Выдержка из текста работы
В функции Правительства Российской Федерации входит разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета, а также обеспечение его исполнения. Правительство представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивая разработку и исполнение бюджета, Правительство взаимодействует с Центральным банком РФ и опирается на Министерство финансов, Министерство экономики и иные федеральные государственные органы. Так, функции контроля за исполнением федерального бюджета возложена Правительством РФ на Федеральное казначейство, Положение о котором было утверждено Правительством 27 августа 1993 г. Постановлением № 864.
Задача контроля за исполнением бюджета в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. ( СЗ РФ 1998. № 31. Ст. 3823).
Главной задачей единой централизованной системы органов Федерального казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства. Исходя из принципов единой кассы. Не менее важной задачей органов Федерального казначейства служит регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
Таким образом, широта задач этого контрольного органа определяется различными функциями, о которых узнаем из курсовой работы. Убедимся в том, что основной упор деятельности Казначейства делается на контроль за использованием бюджетных средств.
При написании курсовой работы мною были использованы: Указ Президента «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г.; Собрание законов РФ, Положение о федеральном казначействе. Утвержденное постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 //САПП 1993. №35. Ст. 3320. Учебники: под редакцией О.Н.Горбуновой, Н.И. Химичева; «Финансовое право» М.В. Карасева; «Финансовое право» Е.Ю.Грачева, Э.Д.Соколова.
Глава 1. Понятие и задачи финансового контроля
1.1 Понятие государственного и муниципального финансового контроля.
Государственный и муниципальный контроль является составной частью финансового контроля в широком смысле. Помимо государственного и муниципального финансового контроля, существует и негосударственный финансовый контроль. Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым контролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.
Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Эта функция обеспечивается слежением рублем за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований. А именно: на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.
Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств и др.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства
Такими специальными органами являются:
• Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основная задача Счетной палаты — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
• Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми государственными денежными накоплениями.
Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства – начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации. В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.
• Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является Министерство РФ по налогам и сборам.
Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем за соблюдением законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одна из основных задач которой — предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том числе и в органах налоговой инспекции.
Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.
Есть еще ряд органов, специально занимающихся финансовым контролем, но их деятельность будет рассмотрена в главах учебника, специально посвященных финансовому контролю.
В финансовых правоотношениях одной из сторон является государство, выступающее в лице уполномоченных органов. Это определяет неравенство субъектов правоотношений. Объект финансовых правоотношений — наличные деньги, безналичные деньги, денежные обязательства. Права и обязанности сторон в таких правоотношениях устанавливаются нормативными актами, которыми предусматриваются основания их возникновения, изменения и прекращения. Финансовые правоотношения подразделяются на бюджетные, кредитные, налоговые, по поводу взимания неналоговых сборов, по поводу страхования, обращения национальной и иностранной валюты и т.д. Возникают и осуществляются эти правоотношения между органами государственной власти, между финансовыми органами и юридическими лицами, между финансовыми органами и физическими лицами, между финансово-кредитными органами.
Финансовый контроль представляет собой контроль за аккумуляцией, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой системы. Финансовый контроль может быть дифференцирован в зависимости от контролирующих органов на государственный контроль, ведомственный контроль и аудит. Финансовый контроль отчасти распространяется и на финансовую деятельность коммерческих и некоммерческих негосударственных предприятий и организаций, а также физических лиц.
В первую очередь это контроль выполнения финансовых обязательств перед государством и местным самоуправлением всех субъектов финансовых правоотношений, т.е., в сущности, проверка своевременной и адекватной закону уплаты установленных налогов и сборов.
Другая важная сфера финансового контроля — проверка правильности использования предприятиями и организациями переданных в их распоряжение бюджетных средств, субсидий, банковских ссуд.
Кроме того, финансовому контролю подлежит соблюдение установленных нормативно-правовыми актами правил осуществления финансовых операций и правил хранения денежных средств.
Финансовый контроль, призван также выявлять нарушения финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина представляет собой точную реализацию и соблюдение установленных нормативно-правовым актом приписан по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства, местного самоуправления предприятий и организаций. Финансовому контролю подлежат не только непосредственно денежные средства, но все ресурсы вообще, постольку, поскольку их использование осуществляется в денежной форме.
Один из видов финансового контроля:
В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль можно назвать следующие его виды: парламентский контроль, налоговый контроль, правительственный контроль, банковский контроль, ведомственный контроль, аудиторский контроль
Правительственный контроль. Министерство финансов РФ осуществляет общегосударственный финансовый контроль, для чего, в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ от 19 августа 1994 г. в нем образованы контрольно-ревизионные структуры, осуществляющие контроль за составлением и реализацией федерального бюджета, составлением и исполнением смет министерств и ведомств, финансированием расходов. Помимо федерального министерства функционируют министерства финансов республик, финансовые управления в административно-территориальных субъектах РФ. Указом Президента Российской федерации 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе» была создана единая централизованная система контроля за бюджетными средствами. Федеральное казначейство составляют Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы в субъектах Российской Федерации, в городах, районах и районов в городах. Начальник Главного управления назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов, руководители территориальных органов в субъектах РФ — министром финансов по представлению начальника Главного Управления. Предназначение органов федерального казначейства — в первую очередь, контроль за поступлением, обоснованным и экономически эффективным использованием средств бюджета. Для реализации этих функций органам казначейства предоставлено право производить у всех юридических лиц, независимо от формы собственности, проверки денежных документов, связанных с зачислением и использованием средств, а также получать от всех кредитных учреждений справки о состоянии счетов их клиентов — юридических лиц.
1.2 Сроки и методы финансового контроля.
По срокам осуществления финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим.
1. Предварительный контроль осуществляется до начала расходования подконтрольных денежных средств и материальных ценностей. В ходе этого контроля проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые могут стать основанием будущей финансовой деятельности. Это, например, проект бюджета, финансовый план и т.п.
2. Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций. Например, в ходе реализации средств выделенных на капитальное строительство.
3. Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций. Например, после исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета.
Методы финансового контроля.
Основной метод — ревизия, т.е. проверка хозяйственно-финансовой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установления ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ревизии нескольких видов. При проведении документальных ревизий проверке подлежат первичные денежные документы (счета, платежные ведомости) наряду с обобщающими материалами (сметы, отчеты). При фактической ревизии проверяются не только финансовые документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Проведение полной ревизии означает проверку всей деятельности субъекта, выборочная ревизия сосредотачивает контроль на конкретных обособленных аспектах финансово-хозяйственной деятельности. По итогам ревизии составляется акт ревизии, который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой организации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указывается ее цели, результаты, выявленные факты нарушений, именуются виновные в нарушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по содержанию и выводам акта ревизии руководитель проверяемой организации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе акта ревизии должны приниматься меры к устранению выявленных нарушений, причем контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации назначившего ревизию.
Органы казначейства проверяют документы в министерствах, в организациях, связанные с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета РФ. (Пункт 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации от 27 августа 1993 г.)
1.3 Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля.
Государственный и муниципальный финансовый контроль сегодня весьма многообразен. Он осуществляется целой системой органов, функционирующих как на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований.
Нормативным актом, определяющим систему государственного финансового контроля, на уровне Российской Федерации является Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (СЗ РФ.1996.№31. Ст.3696). Государственный финансовый контроль на уровне субъектов РФ, а также муниципальный финансовый контроль осуществляется как федеральными органами государственного финансового контроля, так и специально созданными органами государственного и муниципального финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Многообразие органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, обусловлено широтой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, и разнообразием ее сфер. Исходя из этого выделяют и различные виды государственного и муниципального финансового контроля. (2, 163-165)
Федеральное казначейство осуществляет:
- Общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль.
- Обязательный финансовый контроль ( в соответствии с требованиями законодательства)
Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти специальной компетенции, подразделяется на два вида: а) финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, т.е по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований; б) финансовый контроль органов исполнительной власти в системе ведомства (ведомственный финансовый контроль).
К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль в отношении функционально подчиненных субъектов, относятся: Министерство финансов РФ и органы казначейства, Министерство по налогам и сборам РФ и подчиненные ему налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, а также таможенные органы.
1.4 Центральный аппарат Минфина России.
Структурным подразделением центрального аппарата Минфина России является Главное управление федерального казначейства. Оно возглавляет систему органов федерального казначейства, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Правовое положение этих органов определено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. « О федеральном казначействе Российской Федерации». ( САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.)
Одной из главных задач органов федерального казначейства является: контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств.
В этих целях Главное управление федерального казначейства Минфина России: а) организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств; б) организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; в)организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.
Органы федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам, районам в городах: а) контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств; б) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и т.д.
В ходе контрольной деятельности органы казначейства имеют право: а) проверять денежные и иные документы в любых организациях; б) получать от банков справки о состоянии счетов организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; в)приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; г)налагать на кредитные организации штраф в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет и др. (2, 174-175)
Глава 2. Положение о федеральном казначействе Российской федерации
Утверждено постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993г. № 864
В ред. постановлений Правительства РФ от 11 февраля 1995г, от 28 января 1997г.
2.1 Общее положение
1. Единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется — казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт — Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства – начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов в РФ и подчиняется Министерству финансов РФ.
2. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, иными решениями Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Совета Министров – Правительства РФ, настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министерства финансов РФ.
3. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт — Петербург в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджета системы РФ.
4. Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управление РФ ежемесячно, а Министр финансов РФ – ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета РФ, иных финансовых операциях Совета Министров – Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.
5. Казначейство возглавляет руководитель федерального казначейства —
начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по предоставлению Министерства финансов РФ.
Заместители руководителя федерального казначейства – начальника Главного управления федерального казначейства Министерство финансов РФ назначается и освобождается от должности Министром финансов РФ.
6. Руководители органов казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, города Москвы и Санкт – Петербургу назначаются и освобождаются от должности по представлению руководителя казначейства – начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Руководители органов казначейства по городам, районам и районам в городах назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городу Москве и Санкт – Петербургу.
7. Структура и штатные расписания Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, органов казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, города Москвы и Санкт – Петербургу, по районам, городам (за исключением городов районного подчинения и районов в городах) утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного их фонда оплаты труда.
2.2 Задачи и функции органов казначейства
1. Главными задачами органов казначейства являются:
— организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
— регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
— осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
— сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Совета Министров – Правительства РФ по республиканскому бюджета РФ, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
— управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
— разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ;
2. В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ:
а) организует бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета РФ и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;
б) руководит работой территориальных органов федерального казначейства;
в) доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнований из республиканского бюджета РФ по обслуживанию этими органами территориями РФ;
г) ведет сводный реестр распорядителей средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;
д) организует распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом РФ и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт – Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
е) осуществляют управление доходами и расходами республиканского бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Совета Министров – Правительства РФ, как в рублях, так и в иностранной валюте, распоряжается средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, а также осуществляет операции с этими средствами;
ж) организует осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом РФ и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт- Петербурга;
з) регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
и) организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств республиканского бюджета РФ, иных централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров – Правительства РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;
к) организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства;
л) организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт — Петербурга, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;
м) представляет высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Совета Министров – Правительства РФ, результатах исполнения республиканского бюджета РФ и состоянии бюджетной системы РФ, а руководящим органам государственных ( федеральных) внебюджетных фондов – о результатах финансового исполнения соответствующих фондов;
н) осуществляет по поручениям Совета Министров – Правительства РФ и Министерства финансов РФ иные операции со средствами республиканского бюджета РФ, другими средствами, находящимися в ведении Совета Министров – Правительства РФ;
о) осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросом, относящимся к компетенции казначейства;
п) проводит непосредственно и организует работу территориальных органов казначейства по контролю за соблюдением действующего законодательства РФ в части исполнения республиканского бюджета РФ, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;
р) разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составление отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательные для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
с) совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также организует и осуществляет в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров – Правительства РФ;
т) организует и осуществляет ведение операций по счету государственной казны РФ;
у) осуществляет внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства;
ф) взаимодействует с Центральным банком РФ, Государственной налоговой службой РФ, иными центральными органами государственной власти и управления РФ в целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением республиканского бюджета РФ;
х) совместно с Центральным банком РФ принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики;
ц) поучает, анализирует и обобщает отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организаций их работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
ч) организует в установленном порядке повышение квалификации работников казначейства;
ш) осуществляет связи с органами, исполняющими бюджеты в Содружестве Независимых Государств, иностранных государствах, а также с международными финансово-банковскими организациями, изучает опыт организации деятельности казначейств зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию.
3. Органы казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах выполняют следующие функции:
— осуществляют бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета РФ, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
— обеспечивает в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств;
— обеспечивает полный учет распорядителей средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;
— осуществляют распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом РФ и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт — Петербурга, а также производит отчисление от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;
— осуществляет операции со средствами республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетными (федеральными) средствами;
— осуществляет кассовое планирование средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направление их использования;
— контролирует своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетными (федеральными) средствами, а также целевое направление использования средств республиканского бюджета РФ и внебюджетных (федеральных) средств;
— осуществляет по представлению государственных налоговых инспекций возврат в республиканский бюджет РФ излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
— осуществляет контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками;
— передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
— в необходимых случаях предъявляют в суд и арбитражный суд иски по основаниям, установленным законодательством РФ;
— контролирует правильность применение финансовых санкций, предусмотренных указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе»;
— осуществляют систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах органов федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
— осуществляет сбор, обработку и передачу вышестоящим органам казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета РФ, а также о финансовом исполнении государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступлении и использовании внебюджетных (федеральных) средств;
— проводят работу по контролю за соблюдением действующего законодательства РФ в части исполнения республиканского бюджета РФ, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;
— осуществляют иные операции по поручению вышестоящих органов казначейства;
— в процессе выполнения возложенных на них функций взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, банками и иными финансово-кредитными учреждениями, органами Государственной налоговой службы РФ;
— осуществляют работу по подбору и расстановке кадров и проводят мероприятия по повышению их квалификации;
— ведут в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности;
— рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, и жалобы на действия должностных лиц территориальных органов казначейства;
— привлекают в соответствии с действующим законодательном к дисциплинарной ответственности должностных лиц территориальных органов казначейства за нарушение, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная ответственность.
2.3 Права и обязанности органов казначейства
1 Органы казначейства имеют право:
а) открывать счета для зачисления и выдачи средств в соответствии с настоящим Положением в Центральном банке РФ, его учреждениях на местах, иных банкам и финансово-кредитных учреждениях;
б) производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета РФ, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
в) получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;
г) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского бюджета РФ, контролировать их устранение;
д) приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
е) изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствам. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства;
ж) выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета РФ, средств этого бюджета, направленных в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;
з) налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход республиканского бюджета РФ, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств из республиканского бюджета РФ и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Центральный банк РФ представления о лишении соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.
2. Права предусмотренные подпунктами «ж» и «з» пункта 1 настоящего Положения предоставляются только руководителю федерального казначейства и руководителям органов казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт – Петербургу.
3. Суммы санкций зачисляются соответственно в доход республиканского бюджета РФ или в государственные (федеральные) внебюджетные фонды.
4. Взыскание суммы санкций осуществляется органами Государственной налоговой службы РФ в 3-дневный срок по предоставлению органов казначейства.
5. За временно привлеченные бюджетные средства и иные централизованные финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Совета Министров – Правительства РФ, банки и иные финансово-кредитные учреждения уплачивают проценты в размерах, установленных соответствующими соглашениями с Министерством финансов РФ.
В случае позаимствования в установленном законодательством порядке средств Центрального банка РФ (либо другого кредитора) на покрытие временных кассовых разрывов республиканского бюджета РФ казначейство уплачивает проценты в размере, предусмотренном соглашением.
6. Должностные лица казначейства обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну.
7. Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ является от имени Министерства официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Совета Министров – Правительства РФ.
8. Руководитель финансового казначейства – начальник Главного управления федерального казначейства министерства финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральное казначейство РФ задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместителей , начальников структурных подразделений этого Главного управления, а также руководителей органов казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт- Петербурга за руководство отдельными областями деятельности федерального казначейства.
2.4 Порядок применения финансовых санкций
В последние годы в связи с бурным развитием финансового, в частности налогового, законодательства в науке стала выделяться финансово-правовая ответственность как самостоятельный вид ответственности.
Федеральное казначейство применяет охранительные финансово-правовые нормы.
Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с одно из них Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе».
Пеня за бюджетные правонарушении, предусмотренные в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете в виде просрочки уплаты основной суммы долга и процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взыскивается налоговыми органами служб в трехдневный по представлению органов Федерального казначейства (См. Письмо Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование»).
В Бюджетном кодексе РФ также определен порядок применения финансовой санкции в виде пени. В соответствии со ст.284 БК РФ органы Федерального казначейства имеют право: а) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; б) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Бесспорное списание бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств либо на основе заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течении 10 дней после составления акта проверки (ст. 285 БК РФ).
Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. « О Федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.
Заключение.
Органы федерального казначейства, находящегося в подчинении Министерства финансов РФ, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и исполнение средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных функций: производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки денежных и бухгалтерских документов, отчетов, планов, смет и т.п.; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные средства; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета и правил совершения операций с внебюджетными средствами.
Главные задачи органов казначейства:
организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
ведение операций по учету государственной казны РФ.
Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины: приостанавливать операции по счетам в банках, выдавать предписания о бесспорном порядке взыскания средств, использованных не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки и иные финансово-кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета или в государственные внебюджетные фонды (или средств, перечисленных из указанного бюджета и фондов на счет получателей) в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки или краткосрочном кредитовании, увеличенной на десять пунктов. Казначейство в праве вносить в Центральный банк РФ представления на лишение соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций. Упомянутая мера связана с функциями казначейства по кассовому исполнению федерального бюджета.
Список используемой литературы
- Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебное пособие. – М.: Юристъ. 2002 – 384с.
- Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256с.
- Финансовое право: Учебник (Отв. ред. Н.И.Химичева), 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000, 600с.
- Финансовое право: Учебник. /Под ред. О.Н.Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. 2002. – 495с.
Дополнительная литература
1.Положение о федеральном казначействе. Утвержденное постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 //САПП 1993. №35. Ст. 3320.
2. Собрание законов РФ
3.Указ Президента «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г.