Содержание
Введение3
1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его назначение5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности фонда социального страхования РФ5
1.2 Доходы Фонда социального страхования РФ, их состав9
1.3 Расходы Фонда социального страхования РФ10
2. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования13
2.1 Анализ доходов бюджета ФСС в 2010-2011 гг. и на плановый период до 2013 года13
2.2 Анализ расходов бюджета ФСС в 2010-2011 гг. и на плановый период до 2013 года18
3. Проблемы и перспективы формирования и использования средств Фонда социального страхования РФ23
Заключение32
Список литературы34
Выдержка из текста работы
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.
Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: — определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда
1. Необходимость и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства
бюджетный фонд социальный страхование
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения.
В этот момент в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
·дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
·системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
·кризис платежеспособности российских предприятии и бюджетный кризис;
·социально-демографический кризис — депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.
С учетом опыта европейских государств и США, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечивать финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов.
Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом:
. Обеспечение целевого использования мобилизованных доходов. Дефицит бюджетных средств, острая нехватка финансовых ресурсов в хозяйстве, активное лоббирование в Правительстве РФ интересов определенных секторов экономики могут привести к тому, что имеющиеся средства будут перераспределены в ущерб социальным статьям расходов бюджета даже если это будет иметь временный характер, социально-политическая обстановка в связи с невыплатой пенсий, пособий может обостриться. Внебюджетные фонды, имея своей важнейшей целью мобилизацию целевых денежных средств и финансирование конкретных социальных расходов, минимизируют возможность ущемления интересов наиболее уязвимых в условиях рынка слоев населения.
. Гарантия возможности оперативного анализа и корректировки доходов и объемов их использования, определения дефицита (профицита) средств бюджета фонда. Строго определенный, незначительный по сравнению с бюджетным, круг вопросов, находящихся в компетенции внебюджетных фондов, позволяет им наиболее эффективно управлять имеющимися финансовыми ресурсами. При прогнозируемом дефиците фонды могут прибегнуть к краткосрочному банковскому кредиту, при наличии временно свободных средств фонды их капитализируют (размещают на депозитах, вкладывают в облигации государственных займов). Таким образом, повышается степень надежности финансов социальной защиты.
. Возможность гибкого управления финансовыми ресурсами общества путем создания новых фондов и ликвидации фондов, утративших актуальность, в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации. Внебюджетные фонды являются более гибкими государственными финансовыми институтами по сравнению с бюджетом, они в меньшей степени подвержены влиянию политической конъюнктуры, поэтому исполнительной власти легче ими управлять. Причем могут создаваться самые разные по своему назначению фонды: экономические, научные, экологические, политические и т.п.
. Расширение возможностей формирования государственных доходов по сравнению с применением бюджетных методов. Внебюджетные фонды при наличии ресурсов могут вкладывать средства в надежные коммерческие проекты, чтобы полученный доход направлять на финансирование целевых расходов. Неоднозначный налоговый характер платежей, поступающих в фонды, позволяет использовать различные способы их мобилизации. Например, можно принять в качестве платежа векселя, корпоративные облигации, облигации государственных займов или организовать взаимозачет между участниками финансовых отношений.
Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Были образованы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1991 г.). Фонд социального страхования Российской Федерации. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Законодательное регулирование деятельности территориальных внебюджетных фондов осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительских и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».
Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» в соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся специальные целевые обязательные платежи, отчисления от прибыли организаций, средства бюджетов, прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом, займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке. Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на это органа.
В Российской Федерации также были образованы фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения на федеральном уровне для финансирования разнообразных целевых расходов (Федеральный и территориальные дорожные фонды, Российский фонд технологического развития при Министерстве науки Российской Федерации, Фонд финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции, Фонд финансирования НИОКР в строительном комплексе. Фонд лесного хозяйства для финансирования НИОКР, Фонд финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, фонды АО энергетики и электрификации. Фонд финансового регулирования в металлургической промышленности. Инвестиционный фонд Министерства путей сообщения Российской Федерации, Целевой фонд содействия конверсии. Фонд ценового регулирования при Министерстве финансов Российской Федерации, Фонд стабилизации и развития РАО «Газпром», Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный и территориальные экологические фонды и т.п.), которых в 1994 г. насчитывалось порядка 30. Кроме того, создавались территориальные (региональные и местные) внебюджетные фонды.
Задачи последних в основном сводились к следующему:
Во-первых, аккумулировать некоторые неналоговые доходы (различные платежи и добровольные взносы);
Во-вторых, расходовать средства по целевому назначению. Наибольшее распространение получили территориальные фонды социальной поддержки населения и фонды развития жилищного строительства.
К концу 1990-х годов большинство отраслевых внебюджетных фондов было ликвидировано либо консолидировано в федеральный и региональные бюджеты. Причиной данного процесса была их финансовая неустойчивость: в условиях финансового кризиса не удалось сформировать достаточный объем ресурсов для финансирования целевых расходов.
Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная, функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т.п.).
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы — неравное распределение дохода, когда те, кто более всего заслужили получение доходов, могут их не иметь, и, наоборот, люди, внесшие незначительный вклад в производство или какое-то дело, накапливают огромное количество материальных и денежных ресурсов. Внебюджетные социальные фонды в соответствии с теорией «рыночного фиаско и правительства» являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП. Таким образом, внебюджетные фонды содействуют достижению социального равновесия.
Социальные внебюджетные фонды способствуют более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов. Благодаря им создаются условия возвращения в процесс, производства нетрудоспособных членов общества. Работники получают возможность больше времени уделять воспитанию детей, заботясь об их здоровье и образовании, тем самым повышая качественный уровень будущих трудовых ресурсов. Фонды финансируют затраты по переподготовке и повышению квалификации кадров, адекватно реагируя на изменение конъюнктуры рынка труда, в результате чего уравновешиваются спрос и предложение на рабочую силу соответствующей профессии или специальности.
Все внебюджетные фонды, независимо от их целевого назначения, оказывают положительное влияние на инвестиционную ситуацию в экономике, поскольку часть аккумулированных в них ресурсов попадает на финансовый рынок: депозитные операции, приобретение высоко ликвидных ценных бумаг. Чем более мощными являются фонды, тем значительнее их позитивное воздействие на производство и экономический рост. Организация деятельности внебюджетных фондов может привести к тому, что их работа окажет отрицательное воздействие на макроэкономические процессы.
На основании Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система стала представлять собой совокупность бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР. Таким образом, действовавший ранее в качестве целевого бюджетного фонда фонд государственного социального страхования был выведен из состава бюджетной системы.
Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Нормы ст. 37 Конституции РФ гарантируют гражданину Российской Федерации защиту от безработицы.
Был принят Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», введенный в действие с 1 марта 1991 г. С этого момента законодательные акты СССР, касавшиеся пенсионного обеспечения, были отменены. Это стало началом пенсионной реформы в нашей стране. В соответствий со ст. 8 названного Закона выплата пенсий осуществлялась за счет Пенсионного фонда РСФСР. Постановлением Президиума ВС РСФСР 15 января 1991 г. было утверждено Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР, а 27 декабря 1991 г. это Положение было утверждено в окончательной редакции. Фонд стал называться «Пенсионный фонд Российской Федерации (России)».
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В Российской Федерации устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Размер трудовой пенсии по старости складывается из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовые пенсии финансируются Пенсионным фондом РФ в форме социального обеспечения за счет бюджетных средств (базовая часть) и в форме социального страхования за счет взносов работодателей и само занятого населения (страховая и накопительная части).
Обязательное пенсионное страхование организовано на основе двух принципов: солидарного перераспределения (страховая часть трудовой пенсии) и персонального накопления к капитализации страховых взносов (накопительная часть трудовой пенсии). Законодательство предполагает участие в обязательном пенсионном накопительном страховании негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента РФ №1079 «О негосударственных пенсионных фондах» для улучшения пенсионного обеспечения граждан организации и коллективы граждан могут учреждать пенсионные фонды, не входящие в систему государственного пенсионного обеспечения, и выплачивать из них пенсии в дополнение к государственным.
Государственная Дума 8 апреля 1998 г. приняла Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», которым утвержден порядок создания фондов, их государственной регистрации и лицензирования, установлены права и обязанности вкладчиков и фондов, способы гарантирования исполнения фондами обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению населения, направления размещения пенсионных резервов.
Фонд занятости населения Российской Федерации был образован в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (от 19 апреля 1991 г.) для формирования и контроля за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Фонд был призван содействовать реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость. Фонд занятости не являлся юридическим лицом и действовал от имени службы занятости. С 1 января 2001 г. фонд консолидирован в федеральный бюджет.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
·Пенсионный фонд Российской Федерации;
·Фонд социального страхования Российской Федерации;
·Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
·Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (Представительных) органов в составе документов и материалов, представляемые одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджет государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
единого социального налога, установленного Налоговым кодексом Российской федерации (часть вторая);
добровольных взносов физических и юридических лиц;
других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сбор единого социального налога в государственные внебюджетные фонды и контроль за его поступлением осуществляются налоговыми органами.
Средства государственных внебюджетных фондов расходуются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регулирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона;
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской: Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном для соответствующих бюджетов. Такими органами являются Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные законодательные (представительские) органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов Российской Федерации, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации для соответствующих бюджетов.
Таким образом, отчеты об исполнении федеральных внебюджетных фондов представляются в Счетную палату Российской Федерации ежегодно не позднее 1 июня. Счетная палата Российской Федерации анализирует отчеты в течение 1,5 месяца и дает свое заключение. Затем еще 1,5 месяца отчет и заключение рассматриваются Государственной Думой. Следовательно, до 1 сентября отчеты об исполнении внебюджетных фондов должны быть либо утверждены, либо отклонены.
Деятельность внебюджетных фондов в Российской Федерации основана также на соответствующих положениях о фондах, которые утверждаются органами исполнительной и законодательной власти. Кроме вышеназванного Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации в 1993 г. были утверждены Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в 1994 г. — Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Задачей Федерального и территориальных фондов ОМС является реализация прав застрахованных на получение бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд ОМС обеспечивает финансовую устойчивость системы, предоставляя дотации территориальным фондам ОМС на финансирование базовой программы ОМС. Территориальные фонды ОМС финансируют по среднедушевым нормативам свои филиалы либо страховые медицинские организации. Последние оплачивают лечебно-профилактическим учреждениям медицинские услуги, оказанные застрахованным.
1.1 Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы
Государственные внебюджетные фонды являются звеном государственных финансов финансовой системы.
Рассмотрим подробнее содержание финансовых отношений и направления финансовых потоков, которые связаны с государственными внебюджетными фондами.
Более 90% доходов государственных внебюджетных фондов формируется за счет единого социального налога, поступлений из бюджетов. Страховые взносы поступают от хозяйствующих субъектов, само занятого населения и территориальных бюджетов (за неработающее население) согласно федеральному законодательству.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации являются работодатели: организации, физические лица и индивидуальные предприниматели, которые вносят 20% (производители сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины народов Севера и крестьянские (фермерские) хозяйства — 15,8%) от начисленной в пользу работников по всем основаниям оплаты труда; индивидуальные предприниматели, тариф для которых установлен в размере 7,3% от суммы их дохода, уменьшенного на; расходы, связанные с его извлечением, либо от стоимости патента; адвокаты, перечисляющие 5,3% от начисленных в их пользу выплат. Те же категории лиц являются плательщиками в фонды обязательного медицинского страхования, тариф установлен в размере 3,1% (1,1% — поступает в Федеральный ФОМС; 2,0% — в территориальные ФОМС). Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации установлен для работодателей юридических и физических лиц в размере 2,9% от начисленной в пользу работников оплаты труда. Установлена регрессивная шкала налогообложения.
Расходы по уплате страховых платежей относятся на себестоимость продукции (услуг). В результате в социальные внебюджетные фонды поступает около 8% ВВП страны. Кроме того, средства в фонды могут поступать в результате удовлетворения регрессных требований, а также в форме добровольных взносов. Финансовый поток из внебюджетных фондов в направлении субъектов хозяйствования, перечисляющих основную сумму взносов, ограничен возвращаемыми организациям и индивидуальным предпринимателям по их требованию переплаченными ими по авансам взносами.
В качестве следующей группы финансовых отношений можно назвать взаимодействие с органами государственной власти. Правительство РФ на постоянной основе перечисляет из федерального бюджета средства в доходы всех социальных фондов, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации — на выплату базовой части трудовых пенсий и государственное пенсионное обеспечение, в Фонд социального страхования Российской Федерации — на выплату пособий пострадавшим от радиационных воздействий, в фонды обязательного медицинского страхования — на реализацию федеральных программ.
В обратном направлении финансовые ресурсы не поступают: «Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат» (Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 143). Однако фонды могут кредитовать Правительство РФ, приобретая государственные ценные бумаги или заключая кредитные соглашения.
Доходы внебюджетных фондов перераспределяются в пользу домашних хозяйств в форме пенсий, пособий, оплате медицинских услуг и финансирования лечения и отдыха граждан. Их объем можно приблизительно оценить в 8,4% ВВП.
Особые финансовые отношения складываются у внебюджетных фондов с банками:
Во-первых, это отношения с Банком России, на счетах которого фонды хранят свои денежные средства. Таким образом, с одной стороны. Банк России пополняет свои ресурсы за счет остатков на текущих счетах фондов, с другой стороны, фонды могут использовать разветвленную структуру Банка России для бесперебойных и бесплатных расчетов.
Во-вторых, это отношения с коммерческими банками. Фонды в соответствии с нормами, регулирующими их деятельность, могут размещать временно свободные ресурсы на депозитных счетах в банках, а также заключать с ними кредитные договоры, восполняя временную нехватку денежных средств и не допуская приостановку выплат застрахованным.
Специфические финансовые отношения складываются у территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями в тех регионах России, где в данном процессе задействованы три звена: фонд, страховая компания, лечебно-профилактическое учреждение. Аккумулированные страховые взносы фонд направляет страховщикам в размере, определяемом количеством застрахованных у них граждан и величиной тарифа на базовую медицинскую услугу. Страховщики направляют полученные средства на формирование резервов и оплату счетов лечебно-профилактических учреждений. Взносы страхователей являются источником финансирования выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве в форме пособий по временной нетрудоспособности единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных, в том числе санаторно-курортного лечения, а также профессионального переобучения.
С января 2000 г. сформировался еще один финансовый поток между работодателями и Фондом социального страхования Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» хозяйствующие субъекты обязаны перечислять в Фонд страховые взносы, дифференцированные по группам отраслей (под отраслей) экономики с учетом класса профессионального риска. Тарифо-облагаемой базой является начисленный по всем основаниям доход застрахованных.
Государственные внебюджетные фонды как общественные институты и как часть финансовой системы появились в Российской Федерации относительно недавно и находятся в состоянии развития. Поэтому деятельность фондов сопряжена с целым рядом проблем и не обходится без недостатков. Тем не менее, на основании мирового, а теперь и российского опыта можно утверждать, что данная форма мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов перспективна.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.
В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.
1.2 Фонд социального страхования РФ. Правовые аспекты регулирования деятельности
Государственные внебюджетные фонды социально-страхового назначения созданы для реализации конституционных прав граждан.
В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.
Социальное страхование одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере.
Социальное страхование — необходимая поддержка государства. Наша повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие вещи, как известно, происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: профессиональное заболевание, несчастный случай на производстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы. Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятую часть населения и им же финансируется.
Наличие эффективных систем защиты граждан, какими являются социальное страхование и социальная помощь, — это черта, ярко характеризующая современные рыночные отношения. При этом на первом плане в деле защиты граждан находится все же социальное страхование.
июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России [6].
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.
С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. Особенностью этого периода можно считать, что в российском государстве были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.
В это время в стране нарастающими темпами идет приватизация, появляются все новые и новые предприятия, изменяются формы собственности. В погоне за прибылью многие предприятия, вновь образованные акционерные общества, различные коммерческие структуры начинают искусственно занижать расходы на социальное страхование своих работников, свертывать оздоровительные программы на своих предприятиях, в том числе и санаторно-курортное лечение. Отчетливо просматривается тенденция ущемления прав граждан в сфере социальной защиты, поскольку предоставление гарантируемых государством пособий, путевок на санаторно-курортное лечение увязывалось с профсоюзным членством.
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 года 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Фонд социального страхования Российской управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами Российской Федерации, указами Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о Фонде социального страхования РФ.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью [5, п. 2].
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы [5, п. 3]:
а) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
б) центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
в) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются [5, п. 6]:
а) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
б) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
в) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
г) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
д) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
е) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Существование государственного социального страхования — это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются [2, ст. 4]:
а) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
б) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
в) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
г) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
д) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
е) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
ж) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
з) обеспечение надзора и общественного контроля;
и) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числу основных социальных рисков относятся [2, ст. 7]:
а) необходимость получения медицинской помощи;
б) временная нетрудоспособность;
в) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
г) материнство;
д) инвалидность;
е) наступление старости;
ж) потеря кормильца;
з) признание безработным;
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.
Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым (после Пенсионного Фонда РФ) по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся [2, ст. 5]:
а) установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
б) установление видов обязательного социального страхования;
в) установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
г) установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
д) установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;
е) утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
ж) установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
з) установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
и) установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
к) определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
л) управление системой обязательного социального страхования.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [2, ст. 14].
Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.
Итак, процесс формирования нового звена российских государственных финансов внебюджетных фондов шел параллельно с реформированием бюджетной системы и к настоящему моменту в основном завершен. Но их развитие в рамках совершенствования финансового обеспечения способов социальной защиты граждан продолжается и должно стать приоритетной задачей органов государственной власти.
1.3 Источники формирования средств фонда социального страхования РФ. Виды расходов, осуществляемых за счет средств фонда
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Средства Фонда образуются за счет [5, п. 7]:
а) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
б) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
в) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
г) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
д) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
е) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
ж) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
а) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;
б) общественные организации инвалидов, предприятия, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
Деятельность Фонда социального страхования, осуществляется по 3 направлениям:
а) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
б) страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
в) выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ.
Средства Фонда направляются на [5, п. 8]:
а) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
б) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
в) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
г) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
е) оплату проезда к месту лечения и обратно;
ж) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
з) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
и) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
к) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
л) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
м) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о ФСС. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации [5, п. 8].
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера [5, п. 10].
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.
Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг. Основная часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями, организациями, часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные выплаты по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление, компенсации гражданам, пострадавшим от радиации, и т.п. Часть средств ФСС направляется в Пенсионный фонд для компенсаций семьям военнослужащих и иных компенсационных выплат.
В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социального страхования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечить строго целевое использование средств, не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.
В то же время существующая в России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавок для страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма и профзаболеваемости на каждом конкретном предприятии. Согласно этой точке зрения, необходимо, чтобы те предприятия, которые не обеспечивают хороших условий труда, низкого травматизма и низкой заболеваемости, платили больше. А те предприятия, которые, наоборот, обеспечивают более благоприятные условия, платили меньше. Речь идет о том, чтобы максимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы Фонда социального страхования РФ такой привязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системе социального страхования и более активно привлекать в систему социального страхования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний).
Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации [2, ст. 19].
Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [3] и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [2, ст. 24].
2. Основные направления реформы социального страхования в РФ
С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах [3, ст. 1].
Соответственно с 01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются [3, ст. 8].
Для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году сохраняется действующий механизм налогообложения.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлен единый тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ страхователями — плательщиками страховых взносов (2,9%), и предельная величина базы для начисления страховых взносов (415 000 рублей за календарный год), которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. При этом в отличие от прежнего порядка, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Уплата страховых взносов страхователями производится на соответствующие счета Федерального казначейства.
Законом о страховых взносах предусмотрено, что в 2010 году не уплачивают страховые взносы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Указанные страхователи уплачивают в 2010 году налоги в порядке, действующем по состоянию на 2010 год. Однако, поскольку Федеральный закон от 31.12.2002 №190-ФЗ утратил силу с 01.01.2010 года, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам будет осуществляться вышеуказанными категориями страхователей в общем порядке, то есть, за первые два дня временной нетрудоспособности — за счёт средств работодателя, с третьего дня — за счёт средств Фонда социального страхования РФ [3, ст. 3].
Установлены состав правонарушений и меры ответственности (штрафы), применяемые за нарушение плательщиками страховых взносов законодательства по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, Законом №213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Во-первых, изменилось само название закона. В новой редакции закон называется «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Во-вторых, в Закон №255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованным лицам.
Необходимо обратить внимание на нормы, регулирующие порядок выплаты пособий застрахованным лицам, занятым у нескольких страхователей. В частности, начиная с 2010 года, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам указанным лицам, как и до 2010 года, будет осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособия по уходу за ребёнком — только по одному месту работы по выбору застрахованного лица.
Начиная с 2010 года, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховой стаж до 2010 года, будут засчитываться нестраховые периоды: прохождение военной службы или иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1.
Изменился порядок и срок уплаты страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С 01.01.2010 указанная категория лиц приобретает право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Изменения коснулись и порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Важно отметить, что Федеральный закон №255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Претерпел изменения и Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:
а) пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию,
б) пособие по беременности и родам,
в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,
г) пособие при рождении ребенка,
д) пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию,
е) социальное пособие на погребение.
Контроль за уплатой страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будет осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и банкам, при нарушении ими законодательства.
Кроме того, введены нормы, предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховых взносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действий или бездействия Фонда.
Хотелось бы отметить, что основной целью системы обязательного социального страхования является формирование средств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.
Важно отметить, что в переходный период 2011-2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 1.
Таблица 1. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ в 2010-2014 гг.
ПОКАЗАТЕЛИ2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (%)2,9Для сельхозпроизводителей (%)1,92,4В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%)-1,92,4В организациях, использующих труд инвалидов (%)-1,92,4В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе:Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%)-2,9Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%)-2,9Единый сельскохозяйственный налог (%)-1,92,4
Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений — улучшение социального обеспечения граждан России.
Хотелось бы обратить внимание на еще одно важное нововведение. В случае невозможности выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете в кредитной организации, назначение и выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.
2.1 Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за 2-3 года
Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя в частности проведение профилактики случаев профессиональных поражений. Отказ от проведения профилактики сделает систему социальной защиты от профессиональных рисков неоправданно дорогой и неэффективной. Финансирование проведения соответствующих предупредительных мероприятий может быть эффективно, только если будет носить массовый и сбалансированный характер.
Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов экономического стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих членов, в сбережении трудовых ресурсов. Кроме того, система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций без профилактики, будет неэффективной и чрезвычайно дорогостоящей. В этих целях Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС РФ) в 2009 г. финансирует три программы, связанные с охраной труда:
) финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (табл. 2);
Таблица 2. Финансирование предупредительных мер, направленных на снижение производственного травматизма и проф. заболеваемости в 2011-2013 гг., тыс. руб.
Показатель201120122013Сумма средств, направленных на финансирование предупредительных мероприятий Из них:72 185,779 817,992 747,5на профилактическое лечение (в% к сумме средств, направленных на финансирование)24 783,8 (34,3)28 572,2 (35,8)40 838,8 (44)на аттестацию рабочих мест (в% к сумме средств, направленных на финансирование)12551,3 (17,4)16 694,7 (20,9)21432,9 (23,1)на приобретение средств индивидуальной защиты (в% к сумме средств, направленных на финансирование)34 820,1 (48,2)33 991,4 (42,6)28 157,6 (30,4)на проведение работ по нормализации уровней запыленности, загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений (в% к сумме средств, направленных на финансирование)30,5 0,04)559,6 (0,7)2318,3 (2,5)
Таблица 3. Финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2012-2014 гг.
ПоказательРоссийская ФедерацияПриволжский федеральный округНижегородская область201220132014 (план)201220132014 (план)201220132014 (план)Выделено ассигнований, млн руб.2 0002 0002 000498,6503,1502,951,550,850,5Прошли углубленные медосмотры, тыс. чел.3 439,83215,13 030,3859,5811,3762,088,882,076,5
Таблица 4. Обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда в 2012-2013 гг.
Показатель для сравненияРоссийская ФедерацияПриволжский федеральный округНижегородская область201220132012201320122013Количество застрахованных, тыс. чел.62 924,157 094,0 (на 01.04.2009)12 869,511755,3 (на 01.04.2009)1611,41 460,3 (на 01.04.2009)Количество работников, обучение по охране труда которых финансировалось за счет средств ФСС РФ, чел. (в% к количеству застрахованных)291052 (0,46)238 449 (план) (0,42)60 332 (0,47)46 593 (план) (0,40)7511 (0,47)5 727 (план) (0,39)Сумма средств, предоставленных ФСС РФ для обучения застрахованных, тыс. руб.535 841,2479 354,1 (план)108 472,692 363,2 (план)12 768,710 995,8 (план)
Указанные мероприятия имеют различный порядок и источник финансирования, преследуют разные цели, и не всегда эти цели имеют страховую природу.
) приведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также приведение уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
) обеспечение лечебно-профилактическим питанием и витаминными препаратами работников, для которых указанное питание и витаминные препараты предусмотрены, и доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и нормативов с учетом питьевого режима работников.
Финансирование углубленных медицинских осмотров проводится на основании «Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 №813. Углубленные медосмотры работников направлены на раннее выявление и профилактику общих заболеваний, в том числе сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, и проводятся медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом поименных списков работников страхователя, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам.
Обучение по охране труда работников относится к числу важнейших профилактических мер по предупреждению трудовых увечий. Работа на предприятии в этом направлении предусматривает совместные действия руководства, работников, профсоюзных или иных уполномоченных работниками органов, поэтому наряду с руководителями и специалистами обучение по охране труда проходят и представители общественности. Серьезной проблемой при организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных остается отсутствие своевременного нормативного регулирования и единой базы данных по численности обученных застрахованных (по страхователям, регионам и видам деятельности), учета периодичности их обучения, что не позволяет объективно оценить потребность в обучении на следующий год. Кроме того, не имея соответствующей статистики, сложно оценить эффективность проведенного обучения.
Очевидно, что разные мероприятия по охране труда в разной степени оказывают влияние на уровень профессионального риска страхователя. Поэтому для оптимизации расходов ФСС РФ в этом направлении перед включением того или иного мероприятия в перечень предупредительных мер, проводимых в счет уплаты страховых взносов, необходимо оценить его эффективность с точки зрения снижения профессионального риска. Выявив наиболее эффективные предупредительные мероприятия, следует осуществлять их приоритетное финансирование. Остальные мероприятия должны осуществляться за счет работодателя при нематериальном стимулировании их проведения со стороны ФСС РФ.
Только превентивные мероприятия (внедрение индивидуальных, коллективных средств защиты, обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных) непосредственно приводят к снижению профессионального риска. Оздоровительные мероприятия (санаторно-курортное лечение и лечебно-профилактическое питание) позволяют уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, не снижая при этом уровня профессионального риска. Оценочные мероприятия (аттестация рабочих мест по охране труда) позволяют только оценить текущее состояние профессионального риска, их проведение не влечет за собой ни снижения вероятности наступления страхового события, ни предотвращения и уменьшения последствий воздействия рисков. При всей своей высокой социальной значимости углубленные медицинские осмотры не влияют ни на величину профессионального риска, ни на определение его уровня, поэтому не могут быть отнесены ни к одной из указанных групп.
Исходя из указанного, интересы ФСС РФ должны быть сосредоточены в первую очередь на финансировании превентивных мероприятий. Также ФСС РФ заинтересован в осуществлении оздоровительных мероприятий — профилактическом лечении работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, но только при условии их обоснованности — оздоровление застрахованных должно проводиться на основании медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и (или) опасных производственных факторов, не доводя до установления диагноза «профессиональное заболевание». От финансирования оценочных мероприятий — аттестации рабочих мест, а также от проведения углубленных (дополнительных) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансируемых сверх 20% страховых взносов, — ФСС РФ следует отказаться.
На основе опыта коммерческого страхования, при высокой убыточности определенного вида страхования и заинтересованности страховщика в снижении страхового риска, страховщик может использовать средства из резерва предупредительных мероприятий на снижение риска. Превентивная форма страховой защиты связана с профилактикой, предупреждением причин, вызывающих страховые случаи или увеличивающих их частоту по сравнению со среднестатистической, заложенной в тарифную ставку. За счет резерва предупредительных мероприятий страховая фирма может организовать проведение различных инженерно-технических и других мероприятий, позволяющих снизить не только частоту и тяжесть страховых случаев, но и выплаты по ним. Оценка уровня страхового риска за счет резерва предупредительных мероприятий не осуществляется, так как не приводит к снижению количества и тяжести страховых случаев и объема страховых выплат.
Изменение перечня мероприятий по охране труда позволит сократить расходы ФСС РФ, но необязательно эта мера скажется на проведении других видов предупредительных мероприятий. Проведение превентивных и оздоровительных мероприятий невозможно без предварительных оценочных мероприятий. Например, для приобретения средств индивидуальной защиты и приобретения, реконструкции и модернизации средств коллективной защиты работников необходима предварительная оценка потребности в этих мерах, что возможно только при проведении необходимых замеров с помощью приборов контроля за состоянием условий труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Для обоснованного проведения профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, необходимо предварительно выявить круг лиц, нуждающихся в таком лечении и применительно к которым данное лечение даст положительный эффект. Это невозможно без предварительного проведения обязательных периодических и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если проведение указанных оценочных мероприятий ФСС РФ сделает необходимым условием для получения разрешения на финансирование в счет уплаты страховых взносов, страхователи будут вынуждены проводить данные мероприятия по охране труда за свой счет. Кроме того, проведение обязательных периодических медицинских осмотров и аттестации рабочих мест — необходимое условие для получения скидки к страховому тарифу. Получается, что ФСС РФ, вкладывая свои средства в данные предупредительные мероприятия, в частности в аттестацию рабочих мест, сам же заинтересован в уменьшении своих будущих доходов. Поскольку в снижении страхового тарифа должен быть заинтересован страхователь, то только он обязан осуществлять действия, на это направленные. Таким образом, и без финансирования оценочных мероприятий в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний они будут проводиться в достаточном объеме, поскольку финансовые стимулы для их проведения у работодателей останутся.