Содержание
Содержание
Введение3
1. Банковская система России и принципы ее построения5
1.1. Понятие и признаки банковской системы5
1.2. Принципы построения банковской системы России7
1.3. Виды, функции банков и организационно- экономические основы их функционирования11
2. Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса18
2.1. Современное состояние и проблемы развития банковского сектора России18
2.2. Анализ антикризисных мер регулирования денежно-кредитной политики России23
2.3. Организация и регулирование национальной банковской системы России в условиях экономического кризиса27
Заключение32
Список используемой литературы33
Приложения35
Выдержка из текста работы
Современная банковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
Становление и функционирование банковской системы играет одну из главных ролей в процессе экономических преобразований в стране. В руках банков находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики.
Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры — одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач для экономического развития России. Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.
Основной целью написания курсовой работы является: изучение структуры и функции банковской системы, ее элементов и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
— изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
— рассмотреть банк как элемент банковской системы;
— определить роль банковской системы в рыночной экономике;
— обобщить современные тенденции развития банковской системы РФ;
— рассмотреть основные проблемы развития банковского сектора и наиболее приемлемые пути их решения.
Поставленные задачи были выполнены путем анализа экономической литературы и журналов посвященных экономической тематике. Теоретической и методологической основой для выполнения работы послужили: законодательные и нормативные акты, научная и учебно-методическая литература, периодические издания. В работе использовались труды отечественных по вопросам развития банковского дела. В их числе работы ученых Лаврушина О.И., Колесникова В., Жарковской Е. и др., статьи о развитии банковской системы в России журналов «Финансы и кредит», Мировая экономика и международные отношения».
Объектом исследования курсовой работы является банковская система.
Предметом исследования являются центральный и коммерческие банки.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, она состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Первая глава рассматривает понятие и признаки банковской системы, элементы банковской системы. Во второй главе работы определена структура банковской системы, функции ЦБ РФ и коммерческих банков. Последняя, третья глава, показывает особенности развития банковской системы России, структуру и функции коммерческого банка на примере ОАО «Транскредитбанк».
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и признаки банковской системы
Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Однако термин «система» не получил четкого определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [12] отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно «система» от гр. systeme — целое, составленное из частей, соединение.
Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы. В одном из немецких учебников “Банковское дело” под редакцией проф. X.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль — роль банка банков. Вместе с тем термины “система” и “банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие “банковская система» более широкое, оно включает:
* совокупность элементов;
* достаточность элементов, образующих определенную целостность;
* взаимодействие элементов [11].
Основные свойства, характеризующие банковскую систему.
1.Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.
2.Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.
3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую.
4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента. Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними.
5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
6. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту, либо исполнительной власти. Банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком[7].
Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, банковскую инфраструктуру и банковский рынок.
С одной стороны, банковская система функционирует на основе капитала, выраженного в денежной форме, а с другой, взаимодействует с производственным и торговым секторами экономики, а также физическими лицами, имеющими сбережения. Тенденция развития банковского капитала параллельно с развитием производственного и торгового секторов экономики характерна для всех развитых стран. Банковский кредит, способствующий концентрации денежного капитала, является мощным фактором экономического роста страны. От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и устойчивость национальной валюты. Во всех современных странах банки объединены в системы [4].
Банковская система РФ функционирует на основе ряда принципов.
1. Законность. Функционирование банковской системы должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Особая роль в правотворчестве принадлежит Центральному Банку РФ, который праве принимать правовые акты, обязательные для всех кредитных организаций.
2. Стабильность и надежность банковской системы. На стабильность банковской системы направлена система обязательного страхования банковских вкладов физических лиц.
3. Гласность банковской системы Согласно статье 8 ФЗ «О банках и банковской деятельности», кредитная организация обязана публиковать информацию о своей деятельности: информацию об уровне достаточности капитала, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы об их достоверности.
4. Сохранность банковской тайны. Кредитные организации, Банк России, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов.
Понятие банковская система является ключевым в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом [8].
1.2. Модели банковской системы
По характеру взаимоотношений банков с промышленностью различают две модели: открытого рынка и корпоративного регулирования. По первой модели между банками и корпорациями нет тесных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банковскими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обеспечат наиболее выгодное и менее рискованное использование банковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью. Для модели корпоративного регулирования, характерно наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпорациями. Банки могут выступать как прямые акционеры предприятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые передают банкам право своего голоса. Это повышает роль банков в создании корпораций, в поддержании их финансовой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.
По уровню специализации различают универсальную и специализированную модели банковской системы. При специализированной модели, которая сложилась в США, Японии, банкам было запрещено одновременно заниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвестированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализированные инвестиционные банки [7].
В странах Европы (в Германии, Швейцарии) получила развитие универсальная модель банковской системы, допускающая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.
В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами[5]. Происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование. Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического и политического пространства. Дерегулирование банковской сферы выражается в ликвидации институциональных разграничений между различными видами банковской и — в более широком смысле — финансовой деятельности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т.п. В результате банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сегментах финансового рынка, причем не, только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями: страховыми, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами и др. Дерегулирование было вызвано необходимостью повысить эффективность функционирования банковских систем.
Банковская система, как и любая система, должна работать стабильно и эффективно. Стабильность предполагает функционирование банков в соответствии с их целями и задачами. Она нарушается, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, перерастающие в банкротство. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей банковской системы, называют банковским кризисом. Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максима……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банковское дело : учебник — М. : КНОРУС, 2005. — 590 с.
2. Бобин, С.С. Развитие банковской системы России / С.С. Бобин // Финансы и кредит. 2010. № 7. С. 84-91.
3. Гамидов, Г.М. Банковское и кредитное дело : Г.М. Гамидов. — М. : Банки и биржи, 2005. — 94 с.
4. Деньги, кредит, банки : учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. — М. : КНОРУС, 2006. — 464 с.
5. Ершов, С. Банковская система и развитие российской экономики / С. Ершов, // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 3. С. 28-34.
6. Донских, А.М. Повышение эффективности банковской системы России / А.М. Донских // Банковское дело. 2007. № 7. С. 7-12.
7. Жарковская, Е. Банковское дело : курс лекций / Е. Жарковская. — М. : ИКФ ОМЕГА, 2002. — 440 с.
8. Колесников, В.И. Банковское дело / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 464 с.
9. Карпова, М. Карта возможностей / М. Карпова // Гудок. 14.04.2011. № 62. С. 3
10. Короткова, Е.А. Совершенствование условий развития банковской системы / Е.А. Короткова // Финансовый бизнес. 2004. № 3. С. 11-17.
11. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О. И. Лаврушин. — М. : Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2010. — 766 с.
12. О банках и банковской деятельности : федеральный закон от 15.11.2010 № 294-ФЗ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ConsultantPlus.ru . — Загл. с экрана.
13. О Центральном банке Российской Федерации : федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ConsultantPlus.ru . — Загл. с экрана.
14. Рыкова, И.Н. Банковская система России на выходе из кризиса: первоочередные задачи / И.Н. Рыкова // Финансы и кредит. 2010. № 32. С. 2-15.
15. Уткин, Э.А. Банковский маркетинг : учеб. пособие / Э.А. Уткин. — М. : Инфра-М, 2004. — 304 с.
16. Глаголев, П. Что ждет российский банковский сектор / П. Глаголев // Я номер один. Бизнес-издание. 2011 № 1. С. 48-55.