Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ6
1.1 Теоретические аспекты управления кризисными территориями6
1.2 Основные направления разработки антикризисного управления муниципальными образованиями8
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. ПОДОЛЬСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ17
2.1 Анализ бюджета города Подольска17
2.2 Оценка финансовой устойчивости местного бюджета города Подольска26
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В Г. ПОДОЛЬСКЕ30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ38
ПРИЛОЖЕНИЕ41
Выдержка из текста работы
Глубокий социально-экономический кризис, в котором оказалась Россия в конце прошлого века, так или иначе затронул все территории страны, однако глубина кризисных явлений и скорость выхода из кризиса для разных территорий оказались разными. Естественно предположить, что органы местного самоуправления, обладая значительными материальными, финансовыми, организационными, информационными и другими ресурсами, оказывали существенное влияние на способы реализации государственной антикризисной политики на их территории.
Одной из специфических особенностей системы муниципального управления в условиях рыночной экономики является двойственная роль органов местного самоуправления в хозяйственных процессах. С одной стороны, они являются крупными собственниками и активными участниками хозяйственных отношений, с другой стороны, обладая властными полномочиями, они имеют возможность непосредственно регулировать эти отношения путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Такое положение требует обоснования научных подходов к пониманию сущности и природы кризисных явлений, к определению места и роли антикризисного управления в системе управления территорией. В первую очередь, необходимо выяснить, какие макроэкономические параметры сигнализируют о возможности развития кризисной ситуации, с тем, чтобы иметь возможность своевременно разработать эффективную антикризисную стратегию и сгладить негативные моменты циклического развития экономики, обеспечив экономический рост.
Экономические кризисы связывают с определенной фазой цикла производства (кризис, депрессия, оживление, подъем), во время которой происходит насильственное восстановление нарушенных пропорций воспроизводства. Кризисы проявляются в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовых сферах и др. Экономические кризисы носят временный характер и повторяются периодически. муниципальный кризис экономика
Внешними факторами, определяющими нестабильность функционирования экономических систем, являются:
·параметры спроса, включая такие его характеристики, как величина спроса, требования покупателей к качеству товаров и услуг, эластичность спроса по цене и по доходу, ценовые ожидания, характеристики целевых сегментов локальных рынков;
·параметры факторов производства: конъюнктура рынков материальных, сырьевых, трудовых, финансовых ресурсов, средств производства, степень коммерциализации и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
·параметры, оценивающие состояние предприятий поставщиков и потребителей, родственных и поддерживающих отраслей, подверженных риску: изменение потенциала (в т.ч. инновационного), производственной и социальной инфраструктуры;
·параметры конкурентной среды: внутриотраслевое соперничество, конкуренция со стороны товаров-заменителей;
·система государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, таможенная политика, меры регулирования цен и рынка, государственная антикризисная стратегия;
·случайные явления: форс-мажорные обстоятельства, изменения демографической ситуации, научно-технические прорывы, внешняя политика иностранных государств (кризисы, введение мер нетарифного регулирования и др.).
·Изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в четырех направлениях:
·участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории;
·участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления (банкротства) муниципальных предприятий;
·участие органов местного самоуправления в процедурах антикризисного управления муниципальными организациями;
·антикризисное управление муниципальным образованием как единым хозяйственно-территориальным комплексом.
Первое и второе направления с разной степенью глубины отражены в действующем законодательстве: уполномоченными органами проводится мониторинг крупных и социально и экономически значимых предприятий; банкротству градообразующих организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий посвящены специальные главы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». При банкротстве муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества должника, что также нашло свое отражение в законодательстве о банкротстве и об унитарных предприятиях. Третье и четвертое направления в настоящее время являются наименее исследованными и методически проработанными. Для понимания сущности антикризисного управления территорией необходимо выявить особенности проявления территориальных кризисов, учитывая сложившуюся систему разграничения полномочий между региональными и муниципальными органами власти, систему межбюджетных отношений и новую модель организации местного самоуправления.
Сформулируем принципы антикризисного управления территорией.
1.Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).
2.Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации. Антикризисные управляющие должны обладать более высоким уровнем квалификации по сравнению с управляющими в обычных условиях с тем, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие территории.
.Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система антикризисного управления развитием территории рассматривается как сложная социально-экономическая система и построена как совокупность функциональных, обеспечивающих и предметных подсистем (подсистемы антикризисного управления собственностью, жилищно-коммунальным хозяйством, градообразующими предприятиями, социальной сферой и др.), поэтому необходимо постоянно анализировать политические, социальные, экономические, финансовые, экологические, правовые, техногенные и другие факторы, которые влияют на каждую из этих подсистем и в совокупности обеспечивают устойчивое развитие территории.
.Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности и разноплановости процесса антикризисного управления муниципальным образованием необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них — обеспечению текущих платежей.
.Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают различные варианты управленческих решений. Очевидно, что одним из критериев должен стать бюджетный эффект — разница между доходами, полученными по результатам антикризисной программы, и расходами на ее разработку и реализацию.
Каждое из описанных выше направлений формирования современной системы антикризисного управления территорией, безусловно, требует более детальной проработки и уточнения, однако единый концептуальный подход к построению муниципальной системы антикризисного управления на основе единой методологии позволит обеспечить эффективное управление кризисными территориями и создать предпосылки для их устойчивого развития в будущем.