Выдержка из текста работы
Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции. Продажей завершается кругооборот средств. Организация возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у организации в виде прибыли. Выпуск и продажа готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности — систематическое получение прибыли.
Успешное функционирование предприятия заключается в грамотном планировании его деятельности. Планирование осуществляется как на основе договоров, заключенных с потребителями продукции, которые являются важнейшим экономическим показателям работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия; на основании договоров с поставщиками материально-технических ресурсов и на основе анализа результатов деятельности прошлых периодов, исходя из чего, определяются перспективы развития предприятия.
Важность и значимость анализа производства продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг, а объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности предприятия.
Квалифицированные специалисты для проведения анализа должны владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение анализа выпуска готовой продукции
Объектом курсовой работы является Коммунальное унитарное предприятие (далее — КУП) «Минскхлебпром».
Предметом исследования курсовой работы является анализ экономических отношений, связанных с выпуском продукции на предприятии КУП «Минскхлебпром».
Предприятие «Минскхлебпром» — один из лидеров пищевой промышленности Республики Беларусь. Это крупнейшее в стране хлебопекарное предприятие, объединяющее сразу 6 хлебозаводов. Среднесуточный выпуск продукции — до 400 тонн.
Минское производственное объединение «Минскхлебпром» создано в 1972 году и в 2001 году переименовано согласно приказу Комитета по хлебопродуктам при Минсельхозпроде Республики Беларусь № 29 от 26.04.2001 года в Республиканское производственное унитарное предприятие (РУП) «Минскхлебпром». Распоряжением Президента Республики Беларусь от 02.11.2004 года № 291 предприятие передано из республиканской в коммунальную собственность города Минска. Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Органом государственного управления предприятия и его учредителем является Коммунальное унитарное предприятие «Мингорпищепром». Предприятие имеет статус юридического лица и является коммерческой организацией.
КУП «Минскхлебпром» осуществляет свою работу на основе лицензии, полученной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995 г. № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия)».
В состав КУП «Минскхлебпром» входят 6 хлебозаводов города Минска, ремонтно-механический завод, объекты социальной сферы: пансионат «Журавушка» и три общежития, сеть фирменных магазинов и несколько пекарен. Все они являются структурными подразделениями КУП «Минскхлебпром», не имеют отдельного баланса, расчетного счета (кроме пансионата «Журавушка») и юридической самостоятельности.
Устав предприятия утверждён председателем комитета по хлебопродуктам — заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Бутиным П.Г. — 7 июня 2001 г.
Основной задачей КУП «Минскхлебпром» является обеспечение населения города Минска и Минской области качественными хлебобулочными и кондитерскими изделиями.
Цели деятельности предприятия:
— производство товаров в необходимых объемах, ассортименте и высокого качества с учетом более полного обеспечения населения;
— организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.
В соответствии с целью деятельности предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
1. производство: хлеба и хлебобулочных изделий; мучных кондитерских изделий недлительного хранения; сухарей и печенья; мучных кондитерских изделий длительного хранения; макаронных изделий; пищевых концентратов; столярных изделий; деревянной тары; гофрированной бумаги и картона; бумажной и картонной тары;
2. ремонт и техническое обслуживание средств измерений и контрольно-измерительных приборов и оборудования;
3. производство тепловой энергии тепловыми электростанциями, самостоятельными котельными, прочими источниками;
4. передача и распределение тепловой энергии тепловыми сетями;
5.оптовая торговля хлебобулочными и макаронными изделиями, мукой и крупой;
6. розничная торговля хлебобулочными изделиями, кондитерскими изделиями, алкогольными и безалкогольными напитками, табачными изделиями;
7. деятельность санаторно-курортных учреждений;
8.физкультурно-оздоровительная деятельность и др.
При написании работы были использованы следующие методы и приёмы: обобщение, анализ, сравнение, систематизация, детализация, группировка.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить теоретические основы анализа выпуска готовой продукции: объекты
анализа и характеристика информационной базы анализа показателей готовой
продукции, анализ производства продукции по ассортименту и структуре,
анализ выполнения плана нарастающим итогом с начала года и
ритмичность, обоснование потребности в выпуске продукции в соответствии
с заключенными договорами;
— провести анализ выпуска готовой продукции на примере предприятия КУП
«Минскхлебпром».
В качестве информационной базы были использованы данные бухгалтерской отчетности организации, первичная документация, периодические издания, специальная экономическая литература.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что все деятельность производственных предприятий направлена на получение прибыли, образующейся за счет реализации продукции, то есть учет выпуска продукции — это одно из важнейших направлений учета на предприятии. Совершенствование учета выпуска продукции и приведение его на каждом отдельном предприятии в соответствие с отраслевыми особенностями способствуют достижению более высоких финансовых результатов.
1 Теоретические основы анализа выпуска готовой продукции
1.1 Задачи, информационная база показателей и объекты анализа готовой продукции
Результатами производственного процесса предприятия являются готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги. Готовая продукция представляет собой изделия, полностью законченные обработкой, которые соответствуют действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, приняты на склад или заказчиком и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.
Анализ процесса производства осуществляется в процессе формирования и выполнения производственной программы, когда дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли и в процессе определения экономических последствий управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово — экономических последствий.
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг). При этом анализу производства и реализации продукции уделяется особое внимание, так как главной целью любого предприятия является не просто производство товаров, но и их реализация. Анализ объемов производства и реализации продукции является важнейшим аспектом функционирования предприятия. От объема, ассортимента, качества выпущенной реализованной продукции напрямую зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность.
Цели управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:
— выбор продукции (работ, услуг), который предприятие может производить, исходя из технико-организационного уровня развития;
— определение видов продукции, наиболее перспективных для предприятия;
— организация продвижения товара на рынке и реклама;
— формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему производства;
— поиск рынков сбыта и способов распространения продукции;
— оценка безубыточности объема продаж;
— принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции;
— выбор ценовой политики предприятием.
Перечень решаемых вопросов весьма многообразен. Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе уже обработанной и систематизированной информации.
Цели анализа могут быть следующими:
— оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;
— анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;
— анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.
Данные анализа могут быть использованы для принятия конкретных управленческих решений:
— при формировании портфеля заказов;
— при составлении уточненного плана производства и увязки его с производственными мощностями;
— при разработке сметы затрат на производство;
— для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;
— для оценки потребности в трудовых ресурсах.
Источниками информации для анализа выпуска готовой продукции служат:
— бизнес-план предприятия, оперативные планы и графики производства и отгрузки продукции, расчеты, калькуляции, обоснования отпускных цен на продукцию, прейскуранты цен;
— статистическая отчетность 12-п (срочная) «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)», введенная в действие с 2011 г., которая приведена в приложении 3, аналитические данные, форма бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (приложение 1, приложение 2), данные оперативного учета о выпуске продукции (месячные, квартальные и годовые отчеты организации о выпуске продукции);
— договоры, контракты на поставку и продажу, информация об их выполнении, статистические индексы изменения цен, данные о производстве и реализации предприятий-конкурентов.
— бухгалтерские регистры по счетам 43 «Готовая продукция», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и др., формируемые программными продуктами при автоматизированной форме бухгалтерского учета;
— первичные бухгалтерские документы (накладные на сдачу готовой продукции на склады, накладные ТТН-1 и ТН-2, международные CMR-накладные).
Объектами анализа выпуска готовой продукции являются:
1) объем производства продукции в целом и по ассортименту;
2) качество и конкурентоспособность продукции;
3) структура производства и реализации;
4) ритмичность производства и реализации.
Объекты анализа представлены на рисунке 1.1
Рисунок 1.1 — Объекты анализа
Примечание — Источник: [1; с.89].
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция — стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция — валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного произво……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. — 8-е изд.,перераб. — М.: Новое знание, 2006. — 640 с. — (Экономическое образование)
2 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебн. / под об щ.редакц.. В.И. Стражева, Л.А.Богдановской — Минск: Выш.шк., 2008. — 527 с.
3 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие/ Л.Л. Ермолович. — Минск: Современная школа, 2007. — 736 с.
4 Анализ хозяйственной деятельности : учеб. / Г. В. Савицкая. —
2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИГТО, 2012. — 367 с. 5 Теория экономического анализа: учебн./ Шеремет А.Д. — 3-е изд., М.: ИНФРА-М, 2011 — 352с. — (высшее образование)
6 Методика финансового анализа/ Шеремет А.Д., Негашев Е.В. — М.: Инфра,2004г-237с.
7 Бухгалтерский учет и анализ за рубежом/ Панков Д.А.- Мн.: Новое Знание, 2002 — 215с.
8 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Г.В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 632 с.
9 Бухгалтерский учет и отчетность в промышленности: Учеб. Пособие/ Т.И.Сушко.- Минск : Вышейшая школа, 2013. — 527 с.: ил.
10 Экономика предприятия: учебник/ И.В. Сергеев. — М.: Финансы и статистика, 2011 — 304 с.
11 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебн./ Ковалев В.В., Волкова О.Н. — М.: Проспект, 2005 -421 с.
12 Теория экономического анализа: Учебник/ Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. — М.: Финансы и статистика 2006-236с.
13 Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ,2006г- 235с.
14 Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития/ Барнгольц С.Б.- М.: Финансы и статистика 2005г-512с.