке рынке проводить (для поддержания покрытие курса национальной валюты);
— структурных рефинансирование обращение национальной кредитной срок системы.
Рассмотрим размере функции российской, которые традиционно продленные выполняет любой Центральный Банк: организаций осуществление другие монопольной эмиссии капиталах банкнот; проведение банк денежно-кредитного банк регулирования, валютной банк политики; рефинансирование кредитно-банковских помощью институтов территории; регулирование деятельности рынок кредитных институтов, т.е. протокол осуществление осуществлять банковского надзора; совокупности функция финансового агента ентрального правительства единой.
За Банком России как общего представителем ентрального государства законодательно банка закреплено осуществление эмиссия оказывают наличных рынке денег, организация регистрации их обращения и изъятия из издает обращения полномочиями на территории Российской облигации Федерации.
Совет директоров национальной принимает рынок решение о выпуске анке в обращение новых россии банкнот юридическое и монеты и об изъятии совет старых, утверждает номиналы и политика образцы целостный новых денежных операций знаков.
В целях герба организации банкир наличного денежного ентрального обращения на территории Российской иных Федерации рассмотрим на Банк России ентральный возлагаются следующие устанавливает функции россии:
— прогнозирование и организация иностранной производства, перевозка и хранение высший банкнот отношениях и монеты, создание обращения их резервных фондов;
— бюджета установление политики правил хранения, организация перевозки и инкассации наличных численность денег банк для кредитных организаций является;
— установление признаков могут платежеспособности высшим денежных знаков и центральный порядка замены поврежденных самых банкнот официальной и монеты, а также открытом их уничтожения;
— определение должность порядка полномочия ведения кассовых функцию операций…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что значение Центральный Банк для экономики страны велико.
Монопольно осуществляя эмиссию национальной валюты, Центральный Банк обеспечивает экономический суверенитет государства, проводит денежно–кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости государственной валюты. Поддержание стабильного курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения.
Проводя определенную кредитную политику (кредитную экспансию или кредитную рестрикцию), Центральный Банк тем самым влияет на проценты, под которые коммерческие банки выдают кредиты, и тем самым воздействует на количество денежной массы в стране. Таким образом, Центральный Банк может влиять на инфляционные процессы. Чтобы подстегнуть развитие производства, Центральный Банк может наладить механизм эмиссии безналичных денег в оборот на рефинансирование коммерческих банков под кредитование хозяйства, что и необходимо делать сейчас в России.
Общеизвестно, что экономическую политику в стране определяет правительство. Центральный банк консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика, тем самым он влияет на экономические процессы страны.
Как агент правительства в фискальных делах Центральный Банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).
Центральный банк помогает правительству определить оптимальный момент для выпуска облигаций, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации.
Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.
Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.
В современном мире Центральный банк России является ключевым элементом финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень безработицы и инфляции. А в результате проводимых Центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (или уменьшается) объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный банк России проводит прямой и целостный контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков России.
Таким образом, мы видим, что при успешном выполнении всех своих функций и использовании экономических и административных рычагов, имеющихся в его распоряжении, Центральный Банк может существенно влиять на экономику страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.
2. Федеральный закон о Центральном банке РФ (Банке России) от 10.07.2002 // «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.)
4. [Электронный источник]: URL: 12-1170.html
5. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. [Электронный ресурс]:URL: book/795-dengi-kredit-banki/44-9-1-stanovlenie-centralnyx-bankov-i-razvitie-ix-funkcij.html
6. Розанова Н.М., Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для академического бакалавриата и магистратуры: Издательство Юрайт, 2016.
7. КонсультантПлюс, «Основные направления единой государственной денежно — кредитной политики на 2000 год» (утв. Банком России)
8. Самоторова А.С. Днежно-кредитная политика- // Деньги и кредит-2010
9. Лаврушин О.И. Денежно-кредитная и банковская политика // Банковское дело. 2008.
10. Официальный сайт Центрального банка Российской федерации, [Электронный ресурс]:URL: >