Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы регионального бюджета……………….5
1.1Определение понятия регионального бюджета и его места в бюджетной системе Российской Федерации………………………….5
Глава 2. Методы анализа бюджета…………………………………….….7
2.1 Цели и задачи бюджетного анализа……………………………….….7
2.2 Методы и инструментарий бюджетного анализа…………………….9
Глава 3. Анализ состава и структуры и динамики доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации. На примере Челябинской области…………………………………………………………………………….16
3.1 Горизонтальный и трендовый анализ бюджета Челябинской области……………………………………………………………………………16
3.1.1 Анализ доходов……………………………………………………..16
3.1.2 Анализ расходов……………………………………………………..18
3.2 Вертикальный анализ бюджета Челябинской области…………..…20
3.2.1 Анализ доходов……………………………………………………..20
3.2.2 Анализ расходов………………………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложения ………………………………………………………………30
Выдержка из текста работы
Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Расходы бюджетов представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны, уровня благосостояния населения, административно-территориального устройства государства, внутренней и внешней политики, приоритетов государства и т.д.
Расходы бюджета, являясь составной частью государственных расходов в целом, оказывают активное влияние на формирование экономического роста, приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизацию структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций, поэтому значимость и актуальность темы, которая будет рассмотрена в данной работе, очень велика.
Объектом исследования данной работы является федеральный бюджет Российской Федерации, в разрезе регионального бюджета по Челябинской области.
Предмет исследования — расходы бюджетов Челябинской области за период 2010-2014 годы.
Целью данной работы является изучение направления бюджетной политики в части расходов регионального бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить сущность и классификацию бюджетных расходов;
рассмотреть анализ состава и структуры расходов регионального бюджета;
изучить основные направления бюджетной политики в части расходов регионального бюджета.
В связи с указанными задачами, курсовая работа состоит из трех глав.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в уточнении теоретических основ формирования расходов бюджета субъектов РФ.
Практическая значимость состоит в том, что основные предложения и рекомендации по совершенствованию эффективности развития расходов бюджетов на региональном уровне позволят функционировать более продуктивно.
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический метод исследования литературы, сравнительный и аналитический методы, анализ монографий и статей, архивные данные, а также лекционные записи.
Глава 1. Сущность и классификация бюджетных расходов
1.1 Содержание и значение расходов бюджетов
Прежде чем начать рассматривать расходы бюджетов необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет.
В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т.е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.
Бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода в связи с образованием и использованием финансового ресурса, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет — есть экономическая категория, имеет силу закона и является финансовым планом государства на финансовый год.
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета; использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством, с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами — с другой.
Формирование расходов бюджета всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — содержание аппарата управления, ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, осуществление социально-культурных мероприятий, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов, обороноспособность страны.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы бюджетов обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. Качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их размер [7].
Расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.
Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Итак, основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
1.2 Классификация расходов бюджетов
Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов. Она дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Классификацию бюджетных расходов можно характеризовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят:
расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества. Государство при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.
В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета подразделяются на четыре большие группы:
расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
расходы на социально-культурные нужды;
военные расходы;
расходы на управление.
Основная масса ресурсов направляется на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивает выполнение экономической функции государства и только около трети бюджетных средств расходуется на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов бюджета является обще-принятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных средств.
В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета:
Экономическая классификация расходов бюджета, показывает их влияние на процесс расширенного воспроизводства. Классификация расходов по экономическому содержанию отражает группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают в себя следующие затраты: оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплату работ, услуг; обслуживание государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездное перечисление бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы.
Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; расходы на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Кроме того, капитальные затраты в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств и для их большей детализации выделяют 4 группы расходов: поступление нефинансовых активов; выбытие нефинансовых активов; поступление финансовых активов; выбытие финансовых активов.
2. Функциональная классификация расходов бюджета, отражает группировку расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых различными уровнями органов власти. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография;
9) здравоохранение;
10) социальная политика;
11) физическая культура и спорт;
12) средства массовой информации;
13) обслуживание государственного и муниципального долга;
14) межбюджетные трансферты общего характера.
Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.
3. Ведомственная классификация отражает распределение расходов бюджета по прямым получателям бюджетных ассигнований, и отражает ведомственную и отраслевую структуру управления в государстве. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. В составе главных распорядителей бюджетных средств значится более 90 названий министерств, ведомств и федеральных служб.
4. В соответствии с территориальной классификацией расходов в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются: расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов); расходы местных бюджетов (бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских и сельских поселений).
Структура расходов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, они могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; внешняя и внутренняя политика государства; особенности исторического развития государства; социально-экономические задачи; уровень благосостояния граждан; функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления. Также расходы государственного бюджета взаимосвязаны с его доходами. Данная взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию производственных и социальных процессов.
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и делать обоснованные выводы и предложения об использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Глава 2. Анализ состава и структуры расходов регионального бюджета
2.1 Понятие и назначение расходов региональных бюджетов
Расходы региональных бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Поступление средств из бюджетов благодаря их расходам — именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуется цели всей бюджетной деятельности.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Расходы бюджета субъекта федерации формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня). Определяющее направление деятельности региональных органов власти — это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно-обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам.
Формирование расходов региональных бюджетов РФ базируется на: единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.
2.2 Анализ состава и структуры расходов регионального бюджета на примере бюджета Челябинской области
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъектов Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Основные направления использования бюджетных средств субъектов РФ:
— обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
— обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
— проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
— формирование государственной собственности субъектов РФ;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
— оказание финансовой помощи местным бюджетам;
— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ.
Рассмотрим диаграмму (рисунок 1) расходов бюджета, отражающую исполнение бюджета Челябинской области за 2010 — 2014 гг.
Рисунок 1 — Динамика исполнения бюджета по Челябинской области
за 2010 — 2014 гг.
За последние годы в развитии бюджетной сферы были периоды: внешне успешного докризисного роста бюджета, затем кризисного спада, фактически больше напоминавшего обвал, пост кризисного восстановления бюджета. В 2012 году ввиду финансового кризиса наблюдалось уменьшение расходов бюджета, после 2012 года наблюдается общий подъем с 19,5% в 2013 году и с небольшим спадом в 2014 году. Данная тенденция обусловлена ростом цен на нефть и последующей активизацией нефтедобычи. В национальной бюджетной политике в ближайшее время последуют перемены, для регионов начинается новый период — развитие бюджетной сферы в условиях экономии бюджетных расходов, т.е. переориентация приоритетов расходов бюджета на гарантированное выполнение текущих обязательств бюджетной сферы. Для анализа состава и структуры бюджета Челябинской области приведем диаграмму (рисунок 2), демонстрирующие данные показатели.
Рисунок 2 — Структура расходов бюджета Челябинской области
за 2010 — 2014 гг.
Исполнение бюджета Челябинской области по расходам за 2010 год составило 97,2% от плановых показателей или 22940,9 млн. руб. Удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов бюджета составил 22,5%: образование — 2 621,2 млн. руб.; социальная политика — 3 424,1 млн. руб.; здравоохранение и спорт — 7 470,75 млн. руб. (11,9%); культура, кинематография, СМИ — 606,7 млн. руб. В первоочередном порядке бюджетные средства направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, подготовку образовательных учреждений области к новому учебному году, обеспечение гарантий социальной защиты населения области.
Расходы экономического блока — на дорожное, жилищно-коммунальное, сельское, лесное хозяйство, транспорт и охрану окружающей среды — составили 9 354,7 млн. руб. или 14,9% в расходах области. Из них средства на развитие дорожного хозяйства, транспорта — 4 426,8 млн. руб., поддержку сельского хозяйства и рыболовства — 2 750,2 млн. руб.
Доля межбюджетных трансфертов в расходах областного бюджета составила 55,5%. Средства были направлены на финансовое обеспечение областных целевых программ, в том числе на реализацию национальных проектов — из них на софинансирование расходов по строительству, реконструкции и содержанию муниципальных дорог, по строительству муниципальных объектов.
Расходы областного бюджета за 2011 год составили 29158,9 млн. руб., по сравнению с 2010 годом объем расходов увеличился на 32%, что объясняется началом реализации антикризисных мер.
Расходы на поддержку экономики области (11 159,9 млн. рублей) выросли на 21,9% по отношению к предыдущему году за счет увеличения расходов: на поддержку сельскохозяйственного производства — 3 368,5 млн. руб. (рост 122 %); строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения — 5 873,4 млн. руб. (рост 136%). Расходы на развитие жилищно-коммунального хозяйства увеличились в 11,5 раз — до 1 425,2 млн. руб. в основном за счет направления средств федерального бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья.
Около 16 412,5 млн. руб. расходов бюджета области составило финансирование социально-культурной сферы: по отраслям социальная политика, здравоохранение, образование, культура, спорт. Их рост к уровню 2010 года составил 16,2% в основном за счет: повышения заработной платы бюджетникам; реализации областного закона о ветеранах; расходов на оказание социальной поддержки населения; оказания помощи гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг; расходов на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений.
Почти 57,4% расходов областного бюджета или 47 711,9 млн. руб. в 2011 году передано муниципальным образованиям в виде межбюджетных трансфертов. Общая сумма трансфертов выросла по сравнению с 2010 годом на 36,7%.
В 2011 году из областного бюджета финансировалась 21 областная программа. Большая часть финансовых ресурсов в рамках программ направлена на: капитальный ремонт многоквартирных домов в Челябинской области; реализацию областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»; развитие агропромышленного комплекса; развитие дошкольного образования; реализацию нацпроекта «Здоровье».
Исполнение расходной части бюджет в 2012 году осуществлялось в режиме жесткой экономии, основная цель бюджетной политики области заключалась в обеспечении бесперебойной работы бюджетной сферы и сохранении стабильности финансовой системы.
В целом объем расходов бюджета области сократился в сравнении с предыдущим годом на 16,1% и составил 28471,1 млн. руб. Комплекс антикризисных мер был направлен на обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств перед населением путем укрепления доходов, экономии и оптимизации бюджетных расходов. Расходование средств осуществлялось в первую очередь по приоритетным направлениям, определенным бюджетами — заработная плата и социальные выплаты гражданам. По остальным направлениям финансирование осуществлялось только при наличии достаточного поступления доходов.
Сохранены в полном объеме и профинансированы не только социальные выплаты гражданам, предусмотренные федеральным законодательством, но и меры поддержки, которые установлены по инициативе области. В их числе: поддержка ветеранов труда Челябинской области, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной Войны, инвалидов и многодетных семей.
Одним из основных направлений экономии стали расходы на содержание органов власти и национальную безопасность, в целях выполнения всех социально значимых обязательств эти расходы были сокращены на 22,3% и 36,5%.
Более половины расходов областного бюджета в 2012 году это межбюджетные трансферты (60,2%). Политика межбюджетных отношений в 2012 году была направлена на сохранение финансовой устойчивости и обеспечение сбалансированности местных бюджетов для выполнения первоочередных обязательств перед населением. Их объем составил 41 985,5 млн. руб., а по сравнению с 2011 годом они уменьшились на 12%. В сфере поддержки экономики средства областного бюджета расходовались в основном для выполнения условий федеральных органов власти по софинансированию целевых программ. В условиях ограниченности ресурсов в основном уменьшена помощь на дорожное хозяйство, капитальное строительство, ремонт и приобретение основных средств.
2013 год стал для финансового состояния области намного более благополучным, чем 2012 год. Экономика восстанавливалась достаточно быстрыми темпами, что позволило значительно увеличить наполняемость областной казны.
Общий объем расходов областного бюджета за 2013 год, по сравнению с 2012 годом, увеличился на 19,6% и составил 30 479,8 млн. рублей. Более половины этой суммы (60,9%) передано в виде трансфертов муниципалитетам. Такой рост межбюджетных трансфертов объясняется существенным повышением пенсий в 2013 году. При этом можно заметить, что практически по всем направлениям (за исключением ЖКХ) расходы увеличились.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность увеличились по сравнению с предыдущим годом на 20%, до 3 217,1 млн. руб., а также на общегосударственные вопросы на 36,9% до 2 189,3 млн. руб.
На обеспечение деятельности областных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта и реализацию областных мероприятий в этих сферах направлено 16 706,5 млн. рублей с приростом 15%. В полном объеме обеспечены все социальные выплаты населению и установленные меры социальной поддержки. Всего на расходы в сфере социальной политики направлено 6 865,3 млн. руб. бюджетных средств с приростом к 2012 году 16,1%. Обеспечены социальные выплаты безработным, реализован комплекс мероприятий по трудоустройству граждан. Значительные средства направлены муниципалитетам на выплату зарплаты учителям и обеспечение учебного процесса в школах.
В здравоохранение и развитие спорта направлено 5 857,5 млн. руб. В результате обеспечено стабильное функционирование системы здравоохранения области: предоставление льготного лекарственного обеспечения; закупки высокотехнологичного медицинского оборудования и ремонты помещений; профинансированы новые направления расходов.
Расходы областного бюджета по национальной экономике составили 10 380,75 млн. руб. или 12,5%, за счет объема государственной поддержки сельского хозяйства. Эти ресурсы позволили сельхозтоваропроизводителям частично восполнить потери, причиненные засухой, полностью подготовиться к посевной, увеличить продуктивность животноводства и в целом сохранить положительную динамику развития отрасли. Работы по ремонту, содержанию и строительству областных дорог профинансированы в сумме 2 млрд. 525,5 млн. руб. Всего на дороги области, с учетом финансовой помощи городам и районам, направлено 7 661,2 млн. руб. с ростом к 2012 году в 3 раза. Завершено строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске, ПЭТ-центра в Магнитогорске, новых помещений для медицинских учреждений области. Продолжено возведение школ, спортивных комплексов в городах области, метро в Челябинске.
Цифры бюджета 2014 года практически повторяют показатели бюджета 2011 года. Это говорит о том, что имеющееся оздоровление экономики планомерно приводит к тому, что доходная база бюджета области постепенно восполняется. Расходы областного бюджета на 2014 год сформированы исходя из расширения программно-целевых методов их осуществления в целях повышения эффективности и результативности бюджетной системы, перехода на новые механизмы финансирования бюджетных учреждений для повышения качества и доступности бюджетных услуг и последовательного сокращения дефицита.
Бюджет Челябинской области за 2014 год по расходам был исполнен на 75,3% от запланированного на год объема расходов. Расходы бюджета за 2014 год составили 64 450,5 млн. руб. Значительная часть бюджетных расходов сконцентрирована на реализации трех национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье».
Большой удельный вес в структуре расходов бюджета области составили расходы по социальной политике 21,3% , в размере 13 729,9 млн. руб. По сравнению с 2013 годом они увеличились почти в 2 раза, в основном за счет увеличения пенсий и расходов по социальным выплатам: предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла; субсидии на приобретение жилья для бюджетников; дотации муниципалитетам на оплату расходов за топливно-энергетические ресурсы; помощь малоимущим семьям; ежемесячные детские пособия; совершенствование системы социального обслуживания.
Существенно возросло финансирование национальной экономики — результат того, что экономические показатели в регионе демонстрируют устойчивый рост. Расходы по национальной экономике исполнены на 122,6% от плановых назначений и составляют 9 563,7 млн. руб. Из областного бюджета выделены средства на финансирование строительства насосной станции второго подъема и резервуаров чистой воды на очистных сооружениях водопровода города Челябинска. Расходы на дорожное хозяйство составили 4 390,9 млн. руб. или 60,6% от плановых назначений, по сравнению с 2013 годом они повысились на 73,9%. Также бюджетные средства пошли на дополнительные средства на развитие животноводства, растениеводства и приобретение сельхозтехники.
По расходам на образование отмечается ежегодное увеличение расходов бюджета. Они за 2014 год составили 10 968,98 млн. руб., что в 3,4 раза больше с предыдущим 2013 годом. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях.
Финансирование мероприятий по жилищно-коммунальному хозяйству за 2014 год составило 1 732,6 млн. руб. или 69,7% к годовым плановым назначениям. Средства направлены на модернизацию и техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры, включая строительство и ремонт дорог.
В наибольшей степени были профинансированы расходы на общегосударственные вопросы, охрану окружающей среды, физическую культуру и спорт. Наименьшие значения были зафиксированы по финансированию расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, культуру и кинематографию, межбюджетные трансферты.
Межбюджетные расходы за 2014 год года составили 13 664,65 млн. руб., что на 73,1% меньше по сравнению с прошлым годом. Большая часть средств — это целевые перечисления на реализацию государственных полномочий и решение вопросов местного уровня. При сохранении социальной составляющей областного бюджета значительно усиливается инвестиционная направленность расходов с целью повышения роли бюджета в стимулировании экономического роста.
Глава 3. Основные направления бюджетной политики в части расходов регионального бюджета
3.1 Основные проблемы современного развития расходов бюджетов Российской Федерации
Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в организацию муниципальных финансов и еще больше обострил имеющиеся проблемы и противоречия в этой сфере. Расширение кризиса негативно повлияло в первую очередь не на федеральный бюджет, а на региональные и местные бюджеты. Это и снижение поступлений от налога на прибыль организаций, рост безработицы, влекущий за собой сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, являющегося основной составляющей доходов региональных и местных бюджетов. Поэтому важнейшая задача в настоящее время — обеспечение достаточного финансового наполнения бюджетов для выполнения расходных обязательств не только государства, но, в первую очередь, расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, т.к. он является экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты.
За федеральным, региональным и местными уровнями власти закреплены собственные полномочия и обязанности. Однако вышестоящие уровни оказывают значительное влияние и могут самым непосредственным образом контролировать фискальные решения нижестоящих уровней, давая указания, на что им расходовать средства, и устанавливая ограничения на расходы, а, также устанавливая, сколько доходов будут иметь нижестоящие бюджеты и, соответственно, сколько средств они могут потратить.
Ограничения и постановления вышестоящих уровней, а также обязательные социальные платежи, которые местные бюджеты должны оплачивать определенным категориям населения, ограничивают фискальную автономию регионов и муниципалитетов и ограничивают их способность строить свои бюджеты в соответствии с потребностями и финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. В итоге получается, что федеральные органы в значительной мере формируют бюджеты регионов, а регионы, в свою очередь, формируют местные бюджеты. Основное внимание при формировании расходов бюджета уделяется количественным характеристикам, а не качественным. Основной финансовой проблемой муниципальных образований до настоящего времени остается недостаток собственных средств.
Муниципальные образования области сильно отличаются друг от друга по географическим признакам, по уровню экономического развития, по демографическим показателям. Чтобы все муниципальные образования смогли удовлетворить потребности своего населения, они должны пользоваться как можно большей свободой в принятии решений по использованию бюджетных ресурсов. Расчет минимального бюджета по широкому кругу статей расходов ограничивает эту свободу.
От года к году идет увеличение расходов по всем статьям, но в то, же время в области расходов бюджета до сих пор имеет место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Необходимо организовать на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.
Расходы местных бюджетов необходимо направлять на создание благоприятных условий для деятельности предпринимателей и увеличения тем самым доходной базы бюджета. Деятельность предпринимателей может быть направлена на выполнение тех задач, которые сегодня решаются средствами муниципальных предприятий и за счет муниципального бюджета. Обязательства органов местного самоуправления перед гражданами должны реализовываться посредством механизмов муниципальных заказов и целевых бюджетных программ.
Задача бюджета при системе бюджетирования, ориентированного на результат, заключается в установлении приоритетов расходов, предоставлении простора для оперативного управления, создании стимулов для экономии средств, тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами муниципальной политики. Расходы привязываются к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов через расчеты их результативности. Основным становится программный метод планирования.
Таким образом, бюджетирование, ориентированное на результат — это метод планирования, исполнения и контроля над исполнением бюджета. Он позволит муниципальным образованиям прекратить практику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития муниципального образования.
3.2 Предложения по совершенствованию эффективности развития расходов бюджетов на региональном уровне
Основной целью функционирования органов самоуправления является создание оптимальных условий для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования. Успешное финансовое обеспечение задач и функций местного управления всецело зависит от местного бюджета — формы образования и расходования фонда денежных средств. Исходя из этого, возникает необходимость поиска альтернативных финансовых инструментов. Такие финансовые инструменты в сложившихся условиях могут быть в основном ориентированы на внутренний финансовый рынок и целевые средства, в том числе бюджетные.
Одним из средств достижения этих целей является совершенствование механизма управления бюджетными ресурсами, при этом составной частью такого механизма можно назвать управление муниципальным заказом. Актуальность данной задачи обусловлена необходимостью эффективного расходования бюджетных средств, обеспечения прозрачности действий органов местного самоуправления при размещении и исполнении муниципального заказа для всех заинтересованных лиц, построения честных и открытых отношений между муниципальной властью и бизнесом.
Размещение заказов на конкурсной основе позволяет достигнуть значительной экономии бюджетных средств. В целом система муниципального заказа направлена на повышение эффективности закупок, поскольку выбирается наиболее оптимальное соотношение цены и качества, с учетом приоритетных потребностей города в развитии жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Необходимо сокращать дефицит бюджетной системы при возросших расходах социального характера, поэтому единственной возможностью обеспечения государственных услуг в нужном объёме, а также поддержки устойчивого экономического роста является повышение эффективности государственных расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения продуктивных — при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов (к продуктивным относятся расходы, способствующие экономическому росту, такие как инвестиции в инфраструктуру, в человеческий потенциал).
Основными задачами в области расходов можно считать следующее:
1) дальнейшее использование консервативного сценария функционирования экономики города Челябинска при планировании доходов бюджетов;
2) повышения качества налогового администрирования;
3) повышения эффективности предоставления муниципальных услуг;
4) постепенного перехода к «программному» бюджету в соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов, одобренной Правительством Российской Федерации;
5) оптимизации расходов посредством четкого определения приоритетов использования бюджетных средств и установления муниципального задания на оказание услуг;
6) продолжить доведение лимитов бюджетных обязательств и параметров кассового плана до главных распорядителей бюджетных средств, обеспечивающих реальную сбалансированность бюджета и отсутствия кассовых разрывов в рамках исполнения бюджета по установленным приоритетным направлениям;
7) создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на местном уровне с системой мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом;
8) повышение эффективности использования муниципальной собственности, земли и недвижимости;
9) создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;
10) обеспечение динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности.
Необходимо принимать меры для повышения эффективности бюджетных расходов по всем направлениям, в том числе перейти от формального к фактическому использованию принципов бюджетирования по результатам, систем стимулирующей оплаты труда, принципов программно-целевого планирования расходов и контроля над результатами. Надо обеспечить согласованность мер, предпринимаемых в смежных секторах экономики и в рамках различных программ, межведомственную координацию; пересмотреть принципы и подходы к предоставлению социальной поддержки с целью повышения адресности помощи населению; активно проводить намеченные структурные реформы в сфере здравоохранения, образования и других областях; разработать систему оценки эффективности бюджетных расходов, как на региональном, так и местном уровне; создать максимальную прозрачность бюджетных расходов как при принятии решений об их распределении, так и в процессе отчетности и контроля над результатами.
Базовая задача состоит в активизации всех факторов, обеспечивающих условия для роста валового муниципального продукта, устойчивого повышения жизненного уровня граждан, сбалансированного решения узловых проблем города. Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития должно быть обеспечено согласованными действиями всех звеньев городской системы управления в соответствии с установленными приоритетами.
Заключние
На основании рассмотренных в курсовой работе вопросов можно сделать выводы, что бюджет является частью финансов и можно его выделить в отдельную экономическую категорию. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.
Аккумулируя с помощью государственного бюджета, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Следовательно, расходы бюджетов обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
Расходы бюджетов сформированы исходя из программно-целевых методов их осуществления в целях повышения эффективности и результативности бюджетной системы, перехода на новые механизмы финансирования бюджетных учреждений для повышения качества и доступности бюджетных услуг и последовательного сокращения дефицита. Принятые программы направлены на достижение приоритетных целей социально-экономического развития города и, прежде всего, на улучшение городской среды, системы жизнеобеспечения населения, формирование благоприятного социального климата, а в целом — на улучшение качества жизни горожан.
Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными: на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, на содействие накоплению физического и человеческого капитала.
Во второй главе курсовой работы, на основе практических материалов, проведен анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов бюджетов Челябинской области за последние 5 лет. В третьей главе проанализированы проблемы и предложения по развитию расходов бюджета.
Необходима радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей.
Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
Задачи выполнены, цель достигнута.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 03.08.1998 № 31. ст. 3823;
Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система; Юрайт — , 2011. — 782 c.
Вахрин, П.И.; Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» -, 2013. — 669 c.
Изабакаров И. Г., Ниналалова Ф. И. Бюджетная система Российской Федерации; Вузовский учебник, Инфра-М — , 2013. — 272 c.
Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров; М.: АИО Огонек — Москва, 2013. — 302 c.
Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: учебное пособие. — М.: Магистр: ИНФРА — М, 2015. — 448 с.;
Финансы: учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА — М, 2010;
Финансы: учебник/ под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2012. — 636 с.;
Финансы учебник для студентов/ под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 735 с.;
Журнал «Экономист» № 4 2014/ Повышение эффективности — основная задача бюджетной политики// Лебединская Е. (http://www.eeg.ru/pages/26);
Газета «Южноуральская панорама» №86 от 14.05.10;
Газета «Южноуральская панорама» спецвыпуск №15 от 16.06.11;
Приложение А
Структура расходов бюджета г.Челябинска за 2010-2014 гг.
Приложение Б
Динамика расходов бюджета г. Челябинска за 2010-2014 гг.
График исполнения бюджета г. Челябинска по расходам
за 2010-2014 гг.
Размещено на