Содержание
Содержание
Введение3
1. Обзор программ, автоматизирующих процесс управления персоналом5
1.1. Конфигурация «Зарплата и Управление Персоналом»5
1.2. Программный комплекс «АиТ: Управление персоналом»6
1.3. Программный комплекс Global-HRM8
2. Автоматизация процесса управления персоналом в ООО «Цифроград»11
2.1. Органиационно-экономическая сущность задачи11
Функции и задачи создаваемой АС:11
2.2. Входная и выходная информация13
2.3. Блок-схема алгоритма решения задачи15
2.4. Информационная технология решения задачи16
Заключение27
Список литературы28
Приложения30
Выдержка из текста работы
Автоматизация кадровых процессов не только прочно вошла в жизнь крупных и средних коммерческих организаций, но и постепенно охватывает государственные муниципальные учреждения, в т.ч. общеобразовательных школы. Сегодня практически все компании, занимающиеся подобной деятельностью, предлагают услуги по автоматизации управления персоналом, а некоторые даже специализируются на программных продуктах для кадровых служб.
Еще несколько лет назад автоматизация затрагивала только расчет зарплаты и кадровое делопроизводство. Сегодня же программные продукты для служб персонала вышли на новый качественный уровень и включают не только средства сбора и учета данных по персоналу, но и содержат современные функции: управление результативностью, компетенциями, обучением и развитием, подбором сотрудников, льготами и компенсациями, лояльностью, организационными изменениями, а также работу с резервом и планирование карьеры, ведение архивов. В новых системах, помимо средств составления типовой отчетности и доступа к кадровой информации, есть также инструменты оперативного анализа данных, поддержки принятия решений. Функциональность предлагаемых программных продуктов позволяет существенно увеличить круг пользователей. Столь объемный комплекс решаемых задач дает возможность трансформировать работу с персоналом в реальное управление человеческими ресурсами.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что один из решающих факторов в эффективной работе муниципального учреждения, а именно средней общеобразовательной школы, является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же функционирования системы управления персоналом является работа с персоналом, а также его систематизация, повышение качества трудового процесса в образовательном учреждении и экономическая целесообразность использования на практике. Цель системы управления — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава персонала в его развитии в соответствии с потребностями учреждения, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.
Основная часть жизни человека протекает в организованной трудовой деятельности. В такой ситуации автоматизация системы управления персоналом организации становится особо значимым, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процессы формирования и развития личностного потенциала сотрудников, обеспечивает его реализацию, разрешает целый спектр проблем адаптации индивидов к внешним условиям. От того, насколько грамотно осуществляется управление персоналом, зависит системность и качество работы муниципального учреждения, в чём видится резерв кадрового пополнения и расширения, образования новых рабочих мест. Соответственно, в разрешении кадровых проблем муниципального учреждения основными являются социальный и организационный подходы. В результате возникла необходимость переосмысления содержания некоторых исходных положений и существующей практики кадрового управления муниципальным учреждением на примере средней общеобразовательной школы.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления любой организации, в т.ч. муниципальных учреждениях, и считается основным критерием его правильного и системного развития. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы — аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления, анализа содержания труда различных категорий персонала.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляет возрастающая роль профессионализма работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствие с задачами, стоящими перед организацией.
Целью дипломной работы является анализ вариантов автоматизации управления персоналом на примере МБОУ ОСОШ №3 пос. Орловского и применения наиболее целесообразной из них на практике (внедрение в производственно-трудовой процесс).
Задачами данной работы являются:
— анализ теоретических подходов к управлению развитием персонала; изучение подход к управлению развитием персонала в образовательном учреждении с использованием средств автоматизации и программных продуктов;
— рассмотрение программного продукта «Парус»: модуль «Управление персоналом и штатное расписание» и разработка его внедрения в работу МБОУ ОСОШ №3;
— комплексный анализ результатов экспериментальной работы МБОУ ОСОШ №3 по управлению развитием персоналом в условиях современной модели образования.
Объектом исследования является: автоматизация управления персоналом МБОУ ОСОШ №3 в пос. Орловском Орловского района Ростовской области.
Предмет исследование — возможности автоматизации направления по управлению персоналом на бюджетном предприятии.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Первая глава раскрывает содержание технико-экономической характеристики предметной области МОУ ОСОШ №3, проводится исследование работы кадрового учета и отдела; в рамках данной главы проводится обзор программных продуктов по автоматизации средств управления персоналом.
Во второй главе приводится теоретические основы управления персоналом; разрабатывается модель и способ внедрения программного продукта для автоматизации управления персоналом МБОУ ОСОШ №3, описывается программа Парус модуль «Управление персоналом и штатное расписание» и возможность ее использования в рамках трудового процесса при управлении кадровым составом школы.
В рамках третьей главы проводится анализ экономической эффективности и значимости внедрения автоматизации управления персоналом в МБОУ ОСОШ №3; проводится обоснование его дальнейшего применения и использования в трудовом и производственных процессах.
В заключении представлен итог теоретической и практической работы.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем, что программа «Парус», модуль «Управление персоналом» наиболее целесообразно находится свое применение и активное использование в трудовом процессе МБОУ ОСОШ №3 в пос. Орловском Орловского района Ростовской области, как с точки зрения экономической эффективности, так и снижения показателя трудозатрат.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Орловская средняя общеобразовательная школа №3 основана в 1978 году. Занимает типовое школьное здание с числом этажей 3. Количество, площадь и оборудование учебных кабинетов соответствуют профилю и наполняемости классов-комплектов.
Школа является юридическим лицом, пользуется обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет бюджетные и внебюджетные средства, самостоятельный баланс, смету, лицевые счета в финансовом отделе пос. Орловского Ростовской области по бюджетным средствам и внебюджетным средствам, бланки со своим наименованием, гербовую печать установленного образца.
Основными целями и задачами МБОУ ОСОШ №3 в соответствии с Уставом являются:
1. Создание условий для получения общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней;
2. Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
3. Осуществление воспитательно-образовательного процесса на принципах непрерывности уровневой и профильной дифференциации в соответствии с реализуемыми гимназическими образовательными программами и государственными стандартами;
4. Создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося, сохранения и укрепления его духовного и физического здоровья;
5. Формирование личности, способной к непрерывному образованию, к активному творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;
6. Формирование у обучающихся потребностей к саморазвитию, подготовке их к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук;
7. Создание финансовых, материально-технических условий для организации образовательного процесса, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Для достижения поставленных целей МБОУ ОСОШ №3: разрабатывает, принимает, реализует образовательные программы с учётом государственных стандартов на уровнях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; самостоятельно организует образовательный процесс.
МБОУ ОСОШ № 3 п. Орловского Ростовской области реализует следующие образовательные программы:
— общеобразовательные программы начального общего образования (1-4 классы);
— общеобразовательные программы основного общего образования (5-9 классы);
— общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (10-11 классы).
В школе 21 класс комплекта, в которых обучается 525 учащихся. Из них: первых классов — 3, вторых классов — 3, третьих классов — 3 пятых классов — 2, шестых классов — 2, седьмых классов — 2, восьмых классов — 2, девятых классов — 2, десятых классов — 1, одиннадцатых классов — 1.
Функции управленческой деятельности школы в организации работы с кадрами осуществляется администрацией в лице:
Директор школы — Кушнарёва М.М.
Зам. директора по учебно-воспитательной работе — Белозёрова С.П.
Зам. директора по воспитательной работе — Ломакина И.В.
Зам. директора по административно-хозяйственной работе — Бондарь О.А.
Главный бухгалтер — Ивченко О.С.
Бухгалтер — Лесных В.М.
Школа укомплектована педагогическими работниками и обслуживающим персоналом. В школе имеются следующие специальности: педагог-психолог, педагог по физическому воспитанию, учитель по ИЗО и художественному труду, преподаватель истории, педагог преподаватели математики, физики, химии, географии, русского языка, информатики, английского языка, ОБЖ, и дополнительного образования.
Количество, площадь и оборудование учебных кабинетов соответствуют профилю и наполняемости классов-комплектов. Для занятий физической культурой есть большой и малый спортзалы, оборудованные спортивным инвентарем, что позволяет проводить работу по общей физической подготовке обучающихся и работу различных спортивных секций на современном уровне. На школьной территории размещены баскетбольная площадка, гандбольное поле с асфальтовым покрытием и футбольное с грунтовым покрытием. Для проведения внеклассных и общешкольных мероприятий в школе имеется актовый зал с мультимедийным оборудованием, рассчитанный на 100 зрителей. В школе работает медицинский кабинет. Школьная столовая обеспечена 70 посадочными местами. В помещении столовой имеются стенды, где размещена информация о графике питания обучающихся в школьной столовой, графике дежурства учителей в столовой, меню на каждый день.
Содержательное наполнение учебного плана школы способствует становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной, профессиональной жизнедеятельности. На данный момент практически все учебные кабинеты оснащены мультимедийными комплектами интерактивная доска + компьютер + проектор, имеется компьютерный класс для уроков информатики, который оснащен 14 компьютерами, соединенными в локальную сеть и подключенными к сети Интернет. Собрана видеотека по учебным предметам, компьютерные программы по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, истории, географии, технологии, а также обучающие программы для начальной школы. 100 % учителей школы в своей учебно-воспитательной деятельности используют современные инновационные технологии, в том числе и информационные технологии.
Обучающиеся школы ежегодно принимают участие в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, предметных чемпионатах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и включены в районный банк данных «Одаренные дети».
Структура персонала МБОУ ОСОШ №3 представлена на рисунке ниже.
Рис. 1 Структура персонала МБОУ ОСОШ №3
В МБОУ ОСОШ №3 пос. Орловского работа кадрового отдела не является автоматизированной. Все операции выполняются вручную, что ведет к большому количеству ошибок, значительным временным и финансовым затратам.
Основные обязанности работников школы заключаются в следующем:
Сотрудники школы обязаны:
Строго выполнять обязанности, возложенные на них Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, положениями и должностными инструкциями.
Соблюдать дисциплину труда — вовремя приходить на работу, соблюдать установленную продолжительность рабочего времени, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации.
Всемерно стремиться к повышению качества выполняемой работы, строго соблюдать исполнительскую дисциплину, постоянно проявлять творческую инициативу, направленную, на достижение высоких результатов труда.
Соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производительной санитарии, гигиены, противопожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов.
Экономно расходовать материалы, топливо и электроэнергию, воспитывать у учащихся бережное отношение к школьному имуществу.
Основные показатели деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 по состоянию на 01.04.2015 г. представлены ниже.
Таблица 1
Показатели Единица измерения
1. Образовательная деятельность
2. Общая численность учащихся 525 чел.
3. Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования 222 чел.
4. Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования 255 чел.
5. Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования 48 чел.
В соответствии с данными таблицы 1 общая численность учащихся составляет 525 чел., что является средним показателем в части образовательной деятельности школы.
1.2 Анализ существующих программных средств автоматизации управления персоналом
На российском рынке существует достаточно много программных продуктов, автоматизирующих процесс управления персоналом:
Широкое распространение получил продукт компании АиТ — комплекс «Управление персоналом», который обладает расширенными функциональными возможностями и является продуктом высококачественного проектирования и разработки. Это современное автоматизированное решение, обеспечивающее эффективную и удобную работу всех служб, занятых в управлении персоналом.
Отличительной особенностью комплекса является наиболее мощный из существующих на российском рынке программного обеспечения программный модуль расчета с персоналом. Он поддерживает самые сложные системы расчета заработной платы с работниками, позволяет произвести начисления по большому числу действующих на предприятиях коэффициентов и надбавок.
Продукт регулярно пополняется новыми возможностями и является самым динамично развивающимся комплексом из его аналогов. Программный комплекс «АиТ:\Управление персоналом» постоянно модернизируется в соответствии с последними изменениями российского законодательства, также принимаются во внимание предложения и пожелания наших пользователей. Большинство изменений и дополнений направлены на сокращение времени, затрачиваемого на ввод и обработку информации, повышения простоты работы, сокращения числа монотонных операций и получение ожидаемых результатов.
Использование программного комплекса позволяет:
— повысить эффективность работы предприятия за счет правильной расстановки кадров;
— сократить время принятия управленческих решений и контролировать их исполнение;
— снизить затраты и произвести их полный учет на управление персоналом;
— заметно снизить трудоемкость работ;
— автоматизировать кадровый документооборот и подготовку внешней и внутренней отчетности;
— повысить производительность труда и исполнительскую дисциплину.
— Преимущества программного комплекса «АиТ:\Управление персоналом»:
— обеспечение согласованной работы субъектов управления персоналом, исключение возможных противоречий и дублирования функций;
— возможность консолидации данных о сотрудниках при многоуровневой и территориально распределенной структуре предприятия, передача сведений при любом качестве каналов связи и даже при их отсутствии;
— возможность выбора состава программного комплекса исходя из специфики того или иного предприятия и конкретного рабочего места;
— настройка системы в соответствии со спецификой предприятия, адаптивность системы к любой организационной структуре, отсутствие ограничений по численности персонала;
— автоматический ввод массовых данных;
— полная адаптация к российскому законодательству.
Электронные архивы, предполагающие надежное бессрочное хранение информации.
Интеграция с финансовыми системами и системами управления производством, поддерживающая непрерывность деловых процессов, позволяя в полном объеме использовать информационные ресурсы предприятия.
Данный программный продукт позволяет эффективно управлять процессом организации кадрового учета и внедрен в большинстве коммерческих структур и организаций, менее реже в образовательных учреждениях, в т.ч. на уровне муниципальных среднеобразовательных школ.
Кроме того, на рынке представлен программный комплекс Global-HRM.
Global-HRM и Global-Salary — комплексная автоматизация управления персоналом и расчета заработной платы.
Модуль Global-HRM, входящий в программный комплекс ERP-системы Global, — это современный программный продукт, призванный решать задачи в области управления человеческими ресурсами, как на крупных производственных предприятиях. Обладая большим количеством параметров настройки и высокой адаптивностью, модуль позволяет автоматизировать процессы, характерные и для традиционного кадрового учета и для самых последних технологий HR-менеджмента.
Модуль позволяет работать с организационными структурами любой сложности, различными видами и категориями персонала, автоматически формировать необходимые документы (приказы, отчеты, формы учетных документов, трудовые договоры и др.), оперативно получать обрабатывать информацию, поступающую из всех подразделений и филиалов (в т. ч. удаленных территориально), входящих в состав организации. В рамках единого информационного пространства ERP-системы Global данный модуль передает все необходимые данные о сотрудниках в контуры расчета заработной платы, бухгалтерии, регистрации платежей. Использование Global-HRM позволяет значительно повысить качество и производительность труда сотрудников, освобождая их от рутинных операций, снижая вероятность ненамеренных ошибок и позволяя оперативно получать доступ к необходимой информации. Для автоматизации расчета заработной платы и учета отработанного времени в состав программного комплекса Global входит модуль Global-Salary . Данный модуль предназначен для решения всего комплекса задач, связанных с расчётом заработной платы и налогов. Обладая большим количеством параметров настройки, модуль позволяет моделировать и рассчитывать компенсационные схемы любой степени сложности. В составе информационной системы Global данный модуль позволяет автоматически формировать бухгалтерские проводки и регистрировать платежи, связанные с начислением и выплатой заработной платы и связанных с ней налогов. Уникальная методика построения алгоритмов расчёта позволяет максимально сократить время и ресурсы, затрачиваемые на вычисления, при этом не ограничивая гибкости настроек модуля.
Пользователи отмечают современный, удобный в работе, визуально понятный интерфейс программного комплекса Global, который, без сомнения, выделяет его среди большинства представленных на рынке аналогичных программных продуктов.
Данный программный продукт позволяет эффективно управлять процессом организации кадрового учета и внедрен в большинстве коммерческих структур и организаций, менее реже в образовательных учреждениях, в т.ч. на уровне муниципальных среднеобразовательных школ.
Широкое применение в муниципальных сферах получила распространение программа «Парус», модуль «Управление персоналом и штатное расписание».
Конфигурация «Управление персоналом и штатное расписание» — прикладное решение нового поколения, предназначенное для реализации кадровой политики предприятия и денежных расчетов с персоналом по следующим направлениям:
— планирование потребностей в персонале;
— решение задач обеспечения бизнеса кадрами — подбор, анкетирование и оценка;
— управление компетенциями и аттестация работников;
— управление финансовой мотивацией персонала;
— эффективное планирование занятости персонала;
— учет кадров и анализ кадрового состава;
— расчет заработной платы персонала;
— исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
— отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия.
Предметная область, автоматизируемая конфигурацией «Управление персоналом и штатное расписание», поясняется следующей схемой.
Конфигурация позволяет вести учет в единой информационной базе от имени нескольких организаций — юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые с точки зрения организации бизнеса составляют единое предприятие.
В конфигурации параллельно ведутся два вида учета: управленческий и регламентированный. Управленческий учет ведется по предприятию в целом, а регламентированный учет ведется отдельно для каждой организации.
Конфигурация «Управление персоналом и штатное расписание» позволяет повысить эффективность кадровой политики предприятия. Конфигурация будет полезна для всех участников, прямо или косвенно с ней взаимодействующих. Руководство будет иметь полный контроль за происходящим, задавать структуру предприятия и составляющих его организаций, анализировать кадровый состав, принимать управленческие решения на основе полной и достоверной информации.
Работники предприятия будут уверены в том, что в любой момент смогут быстро получить необходимые им справки, сведения о своем отпуске, данные персонифицированного учета в Пенсионный фонд и т.д.
Представление регламентированной отчетности в государственные органы станет гораздо менее трудоемким процессом. Особенно это касается персонифицированных сведений для Пенсионного фонда.
Программное обеспечение, уже имеющееся в МБОУ ОСОШ №3 пос. Орловского Ростовской области, позволяет практически без затрат автоматизировать процесс начислении заработной платы персоналу, используя типовую конфигурацию, входящую в состав программных продуктов системы Парус, модуль «Заработная плата», однако системы автоматизированного управления персоналом в школе отсутствуют.
Создание оригинальных конфигураций позволяет решать с помощью «Парус» самые разнообразные задачи по автоматизации экономической деятельности.
Программные продукты системы «Парус» содержат разнообразные средства для связи с другими программами и аппаратными средствами.
Таким образом, наиболее удобное и выгодное в финансовом плане решение — создание модуля на платформе «Парус».
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Информационное обеспечение задачи автоматизации процесса управления персоналом
Основная цель управлением развития персонала с точки зрения организации — повышение эффективности (максимизация) результатов использования персонала посредством реализации поставленных организацией целей, улучшения производственного потенциала коллектива и социально-психологического климата. В Программе развития рассматривается формирование и изучение карьерного потенциала работника заключается в определении путей служебного роста работника, удовлетворяющих потребность организации в кадрах в нужное время. Таким образом, мы можем представить этапы управления профессиональным развитием сотрудников следующим образом (рис. 2.).
Рис. 2. Этапы управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом организации.
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям организации и обеспечивающей соответствие требованиям, предъявляемым рабочим местом к способностям работника.
Профессиональное обучение также содействует общему умственному развитию индивидуума, расширяет его круг общения, кругозор и укрепляет уверенность в себе. Основным средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение — процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Профессиональное обучение — процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей организации в развитии кадров, т.е. обнаружение несоответствия между профессиональными знаниями, умениями, навыками, которыми должен обладать персонал компании для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями, умениями, навыками, которыми он обладает на самом деле. Поэтому установление потребностей каждого отдельного работника в профессиональном развитии требует общих усилий менеджмента персонала, самого сотрудника и его непосредственного руководителя. Обе стороны видят этот вопрос, обусловливаемый ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.
Каждая из сторон должна понимать, как складываются потребности организации в развитии персонала в условиях современной модели образования.
Стандартными методами выявления потребностей в профессиональном развитии сотрудников являются оценка персонала и разработка плана развития сотрудника как профессионала, как личности. Такие планы пошаговой инструкции развития персонала организации становятся программой развития персонала организации. Программа устанавливает цели развития сотрудника-профессионала, бюджет и возможности их достижения.
Согласования между образовательной моделью в школе и структурой ее управления — условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления школы положены Закон РФ «Об образовании», Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность, придать педагогическому процессу целостность, и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новомодульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.
Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
— полный охват направлений работы;
— координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
— адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших; использование в управлении школой современных информационных технологий; оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
В основе программы развития заложены следующие принципы развития образования:
Принцип научности.
Обновление содержания образования должно осуществляться при опоре на фундамент науки, т.е. идея научности должна пронизывать школьный образовательный процесс на всех его уровнях. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.
Принцип целостности означает единую стратегию скоординированного развития всех частей системы образования. Это достигается на основе баланса интересов участников образовательного процесса.
Принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе.
Принцип культуросообразности предполагает, что образовательный процесс основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип преемственности означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. В свете требований непрерывного образования ни один уровень обучения не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного увеличения знаний, овладения новыми умениями и навыками, должна пересекаться с горизонтальными структурами, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними.
Принцип вариативности предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы и основывается на диагностике различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценке существующих образовательных программ, их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявлении потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, разработке и осуществлении принципов комплектования классов, групп учащихся.
Прин……..