Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ5
1.1 Цель, задачи, источники аудита расчетов с дебиторами и кредиторами5
1.2 Планирование и существенность при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами9
1.3 Методология проведения аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами14
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ЗАО «УРАЛМЕДЬ»18
2.1 Характеристика предприятия18
2.2 План и программа аудиторской проверки с дебиторами и кредиторами21
2.3 Нарушения, выявленные в ходе аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК36
ПРИЛОЖЕНИЯ37
Выдержка из текста работы
В процессе финансово — хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.
Обязательства по расчетам между дебиторами и кредиторами, их правовые взаимоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ (часть 2). Внутренние расчеты организации регулируются «Порядком ведения кассовых операций в РФ» Инструкция ЦБРФ от 04.10.93 г. №18 и Положением ЦБРФ от 12.04.2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»
От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет состояние внешних расчетных операций.
Целью аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетам (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Кузбассэнерго».
Предмет исследования – организация аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ОАО «Кузбассэнерго».
Целью курсовой работы является исследование аудита учета операций с с дебиторами и кредиторами на ОАО «Кузбассэнерго», а также разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений в ходе проверки.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть иисточники для информации при аудите операций по учету с расчетов дебиторами и кредиторами;
— ознакомиться с существенностью в аудите и оценке аудиторского риска
— исследовать порядок проведения аудиторской проверки с дебиторами и кредиторами;
— провести аудиторскую проверку по движению денежных средств в ОАО «Кузбассэнерго»;
— разработать рекомендации по устранению выявленных ошибок при проведении аудиторской проверки и предложения по усовершенствованию бухгалтерского учета в ОАО «Кузбассэнерго».
1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
1.1 Цель, задачи, источники аудита расчетов с дебиторами и кредиторами
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:
• подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
• проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
• контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
• выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Задача аудитора состоит:
— в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
— в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
— в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.
При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
В целом, при проверке правильности расчетных операций следует обратить особое внимание на следующее:
на правильность оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;
на наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;
правильное отражение сумм НДС в регистрах бухгалтерского учета;
на полноту оприходования и правильность списания полученных ценностей.
Создать службу внутреннего аудита — контрольного органа внутри фирмы. Внутренний аудит должен осуществлять не главный бухгалтер или бухгалтерия, а специальный профессиональный аудиторский орган (отдел или управление), руководитель которого подчиняется управляющему фирмы (директору) или годовому собранию участников. Служба внутреннего аудита должна проводить финансовые проверки на самой фирме. Главная цель системы внутреннего аудита — повышение эффективности работы фирмы, укрепление ее финансового состояния.
Составить должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью.
Например, определить ответственность по конкретным исполнителям за: правильностью оформления и составления первичных учетных документов (накладные, счета-фактуры) по отпуску и поступлению готовой продукции и других материальных ценностей на склад;
отражением в договорах и соблюдением юридических и правовых норм договорных обязательств;
отражением в договорах и соблюдением финансово-экономических обязательств сторон;
С целью исключения искажения формирования себестоимости продукции в отдельных отчетных периодах налогообложения необходимо разработать четкий документооборот. Это приведет к своевременному отражению финансово-хозяйственных операций по расчетам с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете предприятия.
Для того, чтобы исключить совершение случайных или умышленных ошибок и нарушений, необходимо четко распределить обязанности, ответственность (с определением границ ответственности), что позволит определить результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей, ограничивает возможность злоупотреблений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)
2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: издательство «Дело и сервис», 2002 г. – 464 с.
3. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2003.
4. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.
5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — Москва, 2004.
6. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзалин 2002г.
7. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. Эффективное пособие по практическому аудиту. — Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2004 г.
8. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: «Приор», 2004.
9. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту . М., «Инфра-М», 2001.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2003.
11. Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор 2002 №3 стр. 23-28
12. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор 2001 №9 стр. 21-24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа проверки расчетов с поставщиками и покупателями
№ п\п Содержание Источники информации Приемы проверки
1. Наличие и правильность оформления договоров на приобретение ТМЦ Договора, письма, счета-фактуры и приходные ордера Прослеживание, подтверждение
2. Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ Прослеживание, подтверждение
3. Проверка правильности изъятия поставщиками НДС Счета-фактуры, инструкции по НДС Пересчет
4. Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры Счета-фактуры, регистры бухучета Прослеживание
5. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам Сканирование и подтверждение
6. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов Аналитические данные по счету 60 Сканирование
7. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами Счета, приходные акты, накладные, данные складского учета Выборочная проверка, сопоставление
8. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов Регистры бухучета, счета, платежные поручения Сканирование, прослеживание
Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками
Приложение 2
№ п\п Содержание Источники информации Приемы проверки
1. Наличие и правильность оформления договоров на реализацию ТМЦ Договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера Прослеживание, подтверждение
2. Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры Счета-фактуры, регистры бухучета Прослеживание
3. Проверка реальности дебиторской задолженности Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам Сканирование и подтверждение
4. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов Аналитические данные по счету 62 Сканирование
5. Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц Счета, расходные акты, накладные, данные складского учета Выборочная проверка, сопоставление
6. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов Регистры бухучета, счета, платежные поручения Сканирование, прослеживание