Содержание
1.Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром
2.Развитие образной речи старших дошкольников
2.1.Развитие образной речи на основе произведений
2.2.Развитие образной речи на основе фольклорного жанра
Заключение
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
В данной курсовой работе рассматривается «нетрадиционная работа с литературной сказкой» как средство воспитания ценностей традиционной культуры, в соответствии с требованиями ФГОС.
Данная тема не утратила своего значения, вследствие того, что в условиях многонациональности российского государства в системе образования большое значение приобретают вопросы воспитания у младших школьников поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности.
Цель нетрадиционного метода работы со сказкой — способствовать начальному развитию ценностей традиционной культуры младших школьников, чувства патриотизма и уважения к другим нациям. Так же целью метода является воспитание у учащихся интереса к литературным сказкам.
Цели обучения предлагаемого курса обусловлены общими целями российского образования.
Цель данной курсовой работы: обосновать влияние использования нетрадиционных методов работы с литературной сказкой на воспитание традиционной культуры у младших школьников.
В соответствии с постановленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятия сущность понятия ценностной традиционной культуры, выявить ее особенности в младшем школьном возрасте.
2. Проанализировать особенности использования нетрадиционных методов работы с литературной сказкой на уроках в начальной школе, выявить их влияние на развитие ценностной традиционной культуры у младших школьников
3. Рассмотреть основные нетрадиционные методы работы с литературной сказкой, обеспечивающих воспитание ценностей традиционной культуры у младших школьников.
При написании этой работы использовались труды следующих авторов: Буравова О.С «Устное народное творчество в воспитании традиционной культуры», Ванслова Е.Г. «Как приобщить детей к культуре», Фесюкова Л.Б. «Методы работы со сказкой».
Структура курсовой работы состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Сущность понятия ценности традиционной культуры
Содержанием воспитания являются ценности, хранимые в этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)
ценность традиционной культуры представляет собой коллективный массовый феномен, укорененный в истории культуры данного социума и предполагающий наличие тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом. Она полифункциональная, так как выполняет разные роли: социализации, психотерапевтическую, нормативную, регулятивную, символическую и др.
Ценности традиционные культуры как связующее звено с культурной памятью способствуют сохранению национально-культурной идентичности, поэтому для сохранения культурной идентичности необходимо использование традиционных ценностей культуры в диалоге с культурными новациями.
Следует учитывать, что традиция это не некий застывший слой механически воспроизводимых образцов поведения, суждений, знаково-символических форм, а живой, имеющий свою динамику процесс интерпретаций вневременных императивных составляющих культуры, воссоздаваемых в новых проявлениях и выражениях, адаптированных к современной жизни социума.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90_е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
Образованию отводится ключевая роль в воспитании ценностей традиционной культуры консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выгодский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра — могут решить эту задачу. В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Каждый ребенок в нашей стране получает образование для того, чтобы быть готовым к самостоятельной творческой деятельности. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.
Михаил Леонтьев говорил о патриотизме, что — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, ……..
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»//СЗ РФ. — 1995. — № 27. — Ст. 2503.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Издательство: Школьная Пресса. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 6.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. — 2005. — № 8. — С. 17.
5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. — М.: АРКТИ, 2003.
6. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 52.
7. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. — 2003. — № 6. — С. 8-12.
8. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание — верноподданническое или гражданское. // Педагогика. — 2003. — № 9. — С. 77-83.
9. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). — 2002. — № 4. — С. 4-6.
10. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. — М.: Юрайт, 2001.
11. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 52-56.
12. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. — 2003. — № 5. — С. 12-13.
13. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. — М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
14. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. — 2002. — № 6. — С. 6-11.
15. Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. — М.: Экзамен, 2006.
16. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи: Из опыта работы Дворца творчества детей и молодежи на Миуссах (г. Москва) / Сост. и ред. Семенова Г. С. — Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». — М.: Школьная пресса, 2008.
17. Азадовский М. Литература и фольклор. — М., 2010
18. Андреев Ю.А. Волшебное зрение: Специфика литературы в современных преломлениях. — 2-е изд., доп. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-е, 2005
19. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Худож. лит., 2007
20. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины: Учебное пособие для вузов /Под. ред. Л.В. Чернец. — М.: Изд. центр «Академия»; Высшая школа», 2009.
21. Леонова Т.Т. О некоторых аспектах изучения литературной сказки // Литературная сказка: История, теория, поэтика. — М., 2012
22. Лупанова И.П. Современная литературная и ее критики // Проблемы детской литературы. П., 2005 С. 76-90.
23. Минералова И.Г. Детская литература. — М.: Владос. — 2008
Источник:
Филюсова Л. Б/ Филюсова//нетрадиционная работа со сказкой: электронный научный журнал. — 2008. — №4 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.03.14).