Выдержка из текста работы
Социальная политика является неотъемлемой частью общей политики любого государства, залогом любых экономических достижений страны. Успехи Азербайджана являются наглядным тому подтверждением. Страна не смогла бы развиваться без проведения сильной социальной политики, так как основной целью всех осуществляемых реформ и мер по развитию является благополучие и благосостояние каждого гражданина республики.
Проведение социальной политики проявляет себя в различных направлениях — в строительстве сельских школ, объектов здравоохранения, осуществлении проектов газификации, улучшении водоснабжения и канализационных услуг, повышении социальных выплат, зарплат и пенсий, выдаче компенсации за оставшиеся с советских времен вклады, реализации адресной социальной программы. Этот список можно продолжить. Азербайджан относится к числу тех редких стран мира, которые даже в кризисные годы не только не сократили социальные программы, а напротив, увеличили их.
Сейчас в Европе продолжается финансово-экономический кризис. Он еще не завершился, началась его вторая волна.
Уже и большие государства сталкиваются с последствиями кризиса — сокращаются социальные выплаты, рабочие места, бюджетные расходы. Но в Азербайджане наблюдается совершенно противоположная картина. Взять, к примеру, хотя бы тот факт, что именно на фоне европейского кризиса правительство рискнуло начать выплату компенсаций за оставшиеся с советских времен вклады, что потребовало больших экономических и финансовых ресурсов.
Также в Азербайджане еще больше внимания уделяется инфраструктурным проектам, в связи с чем увеличиваются расходы государственного бюджета. Наряду с этим, открытие новых производственных участков и создание рабочих мест в ненефтяном секторе, невиданные масштабы развития производственной, транспортной и коммунальной инфраструктуры, создание современных предприятий социальной инфраструктуры, в том числе строительство новых учреждений образования, здравоохранения, спорта, стали в период независимости основой динамичного и устойчивого прогресса нашей страны в целом. Следует особо отметить, что в Азербайджане за эти годы был достигнут большой прогресс в процессе эффективного решения социальных проблем, система социальной защиты населения была перестроена в соответствии с передовыми международными стандартами. Начала действовать новая пенсионная система, были закреплены и развиты системы адресной государственной социальной помощи, социальных пособий. Благодаря успешной социальной политике, уровень бедности сократился с 49 процентов в 2000 году до шести процентов в 2012 году, неоднократно повышались заработная плата и пенсии.С ростом экономического потенциала республики появились благоприятные условия для развития здравоохранения, стали последовательно решаться проблемы охраны здоровья населения. Выделяемые на здравоохранение бюджетные средства за последние десять лет увеличились более чем в 10 раз. За прошедший период было построено или капитально отремонтировано свыше 400 медицинских учреждений, подавляющее большинство которых находится в регионах республики, все они оснащены современной техникой и оборудованием. Были осуществлены важные меры по охране здоровья населения республики и повышению качества медицинских услуг. Достигнуты значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, и эта сфера как приоритетное направление практического здравоохранения постоянно находится в центре внимания. Достижение в последние годы значительных успехов в сфере образования также непосредственно связано с социально-экономической политикой, направленной на модернизацию нашей страны. Достаточно сказать, что общий объем выделенных на сферу образования бюджетных средств вырос более чем в 11 раз по сравнению с 2000 годом. За минувший период в нашей стране были предприняты важные шаги, направленные на модернизацию инфраструктуры образования, в результате чего улучшились условия учебы более одного миллиона учащихся. Были осуществлены реформы, направленные на обновление образования по содержанию, предприняты значительные шаги по интеграции азербайджанского образования в европейское образовательное пространство. Наряду с этим, в рамках "Государственной программы по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007-2015 годах" за счет финансирования из Государственного нефтяного фонда на учебу за рубеж до сих пор были направлены 1640 человек. В целом же, за счет программы, других источников и личных инициатив в настоящее время свыше 10 тысяч азербайджанских юношей и девушек получают образование в ведущих университетах мира. В классификации Всемирного банка по общему национальному доходу на душу населения Азербайджан вошел в категорию стран с "высокими средними доходами" раньше, чем другие государства СНГ. Наряду с этим, согласно отчету Программы развития ООН по человеческому развитию за 2010 год, Азербайджан покинул группу стран со "средним человеческим развитием" и вошел в группу стран с "высоким человеческим развитием"
Азербайджан не намерен останавливаться на этом. В частности, одним из основных пунктов принятой в конце прошлого года Концепции развития "Азербайджан — 2020: взгляд в будущее" является развитие человеческого капитала и создание эффективной системы социальной защиты. С целью обеспечения достойного уровня жизни работающих граждан будут проводиться мероприятия по доведению минимальной зарплаты до минимальных жизненных стандартов и установленного в европейских странах норматива — 60-процентой от суммы среднемесячной зарплаты.
В концепции предусмотрено создание национальной информационной системы в области труда и занятости, установление системы мониторинга и анализа положения на рынке труда, проведение серьезных мероприятий по предотвращению неформальной занятости.
Кроме того, будет еще больше усовершенствована система социального обеспечения населения, укреплена материально-техническая база предприятий, оказывающих социальные услуги, расширены их виды и сеть, а также развит сектор функционирующих в этой области негосударственных и некоммерческих организаций. В то же время повысится число квартир (домов) социального назначения, будет обеспечено право на проживание в этих домах лиц из уязвимых групп населения, будут унифицированы социальные пособия, продолжатся мероприятия по повышению их сумм и т.д.
В Азербайджане сильные и серьезные экономические реформы дополняются продуманной социальной политикой. На решение социальных вопросов выделяются большие средства, — сказал Президент.
Действительно, стремительное развитие Азербайджана за последние 10 лет способствовало проведению крупномасштабных реформ в социальной сфере.
За счет доходов от экономических реформ правительство Азербайджана расширило социальные программы. Так, подписанные в течение 10 лет главой государства указы и распоряжения, а также специальные государственные программы усилили социальную защиту населения. По мере расширения финансовых возможностей государства одновременно постоянно растет и число реализуемых в стране социальных мероприятий.
Как результат, можно привести тот факт, что за 10 лет уровень бедности в Азербайджане сократился почти в 10 раз — с 49 до 5,5 процента. К 2015 году правительство Азербайджана планирует полностью решить проблему бедности в стране. Для этого в Азербайджане успешно реализуется «Государственная программа сокращения бедности и устойчивого развития в 2008-2015 годах».
Большой вклад в снижение уровня бедности внесла работа по обеспечению занятости граждан. В 2003-2013 годах в Азербайджане было открыто 1,2 миллиона новых рабочих мест, 900 тысяч из которых — постоянные. В итоге безработица в стране в настоящее время находится на уровне около пяти процентов. Как отметил Президент Ильхам Алиев, «мы должны сделать так, чтобы в предстоящие годы полностью устранить безработицу».
2. Меры по увеличению заработной платы населения
В Азербайджане постоянно совершенствуется система начисления заработной платы, в стране регулярно выплачиваются пенсии, зарплаты и пособия. В течение последних 10 лет размер средней заработной платы вырос в 5,6 раза, а размер средней пенсии — в 9,2 раза. С сентября текущего года размер минимальной заработной платы и базовой части пенсий повышены до 105 и 100 манатов соответственно, а со следующего года показатель прожиточного минимума и критерий нуждаемости для назначения адресной социальной помощи будут увеличены в Азербайджане до 125 манатов и 100 манатов соответственно. И на этих моментах социальной политики правительства хотелось бы остановиться подробнее.
Да, определенные перекосы в размерах заработной платы определенных категорий населения все еще наблюдаются, но они вполне естественны.
Также нормально и то, что во всех странах представители частного сектора получают большую зарплату, чем работники государственной сферы.
И именно, для того, чтобы поэтапно устранять такие различия, делать жизнь в Азербайджане комфортной для всех слоев населения и людей всех квалификаций, и была нацелена политика правительства на протяжении всех последних лет. Возьмем, к примеру, пакет распоряжений Президента Ильхама Алиева, подписанных в 2013 году.
В первую очередь, главой государства был повышен уровень минимальной заработной платы. Распоряжением Президента с 1 сентября нынешнего года она составила 105 манатов. Далее Президентом были подписаны распоряжения о повышении ежемесячной заработной платы военнослужащих и гражданских сотрудников, не являющихся государственными служащими, Государственной службы по мобилизации и призыву на военную службу.
С первого сентября 2015 года их ежемесячная зарплата была повышена в среднем на десять процентов. Повышению также подверглась заработная плата сотрудников Государственной миграционной службы, имеющих особое звание, и гражданских работников, не являющихся государственными служащими. В целях усиления социальной защиты этих людей Президент Ильхам Алиев распорядился увеличить их заработную плату с первого сентября 2015 года на десять процентов. Здесь же и должностная заработная плата, определенная Единой тарифной сеткой, работников учреждений здравоохранения, финансируемых из государственного бюджета, которая также была повышена в среднем на десять процентов.
В нынешнем году не остались в стороне и работники учреждений культуры, молодежи и спорта, финансируемых из государственного бюджета, сотрудники министерств юстиции, по чрезвычайным ситуациям, национальной безопасности, особой государственной службы охраны, имеющие особое звание, и гражданские сотрудники, не являющиеся государственными служащими.
Также глава государства повысил месячные должностные (тарифы) заработные платы сотрудникам Государственного таможенного комитета, Государственной пограничной службы, Государственной фельдъегерской службы при Кабинете Министров, имеющих особое звание, и гражданских сотрудников, не являющихся государственными служащими, а также военнослужащим и не являющимся государственными служащими гражданским работникам Главного управления внутренних войск. С первого сентября 2015 года их зарплата также была увеличена в среднем на десять процентов.
В дополнение к этому Президентом были увеличены месячные должностные (тарифные) зарплаты военнослужащих, сотрудников, имеющих особое звание, и гражданских сотрудников, не являющихся госслужащими Пенитенциарной службы и Главного медицинского управления Министерства юстиции и месячные должностные заработные платы сотрудников МВД, имеющих особое звание, и гражданских сотрудников МВД, не являющихся государственными служащими.
Если посмотреть, какой спектр населения охватывают эти распоряжения, то станет ясно, что речь идет о миллионах наших сограждан, работающих в разных трудовых коллективах. Так, повышению подверглась заработная плата, определенная Единой тарифной сеткой, работников научных и научно-исследовательских предприятий, управлений и организаций, руководителей и работников Президиума и аппарата Национальной Академии Наук Азербайджана, аппарата Нахчыванского, Гянджинского подразделений, Центра научных инноваций, Центра Гейдара Алиева, Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана, Азербайджанского государственного телеграфного агентства (АзерТАдж), Научного центра «Национальная энциклопедия Азербайджана», Центра Ататюрка в Азербайджане, государственных архивов Азербайджана и их филиалов, районных (городских) архивов, рабочей группы межуправленческой комиссии по охране государственной тайны при Президенте Азербайджана, рабочей группы Государственной комиссии по взятым в плен заложникам и без вести пропавшим гражданам Азербайджана, постоянно действующей рабочей группы Государственной комиссии по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, Государственного фонда кино Министерства культуры и туризма и его Нахчыванского филиала, Фонда развития науки при Президенте Азербайджана, Фонда государственной поддержки развитию СМИ при Президенте Азербайджана, Секретариата Совета по государственной поддержке НПО при Президенте Азербайджана, Фонда молодежи при Президенте Азербайджана. Это сотни и сотни тысяч людей, финансовые возможности которых в 2015 году существенно возросли.
В соответствии с принятыми решениями в бюджете 2015 года для повышения зарплат и социальных выплат порядка трем миллионам человек в период с сентября по декабрь предусмотрено дополнительно порядка 200 миллионов манатов. Только работников организаций, финансируемых из госбюджета, которых затронуло повышение зарплаты, насчитывается 700 тысяч человек, в том числе работники сферы образования (422 тысячи человек), сферы здравоохранения (порядка 140 тысяч человек).
Говоря о росте зарплат в Азербайджане, хотелось бы отметить, что они не просто повышаются, а происходит системное и продуманное их изменение с учетом всех социальных составляющих. Возьмем, к примеру, зарплату государственных служащих, которые, конечно же, еще будут поэтапно повышаться. Комиссия по вопросам государственной службы при Президенте Азербайджана, Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов Азербайджана разрабатывают правила и критерии оценки качества и объема работы госслужащих.
Зарплата эта будет зависеть от рабочих часов. Правила и критерии оценки, которые подготовит группа, будут определять качество и эффективность деятельности каждого госслужащего, от чего и будет зависеть размер заработной платы. Разработку правил и критериев совместно с представителями министерств труда и социальной защиты и финансов планируется завершить в 2015 году.
Другой пример — зарплата учителей и преподавателей. В 2013 году, согласно решению Кабинета Министров Азербайджана «Об утверждении новых должностных окладов и надбавок к должностным окладам работников вузов, финансируемых из государственного бюджета», была проведена работа по определению новых зарплат работников вузов. Оклады профессорско-преподавательского состава определяются по принципу дифференциации. В результате зарплата некоторых преподавателей достигла 800-1000 манатов. Однако пока преподаватели, не использующие в своей деятельности в достаточной степени инновационные технологии, получают на 20 и более процентов меньше. Следовательно, все еще не все вузы смогли решить вопрос повышения зарплат на одинаковом уровне, и работа в этом направлении продолжается. При этом при определении заработных плат преподавателей принимаются во внимание результаты обсуждений открытых уроков, соответствие учебников и учебных пособий, написанных преподавателем, требованиям времени, уровень интереса к электронной версии лекций преподавателя и другие важные факторы.
Понятно, что принцип дифференциации и стимулирования повысит конкуренцию в данной сфере, что окажет серьезное влияние на качество образования. Если же говорить об общеобразовательных школах, то и здесь идет планомерная работа над повышением и оптимизацией заработных плат. Однако в этом процессе также необходимо учитывать такие факторы, как профессиональные качества и опыт работы учителей.
Интересно отметить, что вопрос повышения зарплат учителей уже нашел свое отражение в Государственной стратегии развития образования.
В частности, предусмотрено с целью повышения материальной мотивации учителей, поэтапно, путем дифференциации на основе опыта и результатов деятельности почти в два раза повысить соотношение их годовой зарплаты к ВВП на душу населения.
Как видим, 2013 год был плодотворным и продуктивным с точки зрения улучшения социального положения граждан — был повышен уровень заработной платы отдельных слоев населения. Понятно, что изменения были произведены на основе передового международного опыта и с учетом полномочий и ответственности государственных структур, осуществляющих функции регулирования и управления в каждой конкретной сфере.
Аналогичная политика будет реализовываться правительством и в 2014 году: Азербайджан направит на повышение зарплат, пенсий и других социальных пособий, анонсированных в текущем году, свыше 600 миллионов манатов. Прожиточный минимум по стране будет увеличен со 116 манатов в этом году до 125 манатов в 2014 году, в том числе для трудоспособной части населения до 136 манатов (125 манатов в 2013 году), для детей и пенсионеров — до 103 манатов (93 маната и 94 маната соответственно). Предусмотрено также увеличение этого критерия для назначения адресной социальной помощи до 100 манатов с 93 манатов в этом году.
В 2014 году социально направленные расходы госбюджета прогнозируются на уровне 5,337 миллиарда манатов при росте на 5,9% процента.
При этом 15,1 процента социально направленных расходов, или 3,034 миллиарда манатов, придутся на оплату труда, 9,1 процента, или 1,82 миллиарда манатов — на пенсии и социальные пособия, 1,5 процента, или 305,3 миллиона манатов — на приобретение продовольственных товаров, 0,9 процента, или 176,9 миллиона манатов — на покупку лекарств и перевязочных материалов.
.Пенсионные реформы 2015 года
С начала применения новой системы среднемесячный размер пенсий ежегодно увеличивался. А осуществленные в 2013 году меры в области пенсионного обеспечения охватили около 900 тысяч пенсионеров и способствовали росту пенсий в среднем на 40 процентов.
Все это также свидетельствует о том, что в последние годы социальная защита пенсионеров многократно усилилась. Со времени начала действия новой системы в 2006 году до 2013 года минимальный размер трудовых пенсий увеличился в 3,4 раза, а их среднемесячный размер — в 5,2 раза. По сравнению с 2003 годом среднемесячные трудовые пенсии выросли почти в 8 раз. В то же время в последние годы среднемесячный размер трудовых пенсий по инвалидности повысился в 9,6 раза, а размер социальных пособий — в 3,7 раза.
В настоящее время пенсионно-страховая система регулируется тремя законами, разработанными с учетом международной практики, — «О социальном страховании», «О персональном учете в государственной системе социального страхования» и «О трудовых пенсиях».
Новая система гарантирует всем гражданам создание равных условий в пенсионном обеспечении и реализацию приобретенных пенсионных прав. Важным этапом реформ стало применение с 2004 года современных технологий в доведении до населения пенсий и пособий. С 2006 года в Азербайджане действует новая система трудовых пенсий, основанная на оправдавшей себя в международной практике трехступенчатой структуре.
В рамках пенсионных реформ была принята Государственная программа по развитию пенсионно-страховой системы в стране, охватывающая 2009-2015 годы. С учетом определенных стратегических целей и показателей по сокращению бедности и устойчивому развитию в стране эта программа обозначила очередной этап реформ в пенсионно-страховой системе. Тем самым была создана усовершенствованная пенсионная система, построенная на принципе социальной справедливости.
В результате предпринятых мер азербайджанская пенсионная система стала лидировать на постсоветском пространстве по темпам увеличения пенсий. С 2003 по 2013 год средняя пенсия в стране выросла в 9,2 раза — с 18,4 до 170 манатов ($217), а ее минимальный размер в 7,1 раза — с 14 до 100 манатов ($128). Следует отметить, что это самый высокий темп среди четырех государств — лидеров в СНГ, и он в 1,4 раза выше, чем у идущего за нами следом Казахстана. При этом Азербайджан также опережает по минимальному размеру пенсии Украину ($111,8) и Россию ($109,3).
В соответствии с политикой усиления государственной заботы о пенсионерах в 2013 году был реализован и ряд пенсионных реформ. Социальная эффективность новых систем помогла повысить как минимальный, так и среднемесячный размер трудовых пенсий.
Что это были за новшества? В нынешнем году распоряжением главы государства с 1 сентября состоялось 17,6-процентное повышение базовой части трудовой пенсии — с 85 до 100 манатов в месяц. В результате с 1 октября средний размер пенсии в стране достиг 170 манатов, в то время как размер трудовой пенсии по возрасту — 187,6 маната. По данным Государственного фонда социальной защиты Азербайджана, на отчетный период пенсии в стране получали 1 274 342 человека, из которых 39,5% мужчины, а 60,5% — женщины. При этом 62,2% пенсионеров получают пенсию по возрасту. Отметим, что для реализации этих мер только до конца 2013 года потребовалась сумма в размере 73,2 млн манатов. Однако проблем с финансированием этих расходов у Государственного фонда социальной защиты Азербайджана не было.
При этом следует учесть, что есть в нашей стране еще 35 тысяч человек, имеющих особые заслуги перед государством и получающих в связи с этим президентскую пенсию. Среднемесячный размер президентской пенсии составляет 116,4 маната. За 10 лет среднемесячный размер президентской пенсии для семей жертв карабахской войны увеличился на 60,5%, для инвалидов войны — на 10%, а персональной президентской пенсии — в 5 раз.
Другим новшеством 2013 года стало применение Государственным фондом социальной защиты Азербайджана автоматизированной системы пенсионных назначений. На первом этапе автоматизированное пенсионное назначение охватило только пенсии по возрасту, а применение ее на пенсии по инвалидности и по потере главы семьи будет возможно после создания соответствующих электронных услуг со стороны других госорганов.
В рамках этой автоматизированной системы создан так называемый call-center (190-0), позвонив в который каждый гражданин, дошедший до пенсионного возраста, может в режиме реального времени получить пенсионное право путем предоставления номера удостоверения личности. Граждане сразу же получают информацию о размере своей пенсии, а также адрес банка, где можно получить пенсионную карту.
Весь процесс занимает всего несколько минут. Основной целью создания такой системы в Азербайджане является обеспечение прозрачности в процессе назначении пенсий, ликвидация лишней потери времени, упрощение отношения между гражданами и органами социального фонда, а также минимизация роли человеческого фактора в этом процессе.
Говоря о пенсиях и в целом о социальной политике правительства, невозможно не сказать и о другом важном, имевшем место в нынешнем году, событии. Оно носит международный характер — Комитет по проблемам занятости и социальной защиты в новом демографическом контексте, действующий при Международной конференции труда, определил в 2013 году новый глобальный подход к обеспечению рабочих мест и социальной защиты растущего и стареющего населения.
По сообщению Международной организации труда (ILO), в заключениях комитета подчеркивается необходимость разработать долгосрочную политическую концепцию, призванную ответить на потребности людей всех возрастов в сфере занятости и социального обеспечения и обеспечить совместную ответственность и солидарность поколений.
Это связано с тем, что к 2050 году население Земли превысит 9 млрд. человек, и людей старше 60 лет станет втрое больше. Три четверти пожилых людей будут гражданами стран, которые сегодня относятся к развивающимся, и большинство из них составят женщины. Кроме того, к 2050 году на каждого человека старше 65 лет будет приходиться лишь четыре человека трудоспособного возраста, в то время как в 2000 году на каждого пожилого человека приходилось девять лиц трудоспособного возраста.
Эти новые демографические условия будут иметь глубокие последствия для рынков труда, систем социального обеспечения, экономического развития и развития в области занятости.
Готов ли Азербайджан достойно встретить такой вызов будущего? На данный вопрос хотелось бы ответить цитатой из речи Президента Ильхама Алиева, произнесенной 1 октября 2013 года, то есть в Международный день пожилых людей, когда он вместе со своей супругой Мехрибан Алиевой принял участие в открытии нового корпуса, построенного в пансионате для инвалидов войны и труда в бакинском поселке Бильгя. «Сегодня в независимом Азербайджане понятие «социальное государство» обеспечивается полностью, — сказал Президент. — Растущие из года в год пенсии, зарплаты, адресная социальная помощь — 120 тысяч семей получают социальную помощь, за последние десять лет бедность сократилась почти в 10 раз. Отношение к переселенцам — ежегодно 20 тысяч переселенцев вселяются в новые дома и квартиры, отношение к пожилому поколению представляет Азербайджан как абсолютно социальное государство».