Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Внешняя модель.
1.1Структура модели
1.2 Назначение и основные функции
1.3 Пользователи системы и типовые запросы
Раздел 2. Описание программного продукта
2.1 Диаграмма “Сущность-связь”
2.2 Спецификации информационной модели
2.3 Реляционный анализ и нормализация БД
Раздел 3. Интерфейс
Заключение
Список литературы
Приложение
Выдержка из текста работы
База данных (БД) – совместно используемый набор логически связанных данных, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.
В свою очередь для управления и администрирования баз данных используются специализированные программные средства, называемые – системой управления базами данных.
Система управления базами данных (СУБД) – это программа, позволяющая сформировать базу данных, вносить в нее изменения и дополнения, производить поиск требуемых данных по запросам, обрабатывать хранящиеся данные, выводить данные на экран и на печать.
База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части.
Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, студенте), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, № группы, курс, адрес, телефон). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру. Они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.
Объект: база данных учета успеваемости студентов.
Предмет: разработка базы данныхучета успеваемости студентов.
Цель: Разработать базу данных учета успеваемости студентов.
Задачи:
• Определить этапы разработки базы данных;
• Сбор и анализ информации для описания предметной области;
• Проектирование базы данных успеваемости студентов.
1 Анализ предметной области
Первым этапом проектирования БД любого типа является анализ предметной области, который заканчивается построением концептуальной схемы (информационной структуры).
На этом этапе анализируются запросы пользователей, выбираются информационные объекты и их характеристики, которые определяют содержание проектируемой БД. На основе проведенного анализа структурируется предметная область.
Анализ предметной области разбивается на три фазы:
• анализ концептуальных требований и информационных потребностей;
• выявление информационных объектов и связей между ними;
• построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.
Анализ концептуальных требований и информационных потребностей
Требования пользователей к разрабатываемой БД представляют собой список запросов, которые разработчик получает в диалоге с будущими пользователями этой БД.
Рассмотрим примерный состав вопросов при анализе предметной области «учета успеваемости студентов»:
1. в какой группе обучается тот или иной студент?
2. какой предмет ведет тот или иной преподаватель?
3. вывести все данные по интересующему нас студенту
4. сколько отличников в образовательном учреждении?
5. сколько неуспевающих в образовательном учреждении?
6. данные студентов(фамилия, имя, отчество, № зачетной книжки)
7. результаты последней сессии.
Выявление информационных объектов и связей между ними
Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе информационных объектов, задании необходимых свойств для каждого объекта, выявлении связей между объектами, определении ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы связей между ними, характеристики информационных объектов.
При выборе информационных объектов ответим на ряд вопросов:
На какие классы разделяются данные, подлежащие хранению в БД?
Какое имя можно присвоить каждому классу данных?
Какие характеристики можно выделить для каждого класса данных?
Какие имена можно присвоить выбранным наборам характеристик?
Связи могут быть следующих типов:
• один к одному
• один ко многим
• многие ко многим
Построение концептуальной модели предметной области
Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.
Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, выявляемых в результате анализа данных.
Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы. Она является представлением точки зрения пользователя на предметную область и должна быть стабильной т.е. неизменной. Хотя возможно ее наращивание и включение дополнительных данных.
Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность – связь», основными компонентами которой являются сущности и связи.
Под сущностью понимается основное содержание объекта, о котором собирают информацию. Экземпляр сущности – конкретный объект.
2 Концептуальное проектирование
Концептуальное (инфологическое) проектирование— построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных. Термины «семантическая модель», «концептуальная модель» и «инфологическая модель» являются синонимами. Кроме того, в этом контексте равноправно могут использоваться слова «модель базы данных» и «модель предметной области», поскольку такая модель является как образом реальности, так и образом проектируемой базы данных для этой реальности.
Конкретный вид и содержание концептуальной модели базы данных определяется выбранным для этого формальным аппаратом. Обычно используются графические нотации — ER-диаграммы.
Модель сущность-связь (ER-модель)(англ.entity-relationshipmodel, ERM) —модель данных, позволяющая описыватьконцептуальные схемыпредметной области.
ER-модель используется при высокоуровневом (концептуальном)проектировании баз данных. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями.
Во времяпроектирования баз данныхпроисходит преобразование ER-модели в конкретнуюсхему базы данныхна основе выбранной модели данных (реляционной,объектной,сетевойили др.).
ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложенадиаграмма сущность-связь (ER-диаграмма).
Чаще всего концептуальная модель базы данных включает в себя:
• описание информационных объектов, или понятий предметной области и связей между ними.
• описание ограничений целостности, т.е. требований к допустимым значениям данных и к связям между ними.
Сущность принято определять атрибутами – поименованными характеристиками. Например: Сущность – студент.
Атрибуты этой сущности (или этого объекта): фамилия, имя, отчество, группа и id-студента.
Связи определяют отношения между сущностями. При построении концептуальной модели используют графические диаграммы.
Как правило в каждом наборе атрибутов, характеризующих сущность, нужно выбрать ключевые атрибуты, то есть атрибуты, которые делают эту сущность уникальной. При задании атрибутов — ключевые подчеркивались.
Далее определяются связи между сущностями:
Студент, отметка
Преподаватель, предмет
Преподаватель, отметка
Предмет, отметка
И т.д.
После выбора сущностей, задания атрибутов и анализа связей следует проектирование информационной (концептуальной) схемы БД….
Заключение
В процессе работы над курсовой работой мы рассмотрели как можно разработать базу данных «Успеваемость студентов». В результате проведен анализ предметной области и сформулированы требования к базе данных;
На основе инфологической модели спроектирована физическая модель БД, результатом которой является схема данных;
Автоматизация управления учебным заведением на базе решения обеспечивает, с одной стороны, экономическую эффективность деятельности учебных заведений, с другой – качественный рост его образовательного и научного потенциала. Учебное заведение расширяет возможности для устойчивого развития, повышения рейтинга, получения новых конкурентных преимуществ, эффективного контроля за использованием финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
В современных условиях образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации. Изменение социальной практики и соответствующее изменение целей образования с неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией. Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долей упрощения можно сказать, что образование является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации. Конечная цель информатизации образования состоит в расширении и упрощении доступа граждан к получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также в более полном и оперативном удовлетворении их разно образных потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для повышения качества и результативности обучения. Достижение этой цели предполагает решение совокупности взаимосвязанных научных и практических задач.
Можно с уверенностью сказать, что информационные технологии и информационные системы, как в образовании, так и других областях жизнедеятельности будут стремительно расширяться и развиваться. ?
Список использованной работы
1. Бьюли А. Изучаем SQL / А. Бьюли. – М.: Символ-Плюс, 2007. – 312 с.
2. ВолохаА. MicrosoftSQLServer 2005. Новые возможности / А. Волоха. – С.-П.: Питер, 2006. – 304 с.
3. Днепров А. Видеосамоучитель. Microsoft Access 2007 / А. Днепров. – С.-П.: Питер, 2008. – 240 с.
4. Михеева В. Microsoft Access 2003 / В. Михеева, И. Харитонова. – С.-П.: БХВ-Петербург, 2004. – 1072 с.
5. Зрюмов Е.А., Зрюмова А.Г. – Базы данных.: АлтГТУ, 2010. — .312 с.
6. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. – Базы данных. Учебник для высших учебных заведений: КОРОНА-Век, 2009.-.734 с.
7. www.wikipedia.org
8. www.datasql.ru
9. >10.