Выдержка из текста работы
К стратегическим проблемам компании, обычно относят следующие: каковы цели и задачи компании? Должна ли фирма диверсифицировать свою деятельность, если да, то по каким направлениям и в какой степени? Как оптимизировать производственный процесс и упрочить положение компании на рынке?
Рассмотрение стоящих перед компанией стратегических проблем открывает один их самых важных аспектов всего процесса принятия решений: подавляющее большинство решений должно быть принято в рамках ограниченности совокупных ресурсов. В зависимости от размеров компании стратегические решения связаны с выбором альтернативных направлений использования ресурсов. Поэтому основная задача менеджера состоит в таком распределении ресурсов, которое создает наибольший потенциал для достижения целей фирмы.
В отличие от оперативных, стратегические вопросы не порождают сами себя, они далеко не всегда привлекают внимание высших руководителей. И если их специально не выявлять, стратегические проблемы могут остаться незамеченными на фоне оперативных вопросов. Так как обнаружить наличие стратегических проблем весьма сложно, необходимо уделять им особое внимание. [1]
1 Теоретические основы формирования стратегий предприятия
1.1 Сущность стратегии предприятия
Термин «стратегия» пришел в экономическую науку из военной, и дословно означает «искусство ведения войск в бою». Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов. Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.
В таблице 1 приведены различные варианты определения термина «стратегия»
Таблица 1 — Различные варианты определения термина «стратегия»
Автор Определение стратегии Основной подход
А. Чандлер Стратегия, — метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации
Гарвардская школа бизнеса Стратегия, — метод определения конкурентных целей организации Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять
М. Портер Стратегия, — способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны
Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса
Продолжение таблицы 1
Автор Определение стратегии Основной подход
И. Ансофф Стратегия, — способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с точки зрения различного их влияния на процессы управления в организации
……………………………
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы, связанные с формированием и реализацией стратегии в области производства на предприятии. В первой части данной работы рассмотрены теоретические вопросы, связанные с раскрытием сущности стратегии предприятия, изложены предпосылки формирования производственной стратегии предприятия и раскрыта сущность концепции стратегического менеджмента «Система сбалансированных показателей».
Во второй части данной работы на основе литературы произведен анализ примеров использования наиболее перспективного направления стратегий в области производства, которые используют японские и американские предприятия, основанных на факторе времени и инновациях. Также в этой части излагается практика применения на предприятиях Системы сбалансированных показателей.
В третьей части работы приведены рекомендации, какие факторы нужно учитывать предприятиям, при формировании стратегии, основанной на качестве продукции, разработаны показатели, которые будут учитываться при реализации стратегии с помощью Системы сбалансированных показателей.
Список литературы.
1. Ансофф Игорь. Новая корпоративная стратегия, СПб, 1999. – 416 с.
2. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трафилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. №3.
3. Мэскон Майкл. Основы менеджмента, пер. с англ.,М., 2002. – 704 с
4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. –
М., 1999.
5. Чейз Ричард Б., Эквилайн Николас Дж., Якобс Роберт Ф. Производственный и операционный менеджмент, 8-е изд., пер с англ., М., 2004. – 704 с.
6. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент, М., 1998. – 384 с.
7. Вильям Дж. Стивенсон. Управление производством, пер. с англ. М., 1998. – 928 с.
8. Туровец О. Г. О концепции развития организации производства в условиях трансформации экономики // Организатор производства, 2001. №2.
9. Коробков А. BSC — показатели эффективности вместо финансовых коэффициентов. balancedscorecard.ru/ bsc831.htm.
10. Коробков А. The Balanced Scorecard — новые возможности для эффективного управления. balancedscorecard.ru/ bsc329.htm.
11. Панацея Роберта Каплана Как использовать Balanced Scorecard. amt-group.ru/article.php?id=164.
12. Для чего нужна BSC. balancedscorecard.ru/ page02.html.
13. Секреты применения BSC от Роберта Каплана balancedscorecard.ru/bsc856.htm.
14. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд./Пер с англ. – М., 2005
15. Калинин Сергей. Balanced Scorecard — новый инструмент стратегического планирования. balancedscorecard.ru/bsc655.htm.
16. Хорват Петер. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2000. №4. С. 108 – 113.
17 Переверзев Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard // Финансовый директор, 2003. №3.
18 Менгельс Матиас. Внедрение BSC: опыт европейских компаний. // Финансовый директор, 2005. №5. С. 26 – 29.
19 Методы внедрения Balanced Scorecard. balancedscorecard.ru/ bsc855.htm.
20. Дэвид П. Нортон. Управление стратегией — управление преобразованием. balancedscorecard.ru/bsc881.htm.
21. Вишняков О., Ламонов Д. Как избежать ошибок при внедрении BSC. // Финансовый директор, 2005. №4..С. 26-35.
22. Рубан Ольга. Движущая сила // Эксперт, 2005. №18.
23. Хисамова Зарина. C миру по черепице // Эксперт, 2005. №31.
24. Описание Сбалансированной Системы Показателей. manager-erp.com/index.php?lang_id=1&menu_id=127.
25. Владислав Толкач. Balanced Scorecard — взгляд в будущее. gaap.ru/biblio/management/strategic/049.asp
26 Штефан Хенш. Balanced Scorecard как инструмент стратегического менеджмента качества посредством ISO 9001:2000. balancedscorecard.ru/bsc884.htm