Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1Малый бизнес- сущность и его роль в экономике5
1.1Понятие, функции и основные преимущества малого бизнеса5
1.2Проблемы малого бизнеса и причины неудач 14
1.3Роль государства в развитии малого бизнеса 17
2Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 20
2.1Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Светлана» 20
2.2Анализ рентабельности деятельности промышленного предприятия малого бизнеса 22
2.3Резервы роста прибыли и рентабельности 34
3Мероприятия по увеличению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выдержка из текста работы
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложении. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая — либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.
А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность
1.1 Роль малого бизнеса в экономике
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: — численность персонала; — размер уставного капитала; — величина активов; — объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
1.2 Государственная поддержка малого бизнеса
В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:
— создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и не до загруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
— концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;
— упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов на единый, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
— формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
— создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.
Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.
Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийных инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.
Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстро окупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других соци……..
Литература:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 года (в редакции от 10 января 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №32. — Ст.3301; Российская газета. — 2008. — 17 января. — с.4.
3. Афанасьев В.Ю. Малый бизнес: проблемы становления. — «Российский экономический журнал», 2000, №10.
4. Бортник И.М. Поддержка малого предпринимательства. Сб. статей: Коммерциализация технологий. М., Moscow News, 2000.
5. Гражданский кодекс РФ
6. О лицензировании отдельных видов деятельности: фед. закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ
7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: фед. закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ(ред. от 01.12.2007
8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля: фед. закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ(ред. от 30.12.2006)
9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
10. О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства: указ Президента РФ от 29.06.1998 N 730
11. Форум по развитию предприятий и предпринимательства (ФРПП) для РФ. Политические принципы и рекомендации.
12. — Консультант плюс — надежная правовая поддержка
13.Основы предпринимательства: учебно-методическое пособие/ Франовская Г.Н
14.Малое предпринимательство : Практ. руководство по организации и ведению малого бизнеса /Баженов Ю.К/ Информ.-внедрен. центр «Маркетинг» .- М. : Маркетинг, 1999 .- 102 с.
15. — Официальный сайт «Российской газеты»