Содержание
Содержание
Введение3
Раздел 1. Теоретические аспекты управления качеством5
1.1. Особенности управления качеством продукции5
1.2. Системы менеджмента качества7
Раздел 2. Практические аспекты управления качеством на российских предприятиях16
2.1. Системы управления качеством в советской промышленности16
2.2. Современные тенденции управление качеством в России19
2.3. Проблемы и перспективы внедрения международных стандартов ISO 14000 на российских предприятиях26
Заключение31
Список литературы33
Выдержка из текста работы
В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях Запада разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание, обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Объект исследования — предприятие ООО «Водяной».
Предмет исследования – система управления в условиях TQM.
Цель работы – изучить управление качеством в России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отечественный опыт управления качеством
2. Выявить особенности управления качеством за рубежом.
4. Дать краткую характеристику предприятия ООО «Водяной».
5. Проанализировать управление качеством условиях TQM.
Теоретической основой исследования являются труды как российских, так и зарубежных ученых в области менеджмента, управления качеством, и других дисциплин. В частности, использованы исследования таких ученых, как Т.Ю. Базарова, О.С. Виханского, А.Я Кибанова, В.Л. Полукарпова, Н.П. Терешиной, И.Ф. Шишкина, В.Е. Швец и т.д.
В процессе работы применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение литературных и иных источников, посвященных проблемам персонала, особенностям кадрового менеджмента, теории и практики управления персоналом и др.; анализ существующих методов оценки и практики их применения.
1. Анализ управления качеством в России и за рубежом, теоретический аспект
1.1 Отечественный опыт управления качеством
Основные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Исходя из этого, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля, как процесса, так и результатов деятельности по качеству. Такое емкое толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле. Разумеется, формы, и способы этого управления были совершенно другими и за тысячелетия претерпели многочисленные видоизменения и переоценку ценностей …
Заключение
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу.
Система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации. При этом легче и безболезненнее проходит процесс внедрения нововведений на предприятии: за счет использования постановки системы менеджмента качества, как «легенды изменений» при проведении реорганизации предприятия достигается существенное снижение сопротивления изменениям со стороны персонала. Неформальный подход к внедрению систем менеджмента качества, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных специалистов в области качества помогают предприятиям максимально полно использовать возможности. Политика управления персоналом играет ведущую роль в любой эффективной стратегии TQM. В то же время сама система комплексного управления качеством предъявляет определенные требования к процедуре отбора персонала.
Стратегия комплексного управления качеством и процедура отбора должны быть взаимосвязаны, и эти связи должны быть четко выражены на каждой стадии отбора. Политика управления персоналом играет ведущую роль в любой эффективной стратегии TQM. В то же время сама система комплексного управления качеством предъявляет определенные требования к процедуре отбора персонала. Стратегия комплексного управления качеством и процедура отбора должны быть взаимосвязаны, и эти связи должны быть четко выражены на каждой стадии отбора.
Из анализа, проведенного в работе можно выделить как сильные, так и слабые стороны системы управления персоналом ООО «Водяной». Так, к первым относятся, высокий профессионализм части управленцев, специалистов; желание (отдельной части персонала руководства) изменить ситуацию к лучшему; система повышения квалификации персонала; умение и опыт начальников производственных цехов считаться с рыночными требованиями; терпимость персонала к трудностям, доверие к первому руководителю; проведение стипендиальной программы, которая предполагает привлечение молодых специалистов к производственной и управленческой деятельности; увеличение расходов на развитие персонала; наличие социальной политики. Сильные стороны в совокупности с возможностями могут привести к различным вариантам развития системы управления персонала.
Но, несмотря на, сильные стороны, компания имеет и слабые стороны, которые приводят к проблемам в эффективности системы мотивации персонала. К ним можно отнести: «старение» кадров, отсутствие преемственности; низкий уровень производительности труда персонала, исполнительской дисциплины, мотивации; дефицит квалифицированных кадров рабочих, ИТР; слабость организации и управления производством, неравномерная загрузка производственных подразделений; низкая степень взаимодействия подразделений; отсутствие отдельной службы управления персоналом и др.
Таким образом, на примере ООО «Водяной» мы определили необходимость совершенствование системы управления персонала организации в условиях TQM, пришли к выводу, что главная задача системы управления персонала организации в условиях TQM, заключается в том, чтобы обеспечить предприятию стабильное положение и аккумулировать его ресурсы для выполнения стратегических планов
Список использованной литературы
1. Басовский, Л. Е. Управление качеством: учебник: / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 212 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю.Базарова, Б.Еремина.- М.:ЮНИТИ, 2011. — 560с.
3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.Беляцкий, С.Велесько, П.Ройш — Мн.:Интерпрессервис, Экоперспектива, 2009. — 352с.
4. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие / С. А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 207 с.
5. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2011. — 450с.
6. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Феникс. 2010. — 255с.
7. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов.2010. — 2380с.
8. Комиссаров, Т.А. Управление человеческими ресурсами / Т.А.Комиссаров.- М.: «Дело», 2011. — 491с.
9. Полукарпов В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Л.Полукарпов. – М.:КНОРУС, 2011. — 386с.
10. Парфенов, Т. Японская модель управления человеческими ресурсами /Т.Парфенов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. — №2. — С.62-64
11. Мазур И. И. Управление качеством / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2011. – 400с.
12. Никифоров А. Д. Управление качеством / А. Д. Никифоров. – М.: Дрофа, 2011. – 720с.
13. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. – М.: Дело и Сервис. – 2011. – 4 55с.
14. Управление качеством / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос и др.; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448с.
15. Управление качеством. Под ред. Н.П. Терешиной. – М.: 2010. — 597с.
16. Управление качеством: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Михитарян и др.; Под ред. С. Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 334с.