Выдержка из текста работы
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же управление. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях. Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множе¬ство проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платой» способного спроса населения и предприятий-потребителей.
Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работни¬ков службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбыто¬вой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают перехо¬дить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производ¬ственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию.
Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освое-ние новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоя-тельно).
Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельно¬сти предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Следовательно, определяется актуальность рассматриваемой темы исследования.
Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недос¬татков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.
Цель работы рассмотреть формирование целей организации на ЗАО «Магнум».
Предмет исследования: формирование целей организации на ЗАО «Магнум».
Объект исследования: ЗАО «Магнум».
Задачи исследования:
1. Провести анализ целевого подхода к управлению на примере ЗАО «Магнум»;
2. Рассмотреть преимущества и недостатки целевого подхода управлением ЗАО «Магнум»;
3. Разработать рекомендации по целевому подходу управлениея ЗАО «Магнум».
В работе использованы методы сравнения, сопоставления, группировки.
Исследование проведено на основе учебных литературных источников, периодической литературы, фактической информации предприятия.
Глава 1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Успешное развитие национальной экономики в большей степени зависит от эффективного управления, которое осуществляют специальным образом подготовленные люди путем постановки целей и разработки способов их достижения.
То есть менеджмент есть профессиональная деятельность, предполагающая определенные умения по управлению людьми. Осуществляя процесс управления, менеджер обеспечивает эффективное использование всех видов ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В теории менеджмента выделяют определенные принципы управления, к которым относятся:
— оптимальное сочетание централизации и свободы в принятии решений управлении;
— сочетание прав обязанностей и ответственности;
— единства команды; демократизации управления;
— обратной связи; социальной ответственности; лояльности к персоналу;
— инновационности;
— развития персонала.
Менеджмент в переводе с английского языка означает – руководство, управление. Под этим термином понимают различные явления:
– Социально-экономический институт, влияющий на развитие общества;
– Совокупность лиц, занятых управлением организации;
– Профессию;
– Научную дисциплину, изучающую аспекты управления людьми.
Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19 и 20 веков и прошел ряд этапов:
– Классический (тейлоризм: Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан Гилбрет, Генри Форд и администрирование: Харрингтон Эмерсон, Анри Файоль, Макс Вебер);
– Этап школы человеческих отношений (Джордж Майо, Мэри Фоллет, );
– Количественный и научный этап (деятельность ученых в сфере программирования, математического и статистического анализа, кибернетики, теории систем);
– Этап развития поведенческих наук (Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор, Девид Макклеланд);
– Современный этап, который знаменуется стратегическим менеджментов (Питер Друкер, Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен, Бенгт Карлоф).
Современность российского менеджмента к тому же переживает большие перемены, связанные с социально-экономическими реформами проводимыми в стране в последние пятнадцать лет.
Новая управленческая парадигма стала формироваться в результате проведения либеральных экономических реформ, начиная с 1985 года. Ее основными положениями стали:
1) Децентрализация системы управления на основе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство регулирует спрос и предложение на макро уровне и не вмешивается в хозяйственную деятельность на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен;
2) Передача полномочий государства в регионы и на уровень муниципалитетов, что упрощает систему управления народным хозяйством страны и увеличивает оперативность принимаемых решений;
3) Сочетание рыночных и государственных методов управления в отношении государственных предприятий, к которым относятся как предприятия монополисты, предприятия оборонного комплекса, так и организации, обеспечивающие развитие государства в целом и его социальную политику;
4) Предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам всех форм собственности, что способствует их маркетинговой ориентации, расширяет возможности связей (в том числе и внешнеэкономических), дает возможность стратегически развиваться каждой организации;
5) Формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей коммуникационные связи между хозяйствующими субъектами.
Развитие управленческой науки в перспективе будет проходить под воздействием общемировых тенденций, факторами которой выступают измерения управления для сопоставления деятельности хозяйствующих субъектов, способ соединения человека со средствами труда, развития продукта управленческого труда и развитие культуры человека.
Первый фактор. Если в настоящее время управленческая наука дает нам возможность сравнивать наша предприятие с другими, чтобы мы могли стремиться стать похожими на лучшие предприятия, то, как утверждают специалисты, в 21 веке управление будет основано на том, чтобы стать непохожими на других. То есть важным будет не соответствовать стандартам управления в бизнесе, а создавать свои, опережающие те, что действуют в других организациях.
Второй фактор: соединение человека со средствами производства. Управление ранее строилось на отношениях между людьми при кустарном производстве. На мануфактуре человек был подчинен операциям, процедурам, схемам. В фабричном производстве – был придатком машины и конвейера.
В век роботизации уже человек управляет машинами и возникает проблема творчества в труде, изменяется подход к управлению.
Появление сети Интернет в корне изменило отношение между людьми, общающимися через систему компьютеров, появилась проблема информационной совместимости, утечки информации, заражения вирусом.
Следствием последних перемен станет ослабление эмоционального фона, изменится расстановка сил в организации, характеризуемая влиянием на ее деятельность субъектов целеполагания (собственников, менеджеров, работников, сторонних сил).
Третий фактор – продукт. Прежде человек обрабатывал то, что давала организации природа. В век маркетинга производится то, что хочет потребитель (даже если этого нет в природе). Одним их основных продуктов последнего времени стала информация, управлением производства которой занято огромное число людей. В будущем, вероятно, будут преобладать продукты, направленные на сохранение здоровья человека и продление его жизни, что неминуемо отразиться на менеджменте.
Четвертый фактор – это культура. В перспективе может остро стать вопрос об управлении разнообразием национальных управленческих культур. Попытки совместить лучшие моменты управленческой культуры японского и американского менеджмента и создать нечто совершенное не увенчались успехом в силу стойкого сохранения культурных ценностей в психике человека. Кроме того, разнообразие культур позволяет прогнозировать больший эффект от развития национальных школ менеджмента, как и разнообразие любой системы.
Известно, что смешанная экономика имеет своей материальной основой многосекторную систему хозяйства, главным признаком которой является плюрализм форм собственности. В этой связи поддержание определенного баланса между различными формами собственности, позволяющими их хозяйствующим субъектам наиболее успешным образом конкурировать друг с другом, является одной из важных задач современного государства.
Там, где государство выполняет только функции регулирования, его воздействие на экономические процессы внешне менее эффективны, по сравнению с прямым управлением.
Это касается выполнения рекомендаций экономических прогнозов; соблюдения «правил игры» в рыночной системе хозяйствования; выполнение налоговых обязательств и требований, предусмотренных таможенными правилами, и т.д.
Определяющим в данной ситуации становится то, что государство уже не может навязать собственнику, «что производить и сколько, как производить и для кого», поскольку последний ориентируется не на директивы государства, а на ценовые сигналы, которые подает собственнику рынок. Тем не менее, участие государства в развитии экономики велико и, как видно из фрагмента структурной схемы, изображенной на рис. 1, описание функций государства может охватывать все стороны деятельности граждан и юридических лиц.
Пособия
Льготы Заповедники Здравоохране ние Средства
связи Юридических лиц
Субсидии
Освобождения
Парки
Правопорядок
Лицензирова ние
Физических лиц
Рис. 1. Фрагмент структурной схемы функций государства
Выяснение меры в соотношении рыночного и государственного регулирования хозяйственных процессов в смешанной экономике отнюдь не исключает их тесного единства, взаимообусловленности и переплетения. Высшей формой такой диалектической взаимосвязи выступают взаимопереходы одной формы регулирования в другую. Так, государственные предприятия находятся под непосредственным влиянием частного сектора, а государство создает условия для функционирования конкурентно-рыночного механизма, стимулируя научно-технический и социально-экономический прогресс с помощью, прежде всего инструментов кредитно-финансовой политики.
В свою очередь и государство многолико в своих обязанностях и правах по отношению к экономике и обществу в целом. И, несмотря на то, что доля государственной собственности составляет только треть всех активов страны, доля государственных расходов по отношению к ВВП составляет около половины. Если же учесть все виды льгот и другие формы поддержки населения и предприятий, применяемые административные ограничения на федеральном и местном уровнях, то окажется, что государство присутствует едва ли не всюду.
В связи с этим следует уточнить функции государства, которые оно выполняет в экономической жизни страны как политик, хозяин, собственник и гарант.
Прежде всего, как субъект политической власти, государство декларирует цели и задачи хозяйственного развития страны, его основные приоритеты и те «правила игры», по которым должны функционировать все участники хозяйственной деятельности в системе рыночных отношений.
Как субъект хозяйственной деятельности государство представлено Министерством экономики и его отраслевыми органами, решающими оперативно-хозяйственные задачи по обеспечению структурной перестройки экономики, поддержке предпринимательства, проведению научно-технической и инвестиционной политики, участию в международном разделении труда, внешнеэкономическим связям и т.п. Государство накладывает ограничения на правомочия собственников как путем контроля (например, в отношении участников рынка ценных бумаг — ограничения прав собственников на осуществление эмиссий акций и строгая регламентация их проведения; регистрация участников рынка ценных бумаг и лицензирование деятельности на указанном рынке; обязательное проведение аудита и т.д.), так и путем непосредственного вмешательства государства в права собственника (например, национализация отдельных предприятий и даже целых отраслей).
И, наконец, функция гаранта, в качестве которого выступает государство, закрепляет за ним функции обеспечения национальной, военной и экономической безопасности и решения задач по сбалансированию общественных интересов посредством защиты принципа социальной справедливости, прав и обязанностей граждан. Таких сфер три: регулирование рынка, восполнение недостатков рыночной системы и перераспределение доходов в пользу малоимущих.
Регулирование рынка включает контроль работы правовых институтов, обеспечивающих функционирование рыночного механизма. Для этого правительство ведает судебной системой, обеспечивающей выполнение таких законов, как закон о правах частной собственности; закон о свободной конкуренции; закон, запрещающий деятельность монополистических союзов и объединений; закон об интеллектуальной собственности и охране коммерческой тайны; законы, регулирующие функционирование денежно-кредитной системы и др. Без этих законов и государственного контроля над их исполнением рыночная экономика превратилась бы в бессильную и «дикую» стихию товарно-денежных отношений.
И рынок, и государство, взятые в отдельности, несовершенны, но их сочетание компенсирует недостаток одного и другого. Рассмотрим две проблемы, порождаемые рынком.
Первая проблема — нечеткость прав собственности у агентов рыночных отношений, что приводит к появлению целого ряда внешних издержек (экстерналий), как положительных, так и отрицательных. Отрицательные экстерналии — это «безнаказанные» формы нанесения ущерба одним агентом отношений другому, влекущие за собой финансовые последствия (штрафы, например) за причиненный ущерб.
Примерами могут служить загрязнения окружающей среды (ничейной), отрицательно сказывающиеся на здоровье людей и условиях производства, что требует от государства принятия законов об охране окружающей среды и контроля за их соблюдением.
Положительные экстерналии связаны с благоприятным внешним эффектом. Так, государство субсидирует фундаментальные научные исследования, реализуя тем самым право ученого на самостоятельное, свободное занятие наукой. Открытие ученого в области фундаментальных наук, как правило, не может быть оценено по его реальной значимости. Эта значимость важна теоретически, а на практике проявляется (или нет) только с течением времени. Другими словами, рынок не стимулирует фундаментальные исследования, поскольку ученые не могут немедленно воспользоваться результатами своих открытий. Авторские права ученого должны быть защищены системой государственного патентного права.
Таким образом, и отрицательные, и положительные экстерналии, будучи порождением несовершенства рыночных механизмов (собственности, ценообразования, защиты авторских прав), требуют государственного регулирования.
Вторая проблема, вырастающая также из несоверш…
**************************************************************