Содержание
Введение3
Глава 1. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников5
1.1. Понятие аттестации5
1.2. Анализ нормативных правовых актов, посвященных аттестации10
Глава 2. Аттестация отдельных категорий работников18
2.1. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации18
2.2. Порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению21
Заключение24
Список источников и литературы26
Выдержка из текста работы
Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период. Очень важно понимать, что при оценке (аттестации) происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник – стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше/меньше соответствует стандарту работы, чем другой.
Аттестация призвана не только решать вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и осуществлять подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.
К сожалению, практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что зачастую они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.
Целью данного исследования является рассмотрения понятия и значения аттестации работников.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
— раскрыть понятие аттестации;
— провести анализ нормативных правовых актов, посвященных аттестации;
— рассмотреть аттестацию государственных гражданских служащих Российской Федерации;
— охарактеризовать порядок аттестации специалистов по таможенному оформлению.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
В первой главе ”Аттестация как одна из форм определения квалификации работников” дается понятие аттестации, а также проводится анализ нормативных актов, регулирующие проведение аттестации.
Во второй главе “Аттестация отдельных категорий работников” рассмотрен порядок проведения аттестации на примере государственных гражданских служащих и специалистов по таможенному оформлению.
Глава 1. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников
1.1. Понятие аттестации……………
Заключение
Регулярная оценка производственных компетенций сотрудника (далее — аттестация) — базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в компании. В процессе аттестации персонала мы проводим инвентаризацию бизнес-компетенций, необходимых компании для достижения бизнес-результата. Если у данного сотрудника есть необходимые для данного рабочего места компетенции — он получает соответствующий оклад, если они «подросли», оклад тоже может «подрасти». Если же у сотрудника недостаточно компетенций, то его можно подучить (формируется программа по обучению и развитию) или же заменить (формируется план по найму). Те сотрудники, что «накопили» значительно больше компетенций, чем необходимо на их сегодняшнем рабочем месте, в результате аттестации получают наивысшую оценку и становятся кандидатами в кадровый резерв.
Таким образом, благодаря аттестации мы можем планировать обучение и найм персонала, создавать кадровый резерв и объективно изменять оклады сотрудников.
Но самое главное в аттестации — это не организационные решения и выводы по сотруднику. Самое главное — это живое общение непосредственного руководителя с сотрудником, то есть специальная беседа, обоснованная фактами производственного поведения, проведенная с учетом корпоративных бизнес-компетенций. Цель этой беседы — сообщить сотруднику, что он делает на работе хорошо, а что плохо. И суть этой беседы — не поставить точки над i, a мотивировать сотрудника на улучшение своего производственного поведения, раскрыть его производственный (личностный и профессиональный) потенциал. К сожалению, большинству российских руководителей проведение таких мотивационных бесед даже во сне не снится.
Аттестация проводится в отношении работников, уже состоящих в трудовых правоотношениях. Но впоследствии выявленное несоответствие может повлиять на продолжение или прекращение трудового правоотношения. Поэтому нормы, связанные с подготовкой и проведением аттестации, необходимо совершенствовать в целях усиления гарантий трудовых прав работников и защиты их от возможных злоупотреблений со стороны работодателей, которые в свою очередь должны в полном объеме исполнять предъявленные к ним требования.
Поскольку ни один из действующих нормативных актов Российской Федерации по аттестации не содержит полного перечня категорий работников, не подлежащих аттестации, такой перечень необходимо разработать. Представляется, что аттестации не должны подвергаться:
— работники, не проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев;
— беременные женщины;
— женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
— молодые специалисты в период срока обязательной работы в соответствии с договором о целевой контрактной подготовке специалистов;
— одинокие матери или одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до 14лет;
— работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов детства до достижения ими возраста 18 лет;
— работники, обучающиеся без отрыва от производства на двух последних курсах в высших учебных заведениях по тому профилю деятельности, по которому проводится аттестация.
В целом квалификация — показатель возможностей работника.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215
4. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 6. Ст. 437
5. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 (в ред. постановления Правительства от 7 октября 1996 г.) // СЗРФ. — 1993. — N 46. — Ст.4456.
6. Приказ ГТК РФ от 6 февраля 2004 г. N 160 «Об утверждении Порядка аттестации специалистов по таможенному оформлению» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 15 марта 2004. N 11
7. Зайцева О.Б. Заключение аттестации как основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя по Трудовому кодексу РФ // Трудовое право. — 2003. — N 4.
8. Курилов В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. — М., 1981.
9. Мелешко Х.Т. Правовые проблемы аттестации рабочих и служащих. Минск., 1990.
10. Орловский Ю.П. Правовое регулирование подготовки и расстановки кадров. — М., 1983.
11. Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. М., 1989.
12. Скрипник К.Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. — М., 2000.
13. Хныкин Г. Аттестация работников: нормативные акты и практика их применения // Трудовое право. — 1999. — N 4.