Содержание
Содержание
Введение3
Раздел 1. Характеристика объекта анализа-фирмы5
Раздел 2. Анализ внешней среды организации10
Раздел 3. Анализ внутренней среды организации13
Раздел 4. Определение миссии фирмы15
Раздел 5. Построение «дерева целей»16
Раздел 6. Проектирование структуры управления организации17
Раздел 7. Разработка концепции организационной культуры20
Раздел 8. Мотивация труда24
Заключение28
Список литературы29
Выдержка из текста работы
В современной России значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается с каждым днём. Конечно, до тех позиций, которые были завоёваны образовательным уровнем в советский период ещё далеко, но всё же положительная тенденция уже имеется. 2010 год — этот год официально объявлен годом учителя, что ещё раз подтверждает важнейшее значение образования для нашего государства сегодня.
Главная цель государственной политики в сфере образования — это реализация таких мер (программ, проектов), которые бы способствовали гармоническому развитию личности, формированию активной гражданской позиции, расширению кругозора и интересов, сплочению молодёжи и развитию их самостоятельности и т.д. Всё выше перечисленное, естественно должно закладываться не моментно, а на всём протяжении процесса обучения. Вследствие этого, особую важность приобретает получение среднего образования (т.к. этот процесс занимает наибольшую долю от общего периода обучения в жизни человека — 10 лет).
Нередко на уровень преподавания в школах оказывают влияние абсолютно несвязанные с образованием проблемы. Несовершенство структуры управления в школах, отсутствие эффективных коммуникационных каналов, отсутствие эффективных механизмов стимулирования — всё это негативно сказывается на образовательном процессе. Именно поэтому совершенствование в системе управления средних общеобразовательных школах является очень важным в современных условия.
Для того, чтобы более глубоко понять существующие проблемы, в данной курсовой работе мною будет рассмотрена система управления персоналом в средней общеобразовательной школе №1 г. Порхова.
Школа № 1 — это передовое образовательное учреждение г. Порхова. Именно здесь успешно, на протяжении многих лет, реализовывались и реализуются самые инновационные образовательные программы. Школа и её воспитанники неоднократно удостаивались различных наград областного и всероссийского уровня. Более того, школа № 1 является победителем в национальном проекте «Образование» и носит звание «Лучшего образовательного учреждения области».
Мне кажется, что именно на примере таких средних общеобразовательных учреждений стоит искать ответы на многие существующие вопросы. Именно этому и будет посвящена эта курсовая работа.
Объект исследования — МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Предмет исследования — особенности системы управления персоналом и учебным процессом в средней общеобразовательной школе №1.
Цель работы — анализ системы управления персоналом в средней общеобразовательной школе №1 г. Порхова, разработка мероприятий по совершенствованию системы управления образованием.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1) Выявление теоретических особенностей управления системой образования в России;
2) Рассмотрение структуры управления образованием в Порховском районе;
3) Изучение Устава школы № 1, с целью выявления основных целей и задач, решаемых в образовательном процессе;
4) Анализ структуры управления персоналом;
5) Анализ системы коммуникационных взаимодействий в коллективе;
6) Выявление бюрократических особенностей в структуре управления организацией;
7) Выявление проблем и разработка путей их решения.
Работа состоит из трёх глав: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления системой образования в России. Вторая глава посвящена анализу системы управления персоналом в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1». Третья глава — это основополагающие проблемы и пути их решения.
ГЛАВА I Теоретические аспекты управления системой образования в России
1.1 Содержание понятия «система образования»
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию [10, стр. 32]:
1) Указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
2) Понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
Под системой понимается «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [10, стр. 33].
Среди многих видов социальных систем выделяют педагогические системы. «По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер» [10, стр. 34]. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы.
Многие видные ученые посвятили свои работы системному подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система» [10, стр. 33]:
1) Множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании;
2) Определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям;
3) Выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство. В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;
4) Любой процесс, проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями. Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум и т.д., в составе которых подразделяются административная, хозяйственная и др. подсистемы.
Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [10, стр. 34]. Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека» [10, стр. 35].
В рамках системного подхода образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие — подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.
Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, школа как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.
«Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе. Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ» [10, стр. 35].
Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы — главное условие его существования. Развитие и саморазвитие — это, в основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании — следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ и так далее.
Известно, что элементы всякой педагогической системы могут быть системами низших порядков. Для образовательного процесса как системы характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами.
«Структура, или организация, системы — важнейшее условие ее существования и столь же необходимый признак» [9, стр. 9]. К образовательному процессу как педагогической системе это положение относится самым непосредственным образом, так как бессмысленно вообще говорить о ее наличии без взаимодействия реальных людей, в реальных условиях среднего учебного заведения, учебных занятий и тому подобных.
«Образовательный процесс как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы — это просто ее части, компоненты, а атрибуты — это свойства объектов системы. Отношения — это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае — это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом» [13, стр. 111].
Наличие двух и более типов связи — также важнейший признак, характеристика, условие существования образовательного процесса как деятельной системы.
Целостность — это важнейшее условие существования образовательного процесса как педагогической системы, главное его свойство и главный признак. Нарушение целостности приводит к распаду вообще деятельностной системы как таковой. Свойство целостности обусловливает взаимосвязь, взаимовлияние, взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов педагогической системы в целом.
Таким образом, «образовательный процесс, как деятельная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенствованию при условии четкой, научной организации управления им и наоборот, — проявляет склонность к деградации при отсутствии или плохой организации управления этим процессом» [13, стр. 112]. Никакого человека в принципе ничему научить нельзя, если он того сам не захочет. «Управлять познавательным и самообразовательным процессом — это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования организации и контроля процесса в целом» [13, стр. 112] .
1.2 Современные подходы и методы управления системой образования
В наступившем XXI веке происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и педагогические технологии, новые современные педаг……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007 год — 64 с.;
2. Федеральный законно «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
4. Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Порхова» от 25.01.2006 года (ГРН 2.066030004962);
5. Бабосов Е. М. Социология управления: учебное пособие для студентов ВУЗов. — 4-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 288 с.;
6. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.;
7. Иванов А. В., Коробов Н. Г. Муниципальный менеджмент: учебное пособие: СПб: Питер, 2003 — 338 с.;
8. Кукушин В. С. Психология делового общения: учебное пособие: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010 — 364 с.;
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 704 с.;
10. Поршнева А. Г., Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Управление оргнизацией: учебник: М.: — ИНФРА, 2002 — 344 с.;
11. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: учебное пособие для ВУЗов: СПб: Питер, 2000 — 416 с;
12. Удальцова М. В. Социология управления: учебное пособие. — М.: ИНФРА_М, Новосибирск: НГАЭиУ, 200 — 144 с.
13. Ушаков А. В. Управление персоналом в школе// «Финансы и кредит», 2006 — 228;
14. Ушаков А. В. Управление персоналом в школе/// «Финансы и кредит», 2008 — 294;
15. http//:www.edu-personal.ru/ — управление персоналом в образовательных учреждениях.