Содержание
Введение3
1.Методы управления персоналом в современных условиях6
1.1.Понятие методов управления персоналом6
1.2.Анализ современных подходов к управлению персоналом7
2.Социально-психологические методы управления персоналом12
2.1. Сущность социально-психологических методов в управлении и их классификация12
2.2. Содержание социально-психологических методов управления коллектива13
Социологические методы управления14
Психологические методы управления19
2.3. Основные задачи менеджмента, решаемые при помощи социальной психологии28
Заключение31
Список литературы33
Выдержка из текста работы
Коренные экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют к специалистам в области психологии новые требования Перед психологами возникает необходимость углубления знаний о психических особенностях людей, занятых как в сфере индустрии, так и в организациях различного типа. В настоящее время главная задача практических психологов состоит в разработке новых концептуальных подходов и поиске путей обеспечения работоспособности и психического здоровья людей в условиях длительного экономического кризиса и политической нестабильности.
Социально-психологические исследования в области промышленности имеют глубокую историю. В Европе в конце XIX века подобную работу проводил известный немецкий социолог Макс Вебер. В США в начале XX века сложилась чикагская школа социологии и социальной психологии, которая в 193 0-е годы достигла расцвета благодаря знаменитым Хоторнским экспериментам Элтона Мейо. В России интерес к социально-психологическому обеспечению промышленного производства пробудился гораздо позже. В 1967 году вышла из печати монография «Человек и его работа» под редакцией А.Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В.А. Ядова. В ней впервые были представлены результаты конкретного социологического и социально-психологического исследования отношения к труду молодых рабочих Ленинграда. Эта книга дала толчок дальнейшим многочисленным исследованиям в области производства. Работу в данном направлении продолжила кафедра социальной психологии Ленинградского, а ныне Санкт-Петербургского государственного университета. Психологи провели серию социально-психологических исследований на отечественных предприятиях и в организациях по проблемам управления, аттестации кадров, социально-психологического климата, мотивации труда. Итоги их работы были обобщены в вышедшей в 1982 г. книге «Промышленная социальная психология» под редакцией Е.С. Кузьмина и А.Л. Свенцицкого.
Для эффективного управления развитием персонала необходимо знать процессы, происходящие в нем на данный момент. К основным методам управления персоналом относят: административные, экономические и социально-психологические. Административные методы ориентированны на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений, социальные потребности и т. д.).
Цель данной работы: определить методы социальной психологии, используемые в управлении.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать сущность социально-психологических методов в управлении и дать им классификацию;
2. дать характеристику методике осуществления социально-психологического исследования коллектива;
3. определить какие основные задачи менеджмента решаются при помощи социальной психологии.
Различные аспекты исследования проанализированы и обобщены в соответствии с планом работы по научным трудам видных отечественных ученых: Румянцевой 3.П., Саломатина Н.А., Акбердина Р.З., Виханского О.С., Наумова А.И., Герчиковой И.Н. и многих, многих других.
1.Методы управления персоналом в современных условиях
1.1.Понятие методов управления персоналом
Методы управления персоналом — совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию (влиянию) на персонал (как на работников, так и на трудовой коллектив в целом) с целью достижения конкретных результатов и координации их деятельности в процессе производства.
Методы управления персоналом. делятся на три группы:
• организационно-распорядительные (административные),
• экономические и
• социально-психологические.
Все виды методов органично связаны между собой.
К организационно-распорядительным (административным) методам относятся:
• формирование организационных структур органов управления,
• утверждение административных норм и нормативов,
• издание приказов и распоряжений,
• подбор и расстановка кадров,
• разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия,
• контроль за исполнением.
Экономические методы включают:
• технико-экономический анализ,
• технико-экономическое обоснование и планирование,
• материальное стимулирование,
• ценообразование,
• налоговую систему,
• утверждение экономических норм и нормативов.
В состав социально-психологических методов входят:
• социальный анализ в коллективе,
• социальное планирование,
• участие работников в управлении,
• социальное развитие коллектива,
• психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата),
• моральное стимулирование,
• развитие у работников инициативы и ответственности.
Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как
• осознанная необходимость дисциплины труда,
• чувство долга,
• стремление человека работать в определенной организации и т.п.
Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Экономические методы основаны на использовании экономического механизма; социально-психологические — на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).
1.2.Анализ современных подходов к управлению персоналом
Два подхода в управлении человеческими ресурсами
В этом направлении кадрового менеджмента можно выделить два подхода:
1) рационалистический — высокая степень адаптируемости фирмы к конкурентной среде обеспечивается гибкостью форм контрактации персонала, интенсификацией труда высококвалифицированных работников и участием работников в распределении прибылей;
2) гуманистический — ответственность за создание конкурентных преимуществ фирмы берут на себя сами работники, а их вовлеченность в дела корпорации достигается за счет таких факторов, как эффективная организационная коммуникация, высокая мотивация и гибкое руководство.
В этих двух подходах легко обнаружить их укорененность в предшествующих парадигмах — научной организации труда и человеческих отношений.
Традиционный (рационалистический) подход в управлении человеческими ресурсами исходит из того, что если компания инвестирует в кадры (совершенствует технологии отбора персонала, систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста, хорошо платит и заботится о нем), то она в праве требовать от своих работников лояльности и ответственного отношения к работе. По крайней мере, можно рассчитывать на то, что они не будут вступать в профсоюзы. Активная кадровая политика обеспечивается представительством руководителя кадровой службы в правлении компании и нацелена на удовлетворение потребностей компании в лояльной, устойчиво функционирующей и удовлетворенной своим положением рабочей силой. Такая кадровая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии и строится, в отличие от традиционных методов управления персоналом, не на подчинении работников воле работодателя (менеджера), а на взаимном учете интересов сторон и взаимной ответственности.
Возникший в США в начале 70-х годов неоплюралистический (гуманистический) подход в управлении человеческими ресурсами представляет собой известный компромисс между двумя направлениями кадрового менеджмента — управлением персоналом (парадигма человеческих отношений) и управлением человеческими ресурсами. Превращение работников в собственников предприятия переводит отношения «работодатель — наемный работник» на новый уровень. В отношения взаимной ответственности на этом уровне включаются также другие акционеры, органы государственной власти, потребители. Благодаря этому удовлетворение многих потребностей работников становится целью кадровой политики, а не средством к достижению других целей, как в остальных подходах в кадровом менеджменте. В свою очередь взаимная ответственность сторон обеспечивает растущую эффективность деятельности фирмы. Высокий уровень участия работников в проектировании рабочих мест и управлении качеством условий труда, выпускаемой продукции и (или) предоставляемых услуг — все это создает совершенно новую атмосферу на предприятии. Атмосферу сотрудничества, а не враждебности, которой еще недавно были проникнуты отношения …
**************************************************************